Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. В известном мультике найдём Помощников весёлых. Сегодня мы с вами продолжаем изучать местоимение, а также познакомимся с новой темой - личные местоимения. Но на уроке мы сегодня будем работать не одни. На каждом этапе нам будут помогать герои ваших любимых Откройте тетради. Запишите число, классная работа. И у нас первый гость. Посмотрите, кто это? И Совунья нам кое-что приготовила. Жизнь прожить - не поле перейти. Живёт – только небо коптит. Скажите, что это за предложения? Как вы понимаете смысл этих пословиц? Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Пропишите букву ж до конца строки. И у нас следующий гость, он приготовил вам слова для словарной работы. Я буду диктовать вам словосочетания и предложения, вы должны их верно записать: Варенье из красной ягоды Рады весеннему солнцу Рисует в тетради Вспоминать о любимом солдате Плыть в море Читать о герое Мы с вами проверили знание словарных слов. Скуби-Ду надеется, что вы все справились, и получите только 5 и 4. А сейчас наш следующий гость приготовил вам задание. Повторение изученного. Послушайте стихотворение. Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ… Поднимите руку те, кто что-нибудь понял из этого стихотворения. А как вы думаете, почему? (Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него) Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.) Обобщите, пожалуйста, сказанное - расскажите правило, что вы знаете о местоимениях. Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. Откройте стр. 52 учебника. Прочитаем правило в рамке. Ответьте на вопросы. Какие есть личные местоимения? На что указывают личные местоимения? Чем личные местоимения являются в предложении? Теперь давайте выполним упражнение 145 на стр. 52. ( 3 ряд, по цепочке, коментированно) Проблемная ситуация. Учитель. Послушайте диалог. Уч-ся (разыгрывают сценку). - Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь? - Да, хорошо. - Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома? - Нет, её нет. - А Асхат? Он дома? Фронтальная беседа. Учитель. Юля, начиная разговор, как называет себя? (Я) Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо"). Юля, а как бы ты назвала себя и Влада одним словом? (Мы). ("1-е лицо"). Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник". Как Юля обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Влада указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо). Юля, а как бы ты обратилась к Владу, Асхату, Кате, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо"). А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы. Юля и Влад говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Катя - она, Вова - он ("3-е лицо"). Ребята, а как бы вы назвали Юлю и Влада одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо") А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо"). А теперь давайте прочитаем правило на стр. 53. Что нового о местоимениях вы узнали? Сейчас, те, чьи фамилии я назову, будут делать работу на индивидуальных карточках. А остальные выполняют упр. 146 самостоятельно. Резерв. Упр. 147 +Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь? Уч-ся. Он, Она, Оно. Моё стихотворение - Про местоимения… Утром - Так заведено - Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар - птицей… А стемнеет - ОН придёт: Тоненький, Смущённый, - Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл - плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… Кто же ОН, ОНО, ОНА? Уч-ся. Месяц, солнце и луна (крепятся иллюстрации на доску). Домашнее задание: Упр 148. Итог урока: Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? Назовите местоимения 1 лица, 2, 3. Назовите местоимения единственного числа, множественного. У каких местоимений можно определить род? Что было сложным на уроке? |