Методическая разработка урока письма в 3 классе по теме «Письмо на космическую орбиту»
Методическая разработка урока письма в 3 классе по теме «Письмо на космическую орбиту»
Урок письма в 3 классе по теме "Письмо на космическую орбиту" разработан в соответствии с ФГОС. Цели: знакомство обучающихся со структурой письма и его стиллистическими особенностями, значение переписки в жизни людей, развитие речи детей, повышение интереса учащихся к изучению российской космонавтики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- (Учитель)Письмо – это текст, в котором можно выделить следующие
части:
( На экране появляется схема письма без опорных слов.
Каждому третьекласснику раздаются листы со схемами письма –
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ).
-(Учитель) Подберем слова-помощники (опорные слова), которые помогут
вам в написании письма.
(Ведется совместная работа учителя и обучающихся по подбору опорных слов.
Дети вписывают слова-помощники во второй столбик)
№
Схема письма
Опорные слова
1.
Приветствие.
(Обращение).
Дорогие космонавты ………….
Уважаемый…
Александр Самокутяев , Андрей Борисенко и Рональд Гаран …..
Юрий Алексеевич Гагарин…
2.
Вступление . (Начальная фраза о состоянии переписки).
Из последних новостей по телевизору я узнал о вашем полете…
Мне очень захотелось вам написать…
3.
Основное содержание письма.
Расскажу немного о себе …
Я мечтаю стать космонавтом…
Занимаюсь спортом…
Увлекаюсь рисованием…
Особенно люблю рисовать …
Мечтаю о встрече с инопланетянами…
4.
Вопросы адресату.
А как у вас дела? Над чем вы сейчас работаете, если не секрет ? Планируете ли выйти в открытый космос? Верите ли вы в существование ….
5.
Просьба. Приветы.
Прошу вас… Передайте привет в прямом эфире…
6.
Прощание.
До свидания!
Очень мечтаю встретиться с вами!
До скорой встречи!...
7.
Концовка.(Подпись, дата).
Н-р, Мударисова Камила, 3 класс, МБОУ Лицей г.Бирска Республики Башкортостан
5 апреля 2011г.
5) Этикет составления корреспонденции:
- (Почтальон Печкин) Ребята, у меня имеются буклеты по правильному
оформлению письма. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 3) (Слайд 18)
(Почтальон Печкин раздает буклеты. Работа ведется в парах. После самостоятельного изучения правил оформления письма – обсуждение.)
IV.Самостоятельная работа обучающихся.(Слайд 17)
-(Учитель) Теперь можете приступить к самостоятельному написанию
письма.
(Пока дети пишут письма, учитель совместно с почтальоном Печкиным отбирают наиболее удачные рисунки (ПРИЛОЖЕНИЕ 7.) на выставке, посвященные Году российской космонавтики для присуждения призовых мест, подписывают грамоты.
V.Итог урока.
(Учитель может предложить детям зачитать свои письма).
-(Учитель)Письма готовы. Вложите в свои конверты- «Космические
корабли», подпишите и передайте почтальону Печкину. С правилами как
нужно подписывать конверт мы познакомились на уроке технологии при
изготовлении конверта.(ПРИЛОЖЕНИЕ 4) (Слайд 19)
(Письма вкладываются в конверты – « Космические корабли»,
подписываются и передаются почтальону Печкину.
Учитель оказывает индивидуальную помощь в оформлении.)
-(Учитель)Совместно с почтальоном Печкиным мы подвели итоги конкурса
рисунков в классе, посвященные Году российской космонавтики.(Слайд 20)
(Почтальон Печкин вручает победителям грамоты и подарки,
всем участникам конкурса – сладости.)
-(Учитель)Урок закончен, спасибо всем за активную работу. Надеюсь, что
участие в IX Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма-2011» поможет вам, ребята, в написании писем своим близким, родным, друзьям. Писать письма, а особенно получать их - это очень приятное и увлекательное занятие! (Слайды 21-28)
(Звучит песня «Знаете, каким он парнем был»,
муз. А.Н.Пахмутовой, сл.Н.Н.Добронравова).
Литература
1.Уроки развития связной речи в начальной школе. «Специальная
литература» ,Санкт-Петербург, 2008.
2.Начальная школа: Развитие речи: Сценарии уроков. 1-4 классы. –
М.Издательство «Первое сентября», 2004.
