Конспект урока по русскому языку
«Родовые окончания прилагательных. Повторение».
4 класс
Цель
Обобщить и систематизировать знания о написании родовых окончаний имён прилагательных и о прилагательном как о морфологической единице.
Задачи:
Повторить и отработать правильное написание родовых окончаний имён прилагательных.
Продолжить развивать умение работать в группе.
Развивать коммуникативные способности и критическое мышление.
Прививать интерес к здоровому образу жизни.
Тип урока: урок - повторение.
Форма проведения: работа в группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, проекционнная доска,
Слова, состоящие из набора разрезной азбуки: БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, таблички с названиями команд.
Ход урока.
1 Орг. Момент.
у нас сегодня на уроке находятся гости. Поприветствуем их. Чтобы настроиться на рабочий лад, давайте, прочитаем нашу речёвку.
Мы весёлый дружный класс
Полюбуйтесь-ка на нас.
Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы скажите, о какой части речи в нём говорится.
Красивый, весёлый, счастливый, понятный,
Любимый, забавный, хороший, приятный,
И обаятельный, и привлекательный,
Это, конечно же, всё?
-Прилагательные.
Слайд ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
-Мы начали повторять вчера всё, что знаем о прилагательном. Сегодня мы продолжим говорить об этой части речи. Работать мы сегодня будем по командам. У нас в этом триместре три команды: Торнадо, Умницы и Умники и Химики. Давайте вспомним правила работы в группе.
Слайд
Цени свои знания
Прислушивайся к товарищу
Уважай соперника.
-Давайте не забывать во время работы об этих правилах.
2 Повторение пройденного.
-Сегодня у нас урок - соревнование
За каждый правильный ответ команда будет получать балл, в виде буквы, в конце урока, у команды, которая справилась с заданием должно получиться слово. Сначала, давайте проведём разминку.
Вопрос первой команде
1- Что обозначает имя прилагательное?
-Признак предмета.
2- На какие вопросы отвечает?
-Какой, какая, какое, какие.
3- назовите мне прилагательное, которое будет отвечать на вопрос какие?
- молодцы вот ваша первая буква.
Вопросы второй команде
1- Чем прилагательное чаще всего является в предложении?
- Определением.
2- Как определить род, и число?
- По роду, и числу существительного, с которым оно связано.
3-придумайте прилагательное, которое будет согласовываться со словом здоровье.
-Например, крепкое, хорошее.
Молодцы вот ваша первая буква.
Вопросы третьей команде.
1- Как определить падеж прилагательного?
- По падежу существительного, с которым оно связано.
2-Как можно назвать прилагательные, которые близки по смыслу, но разные по звучанию.
-Синонимы.
3-Придумайте синоним к слову знойный.
- Жаркий.
Молодцы, вот ваша первая буква.
-Теперь проведём блиц турнир.
- В блице предполагаются более сложные задания.
Слайд ЗДОРОВЫЙ БОЛЬНОГО НЕ ПОЙМЁТ.
Дана минута на обдумывание каждой команде, чтобы объяснить её смысл.
Примерные ответы детей.
-Человек здоровый не может понять проблемы больного человека, если у человека всё хорошо, он не всегда может понять того, у которого случилась беда.
Какой вывод можем сделать?
Примерные ответы детей.
-Помочь тому, кто заболел, беречь своё здоровье.
-Как мы можем беречь здоровье?
-Соблюдать режим дня, питания, заниматься спортом.
Теперь вопросы блиц турнира.
Вопрос первой команде
-В предложении: Здоровый больного не поймёт. Прилагательное - здоровый каким членом предложения является?
- Подлежащим.
Получают букву.
Вопрос второй команде.
- Придумайте к этому прилагательному антоним и объясните значение слова антоним.
Получают букву.
Вопрос третьей команде.
-Попробуйте изменить эту поговорку, так, чтобы прилагательное
стало определением.
-Здоровый человек больного не поймёт.
Получают букву.
