МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе
Написание изложения с элементами сочинения
Подготовила: Шуличенко Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков работы с текстом.
2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей.
3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.
Оборудование:
1 Текст изложения
2 Раздаточный материал:
- текст для индивидуальной работы;
- листы с речевым клише.
Ход урока.
I Мотивационно-целевой этап.
1 Выход на тему урока.
- На каких уроках вы раскрываете свои творческие способности?
- Что получится как результат деятельности на уроке?
- Какова главная цель изложения?
- Как вы понимаете «элементы сочинения»?
II Операционно-познавательный этап.
1 Анализ заглавия текста. Молодость - вся жизнь.
- Можно ли в заглавии выделить ключевые слова? Почему?
2 Свободное письмо
- Предположите, о чем будет текст?
- Выразите свое отношение к проблеме. (на выбор)
а) обдумывание;
б) написание;
в) обсуждение в паре;
г) выбор:
д) озвучивание.
3 Проверка опережающего задания.
а) информационное сообщение.
Автор этого текста Д.С.Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д.С.Лихачева.
б) сообщение ученика о биографии Д.С. Лихачева
в) представление книги « Письма о добром и прекрасном», обобщающее слово учителя с рекомендациями для индивидуального чтения.
Текст нашего изложения - это одно из писем.
4 Чтение текста изложения.
Способ работы с текстом выбираете сами.
( для аудиалов- вслух, для визуалов- текст на партах)
Молодость-вся жизнь.
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.
Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья - старые.
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость-это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость - не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят.
И еще. Есть русская пословица: « Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.
(193 слова) (по Д.С.Лихачеву)
5 Преподавательский опрос.
(Восприятие текста)
- Какие чувства вызвал у вас текст?
- Как вы относитесь к высказыванию Д.С. Лихачева?
- Какую основную мысль можно выделить в тексте?
- Что вы хотели бы высказать по поводу данной темы?
- Как вы поняли предложение « Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно»?
6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.
1. взрослая жизнь
иная обстановка
оказалось иначе
2. сверстники
друзья молодости
круг знакомых
3. подлинные друзья
время сближений
настоящая дружба
неразделенная радость
пора несчастий
4. берегите молодость
ничто не проходит бесследно
человеческое счастье
5. Береги честь смолоду.
поступки, совершенные в молодости
хорошие и дурные
7. Переосмысление ключевых терминов.
- Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста.
8.Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов.
- Какова тема письма?
- Какую основную мысль утверждает автор?
- Что выражено в заглавии - тема или идея? Обоснуйте свой ответ.
- В каком стиле написан текст? Докажите.
( Публицистический стиль: воздействие на человека; структура предложений, примеры из жизни)
- Найдите то место в тексте, после которого особенно захотелось читать текст. Аргументируйте свой ответ.
(«оказалось все иначе»)
- Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение)
- Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения.
(Попутная фиксация на доске формулы: Р= тезис +аргументы- вывод)
- Тезис: «Друзья молодости оказались самыми верными»
- Аргументы:
«Настоящая дружба помогает в горе и радости»
« Горе человеку, если он один»
« Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно» «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь»
- Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним?
( «Берегите честь смолоду».
«В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости»)
- Поделитесь, что добавите?
- Кому адресуете письмо?
9.Орфографическая работа.
а) - Какие слова из текста, возможно, вызовут у вас затруднение?
(проговаривание слов)
- Обратите внимание на предложение:
Неразделенная радость - не радость.
б) - Те, у кого на парте есть цветные листочки, могут ими пользоваться в случае затруднения.
10. Итоговое чтение текста.
-Итак, минута особого внимания.
11. Написание изложения с элементами сочинения.
III.Рефлексивно-оценочный этап.
- Что узнал о себе, о собственных возможностях?
- Над чем задумался, работая над текстом?
- Над чем задумался по окончании урока?
Приложение
Речевой помощник
Дорогой друг!
I. Если ты встретишь затруднение по одному из вопросов текста, обратись к речевому клише. Вставь пропущенные слова.
Почему надо беречь друзей? Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в …, и в ….Человека портит счастье, если он переживает его ….
Горе человеку, если … ….
В чем ценность молодости? Цените всё хорошее, что приобрели в молодости. Ничто из приобретенного в … не проходит бесследно. Хорошие навыки …облегчат …, дурные ….
II. Будь внимателен при написании следующих слов:
Университет
Сверстник
Приобретать
Опять-таки
Бесследно
Смолоду
Неразделенная радость – не радость.