kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по письму (для коррекционных классов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГБС(К)ОУ школа-интернат №3 г.о. Тольятти

«А.С.Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила»».

Номинация: методическая разработка урока чтения

Вид работы: методическая разработка урока

Класс: 9

Автор: Казакова Анна Евгеньевна, учитель

Тольятти – 2015 г.

 «А.С.Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила»».

 Конспект урока подготовила учитель русского языка и литературы 

ГБС (К) ОУ школы-интерната № 3, г.о. Тольятти

Казакова Анна Евгеньевна

Цели урока:

1.обучающая – расширение представлений обучающихся о личности А.С.Пушкина; своеобразие вступления в поэму “Руслан и Людмила”,

показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина;

2.развивающая – а) вырабатывать навыки выразительного чтения,

                                б) стимулировать воссоздающее воображение;

                                в) развитие связной устной речи

3.воспитывающая – способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина.

4. коррекционно – развивающая - развивать мышление и речь.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебник, мультимедийный проектор, презентация урока.

 План урока

1.      Введение в тему урока.

2.     Аналитическая беседа по содержанию пролога.

3.     Устное иллюстрирование.

4.     Задание на дом.

5.     Как выразительно читать пушкинский пролог. Рекомендации.

6.     Чтение пролога учителем.

                                                КОНСПЕКТ  УРОКА

I Организационный момент.

II Речевая разминка.

 Запись на доске: (слайд)

     Ходит Люба

     Возле дуба,

     Нам глядеть

     На Любу любо.

     Прислонилась

     Люба к дубу,

     Любо нам

     Глядеть на Любу.

1.Прочитай скороговорку медленно.

2.Подумай,  о чём говориться в скороговорке.

3.Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук  или сочетание звуков повторяется много раз.

4.Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.

5.Теперь повтори скороговорку шёпотом, несколько раз:  сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.

6.Произнеси скороговорку  несколько раз вслух в быстром темпе.

III. (слайд)

 1.

- Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами портрет великого русского писателя А.С. Пушкина, который написал художник Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко оценил мастерство живописца,  и даже посвятил ему стихи, в одном из таких стихотворений звучат следующие строки: (слайд)

Себя как в зеркале я вижу,

 Но это зеркало мне льстит.

Благородное лицо, высокий умный лоб, голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы. На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру (слайд).

 Именно под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии. 

2.- Ребята, давайте с вами вспомним некоторые факты из биографии Пушкина, а так же произведения которые изучали ранее.

3. Сегодня мы познакомимся с поэмой-сказкой  А.С. Пушкина, которая имела необыкновенный успех у современников, «Руслан и Людмила».  Александру было двадцать лет, когда он написал поэму, и первый лучший поэт того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Поэма А.С.Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи.

4.Написаны   знаменитые строки поэмы-сказки были  в селе Михайловском, в родовом имении матери Пушкина.

«Той осенью Пушкин жил в селе Михайловском. Он любил это время года и так описал его:

Октябрь уж наступил-

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей…

- Давайте представим: за окном огромный дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо, тепло…

Горит свеча. Ветер потряхивает ставни. Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет (слайд):

И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит

Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок.

 Народные строчки и мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».

Открывается поэма прологом (слайд).

Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.

II. – Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.

(Чтение учителем)

III.

1.О чём пушкинский пролог? Какова его тема? – О лукоморье и чудесах, происходящих там.

2. Что же такое «лукоморье»?

3.Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, (слайд) что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

Физкультминутка (гимнастика для глаз).

4.Прочитайте про себя пушкинский пролог, попытайтесь обнаружить в нем  устаревшие слова, либо слова, которые вы слышите впервые.

– (слайд) Златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь…Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.

5.- Мастерство Пушкина проявляется и в умении одним слово охарактеризовать героя, выразить своё отношение к нему.

- Прочтите строчку о Кощее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? – Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кощея.

-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

6.Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает?

 – Сказку(слайд).      

-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите.

-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга И кот волшебный говорящий, есть колдун…

 - Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому  пролог и  напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…(слайд)

-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.

-Рассказ о чудесных героях.

-И концовку

-Вспомним традиционную сказочную концовку(слайд)

-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

-Что изменил в ней Пушкин и зачем?

Беседа (+ устное словесное рисование):

Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?

Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.

IVЗакрепление учебного материала.

Выразительное чтение пролога учениками (2 человека).Самооценка чтения, отзывы одноклассников.

А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками и в разной технике. Какие эпизоды на них изображены? (слайды презентации)

V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

V. Дома вам надо будет выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.

VI. Несколько советов, как приготовиться к выразительному чтению пролога(слайд)

-Рассказываются волшебные сказки? – Медленно, напевно.

 Так надо читать и пушкинский пролог.

-Длительной паузой (на счёт раз-два-три) надо выделить в прологе зачин и концовку.

-Прочитать выразительно – значит передать своё отношение  к героям пролога.

-Послушайте пушкинский пролог в моём исполнении.

-На этом урок окончен. Можете быть свободны.

- Итог. Оценивание.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по письму (для коррекционных классов). »

ГБС(К)ОУ школа-интернат №3 г.о. Тольятти













«А.С.Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила»».









Номинация: методическая разработка урока чтения



Вид работы: методическая разработка урока

Класс: 9

Автор: Казакова Анна Евгеньевна, учитель







Тольятти – 2015 г.






«А.С.Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила»».

 Конспект урока подготовила учитель русского языка и литературы

ГБС (К) ОУ школы-интерната № 3, г.о. Тольятти

Казакова Анна Евгеньевна

Цели урока:

1.обучающая – расширение представлений обучающихся о личности А.С.Пушкина; своеобразие вступления в поэму “Руслан и Людмила”,

показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина;

2.развивающая – а) вырабатывать навыки выразительного чтения,

                               б) стимулировать воссоздающее воображение;

в) развитие связной устной речи

3.воспитывающая – способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина.

4. коррекционно – развивающая - развивать мышление и речь.


Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебник, мультимедийный проектор, презентация урока.

 План урока

1.      Введение в тему урока.

2.     Аналитическая беседа по содержанию пролога.

3.     Устное иллюстрирование.

4.     Задание на дом.

5.     Как выразительно читать пушкинский пролог. Рекомендации.

6.     Чтение пролога учителем.


            

                                                КОНСПЕКТ  УРОКА

I Организационный момент.

II Речевая разминка.

 Запись на доске: (слайд)

Ходит Люба

     Возле дуба,

     Нам глядеть

     На Любу любо.

     Прислонилась

     Люба к дубу,

     Любо нам

     Глядеть на Любу.

1.Прочитай скороговорку медленно.

2.Подумай,  о чём говориться в скороговорке.

3.Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук  или сочетание звуков повторяется много раз.

4.Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.

5.Теперь повтори скороговорку шёпотом, несколько раз:  сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.

6.Произнеси скороговорку  несколько раз вслух в быстром темпе .



III. (слайд)

1.

- Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами портрет великого русского писателя А.С. Пушкина, который написал художник Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко оценил мастерство живописца, и даже посвятил ему стихи, в одном из таких стихотворений звучат следующие строки: (слайд)

  

Себя как в зеркале я вижу,

 Но это зеркало мне льстит.

 

Благородное лицо, высокий умный лоб, голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы. На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру (слайд).

Именно под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии. 

2.- Ребята, давайте с вами вспомним некоторые факты из биографии Пушкина, а так же произведения которые изучали ранее.

 

3. Сегодня мы познакомимся с поэмой-сказкой А.С. Пушкина, которая имела необыкновенный успех у современников, «Руслан и Людмила». Александру было двадцать лет, когда он написал поэму, и первый лучший поэт того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Поэма А.С.Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи.

4.Написаны знаменитые строки поэмы-сказки были в селе Михайловском, в родовом имении матери Пушкина.

«Той осенью Пушкин жил в селе Михайловском. Он любил это время года и так описал его:

Октябрь уж наступил-

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей…


- Давайте представим: за окном огромный дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо, тепло…

Горит свеча. Ветер потряхивает ставни. Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет (слайд):

         

И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит


Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок.

 Народные строчки и мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».

Открывается поэма прологом (слайд).

Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.

 

II. – Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.

(Чтение учителем)

III.

1.О чём пушкинский пролог? Какова его тема? – О лукоморье и чудесах, происходящих там.

2. Что же такое «лукоморье»?

3.Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, (слайд) что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.


Физкультминутка (гимнастика для глаз).


4.Прочитайте про себя пушкинский пролог, попытайтесь обнаружить в нем устаревшие слова, либо слова, которые вы слышите впервые.

– (слайд) Златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь…Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.


5.- Мастерство Пушкина проявляется и в умении одним слово охарактеризовать героя, выразить своё отношение к нему.

- Прочтите строчку о Кощее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? – Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кощея.

-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

6.Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает?

– Сказку(слайд).      

-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите.

-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга И кот волшебный говорящий, есть колдун…

 - Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому пролог и напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…(слайд)

-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.

-Рассказ о чудесных героях.

-И концовку

-Вспомним традиционную сказочную концовку(слайд)

-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

-Что изменил в ней Пушкин и зачем?

Беседа (+ устное словесное рисование):

Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?

Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.

IV. Закрепление учебного материала.

Выразительное чтение пролога учениками (2 человека).Самооценка чтения, отзывы одноклассников.

- А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками и в разной технике. Какие эпизоды на них изображены? (слайды презентации)

V. Рефлексия (подведение итогов занятия)


V. Дома вам надо будет выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.

 

VI. Несколько советов, как приготовиться к выразительному чтению пролога(слайд)

-Рассказываются волшебные сказки? – Медленно, напевно.

 Так надо читать и пушкинский пролог.

-Длительной паузой (на счёт раз-два-три) надо выделить в прологе зачин и концовку.

-Прочитать выразительно – значит передать своё отношение к героям пролога.

-Послушайте пушкинский пролог в моём исполнении.

-На этом урок окончен. Можете быть свободны.

- Итог. Оценивание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка по письму (для коррекционных классов).

Автор: Казакова Анна Евгеньевна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа учебного предмета ЛОГОПЕДИЯ для 2 класса коррекционной школы-интернат VIII вида "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-logopiediia-dlia-2-klassa-korriektsionnoi-shkoly-intiernat-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142738"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418356221"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Олимпиада "Эрудит" по письму и развитию речи для учащихся 9 и 10 классов коррекционной школы (в рамках предметной недели по русскому языку)"
    ["seo_title"] => string(80) "olimpiada_erudit_po_pismu_i_razvitiiu_rechi_dlia_uchashchikhsia_9_i_10_klassov_k"
    ["file_id"] => string(6) "496877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1548246027"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Статья "
    ["seo_title"] => string(7) "stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615448"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства