kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока письма в 3 классе по теме «Письмо на космическую орбиту»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок письма в 3 классе по теме "Письмо на космическую орбиту" разработан в соответствии с ФГОС. Цели: знакомство обучающихся со структурой письма и его стиллистическими особенностями, значение переписки в жизни людей, развитие речи детей, повышение интереса учащихся к изучению российской космонавтики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока письма в 3 классе по теме «Письмо на космическую орбиту» »


Методическая разработка урока письма в 3 классе по теме

«Письмо на космическую орбиту»

учителя начальных классов МБОУ Лицей г.Бирска

Шайнуровой И.Г.


Цели урока:

-ознакомить обучающихся со структурой письма и его стилистическими

особенностями,

-показать детям значение переписки в жизни людей,

-развивать письменную речь школьников,

-повысить интерес к изучению развития российской космонавтики.


Оборудование:

-«Толковый словарь» С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой;

-письма из семейного архива обучающихся;

-схема письма (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);

-буклеты «Этикет составления корреспонденции» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);

-образцы оформления конверта (ПРИЛОЖЕНИЕ 4);

-презентация урока ;

-конверты– «Космические корабли»;

-выставка рисунков обучающихся, посвященная Году российской

космонавтики ;

-компьютер;

-мультимедийный проектор;

-экран;

-мультфильм «Простоквашино»;

-конверт с письмом о конкурсе;

-запись песни «Знаете, каким он парнем был», муз. А.Н.Пахмутовой,

сл.Н.Н.Добронравова;

-грамоты.

Ход урока:


I.Организационный момент. (Слайд 1)


-(Учитель) Здравствуйте, ребята, садитесь.


(Стук в дверь, учитель выходит, заходит вместе с героем

мультфильма «Простоквашино» почтальоном Печкиным – обуч-ся 5 кл.)


- (Учитель) К нам неожиданно пришел в гости…Узнаете? (+Да, это

почтальон Печкин)


( Показ отрывка из мультфильма «Простоквашино» - 1-2 мин).


-(Почтальон Печкин)Оказался у вас неслучайно, я принес вам кое-что

очень важное, но отдам, если отгадаете загадку: (Слайд 2)

Что, скажите, за конверт

Маленький, но яркий,

Облетит весь белый свет,

Как наклеишь марки? (+Письмо)

-(Учитель)Нам было легко догадаться, т.к. вчера на уроке технологии мы с

ребятами делали конверты для письма – «Космические корабли». А что

за письмо для нас в конверте, давайте посмотрим?


(Из конверта учитель достает письмо, в котором сообщается о проведении

традиционного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»)


II.Сообщение темы и целей урока.

-(Учитель)Спасибо огромное почтальон Печкин. Вы как раз вовремя.

Сегодня на уроке русского языка я хочу предложить моим

третьеклассникам написать письмо на космическую орбиту. (Слайд 3). Эта

тема актуальна, т.к. 2011 год объявлен Годом российской космонавтики.

Как вы думаете, ребята, почему? (+В 2011 году 12 апреля исполняется 50

лет со дня первого запуска в космос космического корабля с человеком на

борту – Ю.А.Гагариным)

-(Учитель)А Вы, почтальон Печкин, может быть останетесь у нас на уроке?

Нам понадобится ваша помощь. Конверты мы научились изготовлять, а

вот писать письма еще не умеем. ( + Конечно, останусь и с большим

удовольствием помогу).

III.Работа по теме.

1)Беседа:

- (Учитель)Ребята, а что вы знаете из истории развития российской

космонавтики?


(Заслушиваются сообщения детей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Сообщения сопровождаются слайд- шоу. Слайды 4-11)


( Учитель обращает внимание на выставку рисунков обучающихся, выполненных на уроках ИЗО и посвященных Году российской космонавтики.)


-(Учитель)(Слайды 12-13)У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида

Попова спросили: «Что вам было приятнее всего получить с Земли?».

«Письма», -ответили космонавты.


-(Учитель)Как вы думаете, почему космонавты так ответили?(+…)


-(Учитель)С какой целью люди пишут письма? (+ Чтобы что-то сообщить

другому человеку; поздравить с днем рождения, с праздником. Люди

пишут письма, когда не могут встретиться с кем-то и они общаются друг с

другом при помощи писем.) (Слайд 14)


-(Учитель) Мы живем в век научно-технического прогресса и нас окружает

огромное количество различной аппаратуры. Если что-то надо сообщить

человеку, который находится далеко, то чаще всего мы используем

телефон, интернет или факс. Для нас это уже привычка, норма жизни. А

представьте на секунду, что из нашей жизни исчезли телефоны. Как же

тогда передать сообщения, как общаться друг с другом на большом

расстоянии? Для этого и существуют письма.


-(Учитель)Хранятся ли в ваших семьях чьи-либо письма?


( Рассматривание писем, хранящихся в семьях обучающихся)


2)Понятия «Адресат и отправитель»:

- (Почтальон Печкин)А можете ли вы мне объяснить такие понятия

как«Адресат и отправитель»?