Молодцы.
3 Введение темы урока, работа по теме.
-Ребята, на электронный почтовый адрес пришло письмо от доктора Пилюлькина. Я его разделила на три части и сейчас каждая группа пусть посмотрит на свою часть, выполнит предложенное задание и приготовиться читать его вслух.
Слайд с изображением доктора ПИЛЮЛЬКИНА.
Задание для первой группы
Зд…ров… человек всегда бодр… У него х…рош… ап?етит, кр…сив… цвет л…ца, привлекательн… внешн… вид.
Задание для второй группы
У зд…рового человека ч…ще бывает радос?н…, в…сёл…, приподнят… настроение. Люб… трудн… з…дание ему даётся легче.
Задание для третьей группы
Ж…знь зд…рового человека сч…стлива… и интерес?н… Его не пугает осен?… слякоть и зимн… стужа. Люб… нов… задачи для него разрешимы.
- Возьмите маркер и вставьте пропущенные буквы.
Проверка.
Дети вывешивают своё задание на доске и объясняют правописание вставленных букв.
А теперь, давайте проверим, правильно ли у нас выполнено задание.
Команды проверяют друг друга и решают дать или нет соперникам третью букву.
Получают третью букву.
-Что хотел нам сказать доктор Пилюлькин?
-Берегите здоровье, лучше быть здоровым.
Слайд БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
-Теперь каждая команда возьмите текст, с которым вы ещё сегодня не работали и внимательно посмотрите на него. Все прилагательные в вашем тексте одного рода. Расскажите про окончания своих прилагательных.
Отвечает первая группа.
- Прилагательные мужского рода в именительном падеже единственного числа имеют окончания ый ой ий.
Слайд М.Р. ЫЙ ОЙ ИЙ
Получают четвёртую букву.
-Прилагательные среднего рода в именительном падеже единственного имеют окончания ое ее.
Слайд СР.Р. ОЕ ЕЕ
Получают четвёртую букву.
- Прилагательные женского рода имеют окончания ая яя, а во множественном числе ые ие.
Слайд Ж.Р. АЯ ЯЯ МН. Ч. ЫЕ ИЕ.
Получают четвёртую букву.
-Для чего мы должны учить окончания прилагательных?
-Должны знать наизусть окончания прилагательных, чтобы правильно написать их, когда они стоят безударными.
4 Закрепление пройденного.
- Ребята, доктор Пилюлькин вам тоже прислал несколько советов.
Давайте запишем их в тетрадь. Откройте тетради, запишите число сегодня шестнадцатое декабря, классная работа.
Учитель диктует, дети пишут, на экране слайд, с картинкой по теме.
Свежий воздух помогает сохранить здоровье. СЛАЙД.
Правильная осанка сохраняет зрение. СЛАЙД
Полезные продукты – твои друзья. СЛАЙД.
Занятия спортом приносят бодрое настроение. СЛАЙД.
Выделите окончания и где возможно надпишите род и число.
-Как определяли род прилагательного?
-По роду существительного, с которым оно связано.
-В каком случае не смогли определить род?
- Когда прилагательное стояло во множественном числе.
5 РЕЗЕРВ.
-Назовите окончание, которое состоит из первой и последней буквы алфавита. Придумайте прилагательное
1 группа с таким окончанием и корнем спорт
2 группа с таким окончанием и корнем бодр
3 группа с таким окончанием и корнем весел
Запишите предложения с любым из этих слов.
6 Подведение итогов и оценивание.
- Давайте подведем итоги.
- О чём сегодня говорили?
- Что повторили?
- У каждой команды есть буквы, но чтобы получилась фраза, мы должны собраться вместе, ведь наш класс это тоже одна команда и я тоже в этой команде, поэтому я тоже поставлю свою букву.
-Что у нас получилось?
-Будьте здоровы. Давайте пожелаем этого и себе, и своим близким и нашим гостям.
- Нарисуйте в тетради смайлик к уроку.