3.Я.Ш.Гараева. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику
Ученые и писатели-фантасты всегда мечтали о путешествии в космос. Но лишь немногие обладали даром предвидения, позволившие найти конкретные пути для достижения этой цели. В начале 20 века К.Э.Циалковского тоже считали мечтателем, разработки которого мало связаны с реальностью. Тем не менее его вклад в науку был огромным. В 1903 году К.Э.Циалковский опубликовал труд «Исследования мировых пространств реактивными приборами», в котором он предложил создание ракеты и возможность космических путешествий. На первом рисунке космического корабля, сделанном Циалковским, изображен аппарат каплеобразной формы, в носовой части – пассажирская кабина, в хвостовой – топливные баки (топливо – жидкий кислород и жидкий водород). Циалковский предсказал создание орбитальных космических станций, описал , как их элементы выводятся в космос, а затем монтируются в единую конструкцию. В его записных книжках и опубликованных работах содержалось много новых решений, которые в дальнейшем нашли применение.
Сообщение 2. Первые запуски
Во многих странах разрабатывали космические ракеты. Проводились испытания. Активные исследования в области ракетной техники проводились и в СССР. 17 августа 1933г. была успешно запущена ракета «ГИРД -09». Ракета достигла высоты 400 метров. В ноябре 1933 года состоялся успешный запуск ракеты «ГИРД –X» . В разработке принимал участие С.П.Королев, ставший впоследствии ведущим конструктором в области ракетостроения и космонавтики в СССР.
Сообщение 3. Начало космической эры
Началом космической эры принято считать 4 октября 1957г. В этот день на орбиту вокруг Земли был выведен первый советский искусственный спутник – преодолено земное притяжение. Этот спутник имел форму шара диаметром 0,58 м, масса его составляла 83, 6 кг. На нем размещены аккумуляторы, два радиопередатчика и четыре антенны, которые излучали свои позывные. Позывные ловили все радиостанции Земли, и все люди слушали их с замиранием сердца.
Сообщение 4.Первые орбитальные полеты
Советские одноместные космические корабли (КК)«Восток» создавались под руководством С.П.Королева для полетов на околоземной орбите. На КК«Восток» был совершен первый в мире полет человека в космос.
12 апреля 1961 год. Космодром Байконур. Ракета на старте. Оранжевый скафандр, белый шлем космонавта. Могучий грохот двигателей. По радио слышны знаменитые слова Ю.А.Гагарина:«Поехали!». Ракета, переборов земное тяготение, плавно уходит ввысь. Орбитальный полет первого пилотируемого космического корабля «Восток» продолжался 108 минут.
Сообщение 5.Союз ТМА -21
Сегодня уже совершено очень много полетов. На орбитальных пилотируемых станциях живут и подолгу работают космонавты. Люди посетили Луну. 4 апреля 2011г. успешно состоялся старт «Союз ТМА-21» — российского пилотируемого космического корабля, на котором осуществляется полёт к международной космической станции (МКС). Это двадцать шестой полёт корабля серии «Союз» к МКС. В состав экипажа корабля входят космонавты Александр Самокутяев (Россия), Андрей Борисенко(Россия) и Рональд Гаран (США). На МКС они войдут в состав двадцать седьмой и двадцать восьмой долговременных экспедиций.
«Союз ТМА-21» первый российский корабль этой серии, получивший собственное имя. Запуск «Союза» приурочен к 50-летию первого полёта человека в космос. В связи с этим, кораблю присвоено персональное имя — «Юрий Гагарин». На обтекатель ракеты-носителя нанесли портрет первого космонавта и надпись «50 лет со дня полета в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина».Экипаж планирует провести в космосе около 40 экспериментов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№
Схема письма
Опорные слова
1
Приветствие.
(Обращение).
2
Вступление.(Начальная
фраза о состоянии переписки).
3
Основное содержание письма.
4
Вопросы адресату.
5
Просьба. Приветы.
6
Прощание.
7
Концовка.(Подпись, дата).
_________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Этикет составления корреспонденции
Письма пишите только на хорошей бумаге. Не используйте для письма
листы, вырванные из тетради!
2. Не начинайте письмо с местоимения «Я».
3. С левого края бумаги оставляйте свободное поле одинаковой ширины.
4. Перед отправкой письма проверьте орфографию.
5. Складывайте письмо всегда текстом внутрь.
6. Письмо должно свободно помещаться в конверт.
7. На любой корреспонденции проставляйте обратный адрес.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Образец оформления конверта:
Образец оформления конверта на конкурс:
Кому: IX Всероссийский конкурс «Лучший урок письма-2011»
Куда: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр. 1,