- (Учитель)Познакомимся с понятиями «Адресат и отправитель» по

«Толковому словарю» С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.


(Обучающиеся находят в словаре понятия и зачитывают)


- (Учитель)Кто будет в нашем случае отправитель? (+мы)

-(Учитель) А кто может быть вашим адресатом? (+инопланетяне,

космонавты, конструкторы, Александр Самокутяев , Андрей Борисенко и

Рональд Гаран(космонавты, в данный момент работающие в космосе и др.)


3)Виды писем: (Слайд 15)

- (Почтальон Печкин) Я бы хотел вам сказать о том, что существует

несколько видов писем:


( На экране появляется таблица « Виды писем». Дети знакомятся. Затем почтальон

Печкин достает «Письма - образцы» и просит прочитать хорошо читающегося ученика. Ребята пытаются определить к какому из видов принадлежит письмо.

Почтальон Печкин при этом напоминает, что чужие письма читать нельзя. )


Виды писем

1.

Официальное

2.

Благодарственное

3.

Поздравительное

4.

Рекомендательное

5.

Личное

6.

Письмо-просьба


-(Учитель) Ребята, определите вид письма, которое вы можете адресовать

космонавтам. (+Благодарственное, поздравительное, личное, письмо-

просьбу).

4)Части письма: (Слайд 16-17)

- (Учитель)Письмо – это текст, в котором можно выделить следующие

части:

( На экране появляется схема письма без опорных слов.

Каждому третьекласснику раздаются листы со схемами письма –

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ).


-(Учитель) Подберем слова-помощники (опорные слова), которые помогут

вам в написании письма.

(Ведется совместная работа учителя и обучающихся по подбору опорных слов.

Дети вписывают слова-помощники во второй столбик)


Схема письма

Опорные слова

1.

Приветствие.

(Обращение).


Дорогие космонавты ………….

Уважаемый…

Александр Самокутяев , Андрей Борисенко и Рональд Гаран …..

Юрий Алексеевич Гагарин…

2.

Вступление . (Начальная фраза о состоянии переписки).

Из последних новостей по телевизору я узнал о вашем полете…

Мне очень захотелось вам написать…

3.

Основное содержание письма.


Расскажу немного о себе …

Я мечтаю стать космонавтом…

Занимаюсь спортом…

Увлекаюсь рисованием…

Особенно люблю рисовать …

Мечтаю о встрече с инопланетянами…

4.

Вопросы адресату.

А как у вас дела? Над чем вы сейчас работаете, если не секрет ? Планируете ли выйти в открытый космос? Верите ли вы в существование ….

5.

Просьба. Приветы.


Прошу вас… Передайте привет в прямом эфире…

6.

Прощание.


До свидания!

Очень мечтаю встретиться с вами!

До скорой встречи!...

7.

Концовка.(Подпись, дата).


Н-р, Мударисова Камила, 3 класс, МБОУ Лицей г.Бирска Республики Башкортостан

5 апреля 2011г.


5) Этикет составления корреспонденции:

- (Почтальон Печкин) Ребята, у меня имеются буклеты по правильному

оформлению письма. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 3) (Слайд 18)


(Почтальон Печкин раздает буклеты. Работа ведется в парах. После самостоятельного изучения правил оформления письма – обсуждение.)


IV.Самостоятельная работа обучающихся.(Слайд 17)

-(Учитель) Теперь можете приступить к самостоятельному написанию

письма.


(Пока дети пишут письма, учитель совместно с почтальоном Печкиным отбирают наиболее удачные рисунки (ПРИЛОЖЕНИЕ 7.) на выставке, посвященные Году российской космонавтики для присуждения призовых мест, подписывают грамоты.


V.Итог урока.


(Учитель может предложить детям зачитать свои письма).


-(Учитель)Письма готовы. Вложите в свои конверты- «Космические

корабли», подпишите и передайте почтальону Печкину. С правилами как

нужно подписывать конверт мы познакомились на уроке технологии при

изготовлении конверта.(ПРИЛОЖЕНИЕ 4) (Слайд 19)


(Письма вкладываются в конверты – « Космические корабли»,

подписываются и передаются почтальону Печкину.

Учитель оказывает индивидуальную помощь в оформлении.)


-(Учитель)Совместно с почтальоном Печкиным мы подвели итоги конкурса

рисунков в классе, посвященные Году российской космонавтики.(Слайд 20)

(Почтальон Печкин вручает победителям грамоты и подарки,

всем участникам конкурса – сладости.)


-(Учитель)Урок закончен, спасибо всем за активную работу. Надеюсь, что

участие в IX Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма-2011» поможет вам, ребята, в написании писем своим близким, родным, друзьям. Писать письма, а особенно получать их - это очень приятное и увлекательное занятие! (Слайды 21-28)


(Звучит песня «Знаете, каким он парнем был»,

муз. А.Н.Пахмутовой, сл.Н.Н.Добронравова).


Литература

1.Уроки развития связной речи в начальной школе. «Специальная

литература» ,Санкт-Петербург, 2008.


2.Начальная школа: Развитие речи: Сценарии уроков. 1-4 классы. –

М.Издательство «Первое сентября», 2004.


3.Я.Ш.Гараева. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику

комплекту Т.Г.Рамзаевой: 4 класс. – М.:ВАКО, 2006.


4.Шимановский В.Г. Космические корабли: Науч.-поп. изд. для детей .-

М.:ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. (Энциклопедия

техники)




ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Сообщение 1. Первые шаги


Ученые и писатели-фантасты всегда мечтали о путешествии в космос. Но лишь немногие обладали даром предвидения, позволившие найти конкретные пути для достижения этой цели. В начале 20 века К.Э.Циалковского тоже считали мечтателем, разработки которого мало связаны с реальностью. Тем не менее его вклад в науку был огромным. В 1903 году К.Э.Циалковский опубликовал труд «Исследования мировых пространств реактивными приборами», в котором он предложил создание ракеты и возможность космических путешествий. На первом рисунке космического корабля, сделанном Циалковским, изображен аппарат каплеобразной формы, в носовой части – пассажирская кабина, в хвостовой – топливные баки (топливо – жидкий кислород и жидкий водород). Циалковский предсказал создание орбитальных космических станций, описал , как их элементы выводятся в космос, а затем монтируются в единую конструкцию. В его записных книжках и опубликованных работах содержалось много новых решений, которые в дальнейшем нашли применение.


Сообщение 2. Первые запуски


Во многих странах разрабатывали космические ракеты. Проводились испытания. Активные исследования в области ракетной техники проводились и в СССР. 17 августа 1933г. была успешно запущена ракета «ГИРД -09». Ракета достигла высоты 400 метров. В ноябре 1933 года состоялся успешный запуск ракеты «ГИРД –X» . В разработке принимал участие С.П.Королев, ставший впоследствии ведущим конструктором в области ракетостроения и космонавтики в СССР.


Сообщение 3. Начало космической эры


Началом космической эры принято считать 4 октября 1957г. В этот день на орбиту вокруг Земли был выведен первый советский искусственный спутник – преодолено земное притяжение. Этот спутник имел форму шара диаметром 0,58 м, масса его составляла 83, 6 кг. На нем размещены аккумуляторы, два радиопередатчика и четыре антенны, которые излучали свои позывные. Позывные ловили все радиостанции Земли, и все люди слушали их с замиранием сердца.





Сообщение 4. Первые орбитальные полеты


Советские одноместные космические корабли (КК)«Восток» создавались под руководством С.П.Королева для полетов на околоземной орбите. На КК«Восток» был совершен первый в мире полет человека в космос.

12 апреля 1961 год. Космодром Байконур. Ракета на старте. Оранжевый скафандр, белый шлем космонавта. Могучий грохот двигателей. По радио слышны знаменитые слова Ю.А.Гагарина:«Поехали!». Ракета, переборов земное тяготение, плавно уходит ввысь. Орбитальный полет первого пилотируемого космического корабля «Восток» продолжался 108 минут.


Сообщение 5. Союз ТМА -21

Сегодня уже совершено очень много полетов. На орбитальных пилотируемых станциях живут и подолгу работают космонавты. Люди посетили Луну. 4 апреля 2011г. успешно состоялся старт «Союз ТМА-21» — российского пилотируемого космического корабля, на котором осуществляется полёт к международной космической станции (МКС). Это двадцать шестой полёт корабля серии «Союз» к МКС. В состав экипажа корабля входят космонавты Александр Самокутяев (Россия), Андрей Борисенко(Россия) и Рональд Гаран (США). На МКС они войдут в состав двадцать седьмой и двадцать восьмой долговременных экспедиций.

«Союз ТМА-21» первый российский корабль этой серии, получивший собственное имя. Запуск «Союза» приурочен к 50-летию первого полёта человека в космос. В связи с этим, кораблю присвоено персональное имя — «Юрий Гагарин». На обтекатель ракеты-носителя нанесли портрет первого космонавта и надпись «50 лет со дня полета в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина».Экипаж планирует провести в космосе около 40 экспериментов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Схема письма

Опорные слова

1

Приветствие.

(Обращение).



2

Вступление.(Начальная

фраза о состоянии переписки).


3

Основное содержание письма.


4

Вопросы адресату.


5

Просьба. Приветы.


6

Прощание.


7

Концовка.(Подпись, дата).



_________________________________





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Этикет составления корреспонденции


  1. Письма пишите только на хорошей бумаге. Не используйте для письма

листы, вырванные из тетради!

2. Не начинайте письмо с местоимения «Я».

3. С левого края бумаги оставляйте свободное поле одинаковой ширины.

4. Перед отправкой письма проверьте орфографию.

5. Складывайте письмо всегда текстом внутрь.

6. Письмо должно свободно помещаться в конверт.

7. На любой корреспонденции проставляйте обратный адрес.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4




Образец оформления конверта:





Образец оформления конверта на конкурс:


Кому: IX Всероссийский конкурс «Лучший урок письма-2011»


Куда: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр. 1,

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока письма в 3 классе по теме «Письмо на космическую орбиту»

Автор: Шайнурова Ирина Геннадьевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106361


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства