Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к учебной деятельности | - Ребята, из чего состоит наша речь? (из слов) - Одинаковые или разные значения имеют слова? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте | Личностные: положительно относятся к учению, познавай деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
2.Актуализация изученного и пробное учебное действие | -Посмотрите на экран. Просмотр презентации (слайд 2) 1.Мороз, зима, солнце, день, друг, радость. 2.Думаешь, даешь, читаешь, дремлешь, видишь. 3.Интересный, чудесный новый, прелестный. -Что вы заметили в стоках? (слова распределены по частям речи). Обоснуйте свой ответ. | Отвечают на вопросы, строят высказывания; просматривают презентацию | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3.Выявление места и причины затруднения | -Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи». Запишем тему урока (слайд 1). -А какие еще знакомы вам части речи? -Как определить принадлежность слова к той или иной части речи? (задаем вопрос, выясняем грамматическое значение слова) | Обдумывают ответы на вопросы, осознают недостаточность знаний; просматривают презентацию; воспринимают информацию, осваивают лингвистические термины. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4.Творческая практическая деятельность | - Составим таблицу частей речи (слайд 3). Примеры придумаем сами: Части речи | Вопрос | Что обозначает | Пример | Существительное | Кто? Что? | Предмет | День солнце | Прилагательное | Какой? Чей? | Признак предмета | Добрый смешной | И т.д. | | | | | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: самостоятельно находят информацию. Регулятивные: Контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения работы. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. |
5.Изучение нового материала, его первичное закрепление | -Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительное, глагол, прилагательное, наречие, числительное, местоимение) и служебные (предлог, союз, частица). Самостоятельные части речи в предложении являются членами предложения, а служебные части речи служат для связи слов в словосочетании и предложении. (Слайд 4,5) Части речи изучает раздел языкознания, который называется «Морфология» (слайд 6). | Отвечают на вопросы, просматривают презентацию | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, классификации. |
6.Самостоятельная работа | Учащиеся в соответствии с уровнем подготовки класса выполняют упражнения различной степени сложности. Упр. 74. - читают стихотворение О. Высоцкой, выполняют задание: распределяют по столбикам выделенные слова. Упр. 75.- из текста выписывают выделенные слова (наречия) вместе с теми словами, к которым они относятся, подчеркивают по образцу. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, действуют по плану. |
7.Рефлексия учебной деятельности | -Что нового вы узнали на уроке? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? (Слайд 7) -Дайте оценку нашей работе. Учитель дает дифференцированное задание на дом (слайд 8): Параграф 15, упр. №77 1 группа – основное здание 2 группа – основное задание и задание под * | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |