kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока для 5 класса "Письмо". Своеобразный и интересный урок. Цель урока: познакомить учащихся с эпистолярным жанром, со структурой письма и его этикетными особенностями, научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики. Ход урока: 1) речевая разминка; 2) работа по теме; 3) работа с таблицей "Структура письма и речевые формулы"; 4) выполнение упражнений; 5) советы пишущему письмо; 6) задание на дом. Урок полезный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Письмо" »

Методическая разработка урока «Письмо»

5 класс (2 часа)


Цель: познакомить учащихся с эпистолярным жанром – со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики.


Ход урока:

  1. Речевая разминка.

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячи верст пути.

Нетрудно письму увидеть весь свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги объедет мир

Заклеенный пассажир.

С. Маршак.


- из какого стихотворения взят этот отрывок? ( «Почта»)

- что создает стремительность движения письма? ( глаголы: пробежит, пролетит, проплывет).

- расставьте логическое ударение в каждой строке и прочитайте отрывок выразительно.


  1. Работа по теме.


Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем. Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету. Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах. Но всегда ли мы знаем, как правильно писать письмо?

Цель нашего урока: познакомиться с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями.


Сегодня мы познакомимся с историей возникновения письменности; узнаем, какими были первые письма; вспомним, каких правил нужно придерживаться, когда пишешь письмо. Начнем с истории…


За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах и на каменных плитах, вырезали на костях, чертили знаки на глиняных дощечках, а позже – на бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде в 12-15 веках писали на бересте. Примерно 5 тысяч лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название которого было дано по названию города Пергама в Сирии. Бумага – одно из величайших изобретений человечества – сначала, в 5 веке, появилась в Китае, а затем, в 12-17 веках, в государствах Европы.


Знаете ли вы, из чего изготовлялись первые письма? ( из глины, морских ракушек, веревок различной длины).


Ученикам предлагается разгадать старинное предметное зашифрованное письмо: «Представьте, пожалуйста, сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зеленый чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие странные предметы: мышь, лягушку, птицу и пять стрел» ( эти предметы разложены на столе).


(Правильный ответ: «Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болоту, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами»).


Несколько позднее появилось пиктографическое письмо, т.е. письмо рисунками.


Дома вы должны были прочитать сказку известного вам писателя Р.Киплинга «Как было написано письмо». Объясните:

- почему смогла произойти такая необычная история с Таффи, которую еще звали «Девочка, которую нужно хорошенько отшлепать за то, что она такая шалунья»?

- какое великое открытие смогла сделать эта маленькая девочка?

- как вы понимаете следующую фразу: «Написать письмо – это только полдела, нужно еще уметь его прочитать»?


Прошло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма при помощи почтальонов, которые сначала ходили пешком, перемещались на ходулях, потому что на улицах старинных городов была непролазная грязь, затем ездили в специальных почтовых каретах в европейских странах и на ямских тройках в России.

Немало утекло воды , пока появился буквенный алфавит. Привычное для нас слово «письмо» образовалось от глагола «писать» одновременно с развитием на Руси письменности.


Как правило, письмо состоит из 3 частей:

- зачин

- информационная часть

- концовка


Письмо начинается приветствием к адресату. Форму обращения определяет отношение между людьми, состоящими в переписке. После приветствия и обращения следует текст письма, в котором может содержаться сообщение, пожелание, благодарность, извинение, жалоба, просьба, приглашение. В конце письма обычно помещают слова прощания и уверения в уважении, дружбе, любви. Информацию, которую вы забыли написать в письме, можно поместить под знаком P. S. Что означает: «после написанного».


Перед вами в учебнике (упр.206) находятся письма двух знаменитых людей. Прочитайте их. К какому стилю речи относится текст письма, приведенного в упр.206?


Упр.207. Как начинается и заканчивается это письмо?

О чем в нем говорится?

Найдите два обращения.

Какими знаками препинания они выделены?


Чтобы вам легче было писать письма, составим таблицу:


Структура письма и речевые формулы, используемые в нем


Основные части письма

Содержание письма

Речевые формулы

Зачин

  1. место и дата написания

  2. приветствие

  3. обращение

Здравствуйте!

Добрый день!

Шлю тебе привет!

Дорогой, милый…!

Имя и все его формы

Друг, мамочка и т.д.

Информационная часть

Основная информация, которую нужно изложить

Хочется сообщить…

Я хотел бы рассказать…

Вот некоторые новости…

Нет ничего нового…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…

концовка

1.итоговые фразы: просьба писать, предположение, что переписка будет регулярной, благодарность, приветы и прощание, уверение в уважении, дружбе и любви.

2. Подпись

3. P. S.

С ( глубоким, искренним) уважением…

Уважающий Вас…

Ваш ( ваша)…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего хорошего!


Для того чтобы друзьям было приятно получать ваши письма, запомните некоторые правила их написания:


- обязательно указывай дату и место написания письма;

- избегай употребления грубых и бранных слов, кличек;

- не употребляй оборотов: «Жду ответа, как соловей лета», «Лети с приветом, вернись с ответом», «Желаю тебе цыганского веселья, кавказского долголетия».


Задание на дом: Упр.208. Расскажите в письме своему товарищу о чем-нибудь интересном.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Письмо"

Автор: Серебренникова Галина Ивановна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200422

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Методическая разработка урока в 9 классе " Личное письмо на английском языке ""
    ["seo_title"] => string(77) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_v_9_klasse_lichnoe_pismo_na_angliiskom_iazyke"
    ["file_id"] => string(6) "522182"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570651091"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе Написание изложения с элементами сочинения "
    ["seo_title"] => string(116) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-napisaniie-izlozhieniia-s-eliemientami-sochinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "219873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434397091"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка по письму (для коррекционных классов). "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-po-pis-mu-dlia-korriektsionnykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "197712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428300859"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Методическая разработка урока письма в 3 классе по теме «Письмо на космическую орбиту» "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-pis-ma-v-3-klassie-po-tiemie-pis-mo-na-kosmichieskuiu-orbitu"
    ["file_id"] => string(6) "106361"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403001631"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка урока истории в 5 классе  ( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)"Первобытные собиратели и охотники" "
    ["seo_title"] => string(150) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-istorii-v-5-klassie-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-vtorogho-pokolieniia-piervobytnyie-sobiratieli-i-okhotniki"
    ["file_id"] => string(6) "119645"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413476082"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства