ГБС(К)ОУ школа-интернат №3 г.о. Тольятти
«А.С.Пушкин. Пролог к поэме
«Руслан и Людмила»».
Номинация: методическая разработка урока чтения
Вид работы: методическая разработка урока
Класс: 9
Автор: Казакова Анна Евгеньевна, учитель
Тольятти – 2015 г.
«А.С.Пушкин. Пролог к поэме
«Руслан и Людмила»».
Конспект урока подготовила учитель русского языка и литературы
ГБС (К) ОУ школы-интерната № 3, г.о. Тольятти
Казакова Анна Евгеньевна
Цели урока:
1.обучающая – расширение представлений обучающихся о личности А.С.Пушкина; своеобразие вступления в поэму “Руслан и Людмила”,
показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина;
2.развивающая – а) вырабатывать навыки выразительного чтения,
б) стимулировать воссоздающее воображение;
в) развитие связной устной речи
3.воспитывающая – способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина.
4. коррекционно – развивающая - развивать мышление и речь.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Учебник, мультимедийный проектор, презентация урока.
План урока
1. Введение в тему урока.
2. Аналитическая беседа по содержанию пролога.
3. Устное иллюстрирование.
4. Задание на дом.
5. Как выразительно читать пушкинский пролог. Рекомендации.
6. Чтение пролога учителем.
КОНСПЕКТ УРОКА
I Организационный момент.
II Речевая разминка.
Запись на доске: (слайд)
Ходит Люба
Возле дуба,
Нам глядеть
На Любу любо.
Прислонилась
Люба к дубу,
Любо нам
Глядеть на Любу.
1.Прочитай скороговорку медленно.
2.Подумай, о чём говориться в скороговорке.
3.Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук или сочетание звуков повторяется много раз.
4.Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.
5.Теперь повтори скороговорку шёпотом, несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.
6.Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
III. (слайд)
1.
- Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами портрет великого русского писателя А.С. Пушкина, который написал художник Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко оценил мастерство живописца, и даже посвятил ему стихи, в одном из таких стихотворений звучат следующие строки: (слайд)
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Благородное лицо, высокий умный лоб, голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы. На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру (слайд).
Именно под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии.
2.- Ребята, давайте с вами вспомним некоторые факты из биографии Пушкина, а так же произведения которые изучали ранее.
3. Сегодня мы познакомимся с поэмой-сказкой А.С. Пушкина, которая имела необыкновенный успех у современников, «Руслан и Людмила». Александру было двадцать лет, когда он написал поэму, и первый лучший поэт того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
Поэма А.С.Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи.
4.Написаны знаменитые строки поэмы-сказки были в селе Михайловском, в родовом имении матери Пушкина.
«Той осенью Пушкин жил в селе Михайловском. Он любил это время года и так описал его:
Октябрь уж наступил-
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей…
- Давайте представим: за окном огромный дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо, тепло…
Горит свеча. Ветер потряхивает ставни. Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет (слайд):
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит
Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок.
Народные строчки и мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».
Открывается поэма прологом (слайд).
Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.
II. – Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.
(Чтение учителем)
III.
1.О чём пушкинский пролог? Какова его тема? – О лукоморье и чудесах, происходящих там.
2. Что же такое «лукоморье»?
3.Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, (слайд) что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.
Физкультминутка (гимнастика для глаз).
4.Прочитайте про себя пушкинский пролог, попытайтесь обнаружить в нем устаревшие слова, либо слова, которые вы слышите впервые.
– (слайд) Златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь…Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.
5.- Мастерство Пушкина проявляется и в умении одним слово охарактеризовать героя, выразить своё отношение к нему.
- Прочтите строчку о Кощее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? – Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кощея.
-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.
6.Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает?
– Сказку(слайд).
-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите.
-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга И кот волшебный говорящий, есть колдун…
- Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому пролог и напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…(слайд)
-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.
-Рассказ о чудесных героях.
-И концовку
-Вспомним традиционную сказочную концовку(слайд)
-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
-Что изменил в ней Пушкин и зачем?
Беседа (+ устное словесное рисование):
Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?
Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.
IV. Закрепление учебного материала.
Выразительное чтение пролога учениками (2 человека).Самооценка чтения, отзывы одноклассников.
- А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками и в разной технике. Какие эпизоды на них изображены? (слайды презентации)
V. Рефлексия (подведение итогов занятия)
V. Дома вам надо будет выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.
VI. Несколько советов, как приготовиться к выразительному чтению пролога(слайд)
-Рассказываются волшебные сказки? – Медленно, напевно.
Так надо читать и пушкинский пролог.
-Длительной паузой (на счёт раз-два-три) надо выделить в прологе зачин и концовку.
-Прочитать выразительно – значит передать своё отношение к героям пролога.
-Послушайте пушкинский пролог в моём исполнении.
-На этом урок окончен. Можете быть свободны.
- Итог. Оценивание.