« Систематизация и обобщение ЗУН обучающихся по теме СПП в 8 классе
Тип урока: систематизация и обобщение знаний по теме «СПП».
На уроке были поставлены следующие учебно- воспитательные цели:
1.Образовательная(обобщить и систематизировать знания, навыки учащихся о cложноподч.предложении, видах придаточных, синт.разборе, составлении графич.схем, конструировании предложений).
2. Развивающая(Развивать речь детей; Формировать информационную компетентность через проведение работы по плану, в соответствии с поставленной задачей)
3.Воспитательная(Воспитывать умение правильно оценивать свою работу, анализировать свой ответ, находить и объяснять свои ошибки при промежуточных результатах)
4.Валеологическая(Создать условия для полноценной работы на уроке).
Урок был выстроен с использованием элементов технологии дифферинцированного и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться в очень короткий отрезок времени.
На уроке применялись общедидактические методы:
- диалог;
- частично поисковый;
-контроля (тест)
-наглядные (карточки для работы в паре)
Все виды работы на уроке строились с учётом принципов доступности, наглядности (ИКТ), системности, последовательности, сознательности, и были направлены на формирование активной деятельности учащихся.
На основном этапе правила практически применяется при выполнении различных заданий:
-словарная работа в начале урока;
-работа над предложением;
-лексическое значение слов;
-распознавание орфограмм;
Вся работа построена с опорой на деятельностный подход. Учащиеся сами определяют предложенные задания и выполняют их.
Для активизации познавательной деятельности использовалась нестандартная форма урока. Использование мультимедиа позволяет сохранить продуктивную мотивацию в течении всего урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»
Министерство образования Республики Башкортостан
отдел образования муниципального района Бакалинский район
Урок русского языка
в 8 а классе
«Толерантность – дорога к миру»
Закрепление темы
«Виды сложноподчиненных предложений»
Провела: Исламова С.Х.
учитель русского языка и
литературы
МОБУ СОШ с.Старокуручево-2011
Цель: воспитание принципов толерантности в ученической среде, выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений.
Создать условий для развития у школьников самопознания и самовоспитания.
Воспитывать уверенность и самоуважение, понимание ценности каждого человека
Дать возможность школьникам проявит свои творческие способности перед аудиторией.
Оборудование и оформление: проектор, компьютеры, глобус, географическая карта мира, эмблема толерантности, цветок толерантности, презентации, выставка книг о толерантности, рисунки, вырезки из журналов с портретами людей из разных стран мира.
І. Ход урока: Организационный момент.
ІІ. Вступительное слово учителя.
2 минуты /Под музыку Адажио презентация фильма «,,,,,,,,,,»/
- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, убийства, теракт…
Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», война в Чечне… религиозный экстремизм; ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств, половая дискриминация; масштабные нарушения прав человека, особенно инвалидов, заключенных, военнослужащих, коренных малочисленных народов…
В сегодняшнем обществе происходит активный рости экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодое поколение.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА (2 минуты)
- Чтобы определить тему нашего урока нам необходимо решить кроссворд.
1. Это придаточное предложение отвечает на вопросы где? куда? откуда? (места).
2. Основное средство связи придаточного определительного предложения. Остальные союзные слова синонимичны с ним и могут быть им заменены (который).
3.Независимая часть СПП (главная).
4. Это придаточное предложение отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? (времени).
5. Способ подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определенном косвенном падеже (управление).
6.Это придаточные предложения соединяются с главными при помощи союзов как, как будто, словно, точно, будто, чем (сравнительные).
7. Эти придаточные предложения отвечают на вопросы почему? По какой причине?(причины).
8. Эти придаточные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей (изъяснительные).
9. Система правил постановки знаков препинания (пунктуация).
10. Простые предложения с одним главным членом (односоставные).
11. Средство связи между частями СПП (союз).
12. Этот знак ставится между главными членами предложения, выраженными существительными (тире).
13. Основное средство связи этих придаточных предложений – который(определительные).
Сегодня наш урок посвящён толерантности. 16 ноября 1995 года Генеральная конференция Юнеско объявила Международный день толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность» .Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества
- Итак, что же это такое?
/Устные ответы, можно и по словарям, только пусть скажут, из какого словаря они это выписали/
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность - терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это терпение.
Толерантность - это дружба.
Толерантность – путь к миру и согласию.
- Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет.
Сообщение одного ученика (Д/З) – Алсу (1,5 минуты обеим)
На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, а именно - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
/Сообщение одного ученика (Д/З) – Рамзия/.
С 1995 года 16 ноября весь мир отмечает День Толерантности. В этот день ЮНЕСКО утвердила термин «толерантность». Суть толерантности – признание единства и многообразия человечества, уважение прав другого, а также воздержание от причинения вреда, т.к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и самого себя. Уважая других, человек должен сохранить своё достоинство, жить своей, а не чужой жизнью.
Учитель:
- Наступает зима. В это время года все с нетерпеньем ждут праздника Нового года, любуются снегопадом. При наблюдении мы понимаем, что не бывает одинаковых снежинок, они все разные, все отличаются друг от друга, каждый красив по – своему.
- Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое, похожих друг на друга? /Ответы детей/
- Поднимите руку те, кто сам для себя выбирал хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот… /Ответы детей/
- Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.
Ну, разве вы бы стали выкорчевывать из своего сада красивые желтые тюльпаны, лишь потому, что большинство цветков в саду красные?! Нет… так и в современном мире нельзя стремиться к уничтожению чего-либо.
- Люди отличаются друг от друга не только внешне, но и обладают они разными качествами. Скажите, а какие из качеств вам нравятся в людях?
- Уважаете ли вы в других то качество, которое вам нравится в вас самих?
- Уважаете ли вы хорошие качества, которых нет у вас, в других?
- Все ли люди заслуживают уважения? Почему?
-Как вы думаете – стала бы жизнь в мире спокойнее и лучше, если бы люди проявляли больше уважения друг к другу?
- Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других, когда мы видим, что тот или иной человек отличается цветом кожи, национальностью, верой. Иногда у нас возникает ощущение, что к ним придираются. Как быть в этой ситуации?
Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
- А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались?
- Интересно ли жить в таком мире клонов? /Ответы детей/
- Хорошо или плохо, что все мы разные? /Ответы детей/
Вывод:Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.
РАБОТА НАД ЭПИГРАФОМ
Эпиграф урока: «Если я чем-то на тебя не похож, то этим я вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
- Чьи эти слова (Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, летчик, участник войны с германским фашизмом).
- Определите вид предложения (ПП, СП, какое СП, вид СПП, доказать)- СПП с придаточным условия (ставится вопрос при каком условии?).
- Объясните пунктограммы (деление СП на части, противопоставление союза а , вводное слово напротив.)
- Значит, мы сегодня еще повторим виды СПП, обобщим и систематизируем знания о видах СПП.
ВИДЕОУРОК (5 минут)
(Показ видеоурока о видах СПП).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОПРОС/ РАБОТА С ТЕСТАМИ (5 минут)
- Мы с вами поиграем в лингвистический футбол, одновременно трое ребят поработают с тестами по теме «Виды СПП».
РАБОТА НАД ПРИТЧЕЙ.
- Чтобы понять, что такое толерантность, я расскажу вам притчу «Ладная семья»
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая . Мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду молвят ли люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже.
Учитель:
-Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
Любовь, прощение, терпение – это и есть толерантность.
- В притче имеются СПП, давайте вместе их найдем и определим вид придаточного.
РАБОТА С КОНВЕРТАМИ /работа в группе/
- На столах 2 конверта: черный конверт пустой, в другом конверте слова. Имеется желтый круг со словом «толерантность». В белом конверте слова, характеризующие толерантного и интолерантного человека. Вам необходимо составить портрет толерантного человека в форме солнышка. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков.
Какие качества, найденные вами, больше всего мешают нам в жизни? Они нужны вам? Нет? Давайте уберём их в этот чёрный конверт (приготовлен заранее), спрячем его подальше и забудем, где он лежит.
Эти качества показывают на интолерантность личности (нетерпимость, непереносимость). /Антоним слова «толерантность»/
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ /работа в тетрадях и у доски - 4/
- Я читаю предложения, вы составляете схемы предложений.
1. Цель Дня толерантности заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.(изъяснит - союз).
2. Для всех людей, которые живут на территории страны, предусмотрены одинаковые права. (определительные – союзное слово которые ).
3. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать(цели – для чего? С какой целью? Союз - чтобы).
4. Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе сделаем толерантным наш мир (условия, при каком условии? Союз - если).
5. Прежде чем говорить о своих правах, подумайте и о правах других людей (времени, с каких пор? Союз- прежде чем).
6. Люди разных религий и вероисповеданий должны уважать друг друга, потому что нет религий правильных и неправильных (причины, почему? Союз - потому что).
УПРАЖНЕНИЕ «КАМУШЕК В БОТИНКЕ» (Составление СПП)
- Прошу вас найти в себе то, что мешает вам жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
«Мне мешает жить в мире с самим собой то, что….
УПРАЖНЕНИЕ «ЖЕМЧУЖИНА В РАКОВИНЕ»
- Предлагаю вам отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
«Я считаю, что мое наивысшее достоинство – это…»
ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ
- Мы сталкиваемся с толерантностью каждый день, на улице, в общественных местах, в школе.
И, к сожалению, мы сами не всегда бываем толерантны друг к другу, при этом именно мы можем что-то изменить.
Давайте вырастим дерево толерантности у нас в классе. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по- вашему, надо сделать, чтобы отношения между людьми стали как можно более толерантными, чтобы всем было комфортно и приятно. Затем листочки приклейте на дерево.
Теперь попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем:
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
(2 минуты)
-Все оценки будут выставлены в классный журнал, но самую важную оценку по этой теме вам поставит жизнь. Потому что в жизни самое главное то, что делает нас счастливыми, дается бесплатно: любовь, понимание, внимание, нежность окружающих тебя близких. Любите их. Берегите. Дорожите ими.
-Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что урок оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наше село и наша страна всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.