kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему: "Притяжательные местоимения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Притяжательные местоимения.

Ребята, сегодня мы будем изучать новую тему: «Притяжательные местоимения». Мы продолжим знакомство с разрядами местоимений.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Исходя из темы сформулируем цель урока. Что нам предстоит выяснить?

(- Какие местоимения относятся к притяжательным.

-Каково значение притяжательных местоимений.

-Как отличить личные местоимения: его, её, их от притяжательных.

-Как склоняются притяжательные местоимения и какие из них не изменяются.

-Синтаксическая роль притяжательных местоимений.

-Трудные случаи употребления местоимений.

Это и есть цели нашего урока. В конце занятия проверим, всему ли, чему хотели, мы научились?

Ребята у вас на партах есть карта заданий и лист самоконтроля, в котором вы оцениваете свою работу.

1.) Повторение

1. Вспомним и повторим:

- Как называется раздел науки о языке, который мы изучаем? (морфология)

- А что он изучает? (части речи)

- Отгадайте загадки.

 

- Молодцы! Отгадали все загадки.

- Что называется местоимением?

(Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

- Какие разряды местоимений вы знаете?

(Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.

Графический диктант

+

есть местоимение в предложении

-

нет местоимения в предложении

1   2   3   4   5   6   7   8

Ключ для взаимопроверки:

-    -    +   +   +   -    -   +

1   2   3   4    5   6   7   8

- Назовите личные местоимения.

(Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.)

- Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными?

(Они указывают какому лицу принадлежит предмет.)

Следующее упражнение находится в наших картах заданий.

2.

Поставьте личные местоимения: он, она, они в нужном падеже.

3.

 Флипчарт

Составьте по 2 словосочетания с качественными, относительными, притяжательными прилагательными и запишите их в тетради.

Работа со словарём: Притяжательный –

Выражающий принадлежность кому, чему-либо.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предметов лицам или животным.

2.) Объяснение нового материала.

1. Значение притяжательных местоимений, их связь с личными местоимениями.

Притяжательные местоимения так же как и притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

 Например: мой дневник, твоя книга, его тетрадь.

Притяжательное местоимение мой указывает на принадлежность 1-му лицу, т.е. говорящему, твой – на принадлежность 2-му лицу – тому, с кем говорят, местоимение его – 3-му лицу, т.е. человеку, не участвующему в диалоге.

Каждому личному местоимению соответствует определённое притяжательное

местоимение.

Обратите внимание: притяжательные местоимения его, её, их, соотносимые с личными местоимениями 3-го лица, совпадают с формами Р. п. этих личных местоимений (нет кого? его, её, их).

 Составление алгоритма правила Отличие личных местоимений его, ее, их от притяжательных местоимений его, ее, их.

Личное местоимение

Притяжательное местоимение

1.Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Её попросили подготовить доклад.

1.Отвечает на вопросы  «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?».

Её рисунок всем понравился.

2.В предложении является дополнением.

2.В предложении являются определениями.

3.Если добавить предлог, появляется начальная буква Н.

Он спросил его.

Он спросил у него.

3.С тем же предлогом начального буквы Н нет.                 Он спросил его друга.

Он спросил у его друга.

Я взял свою тетрадь. Ты взял свою тетрадь. Он взял свою тетрадь.

Одно и то же местоимение свой указывает в каждом случае на принадлежность разным лицам.

Притяжательные местоимения, соотносимые с личными местоимениями 3-го лица, – его, её, их. Когда вам надо сказать о принадлежности предмета лицу или лицам, не участвующим в диалоге, – ему, ей и им, используйте только эти местоимения, например: его собака, её стол, их велосипеды. Слов егонный,, ейный, ихний в русском языке нет.

2. Склонение притяжательных местоимений.

Притяжательные местоимения, соотносимые с личными местоимениями 1-го и 2-го лица: мой, наш, твой, ваш, а также местоимение свой склоняются по образцу имён прилагательных. Эти местоимения стоят в тех же роде, числе и падеже, что и существительные, от которых они зависят.

Притяжательные местоимения мой, твой, свой склоняются одинаково. Склонение местоимения твой.

В форме единственного числа мужского рода винительного падежа, а также в форме множественного числа винительного падежа притяжательные местоимения имеют двоякие формы, например: твой/твоего, наш/нашего, твои/твоих, наши/наших. Формы (твой, наш, твои, наши) употребляются с неодушевленными существительными, формы (твоего, нашего, твоих, наших) – с одушевленными, например:

вижу твой портфель (неодуш.) – вижу твоего друга (одуш.)

Местоимения его, её, их, указывающие на принадлежность лицам, не участвующим в диалоге, не изменяются по числам и падежам.

Его телефон лежит на столе.

В его комнате есть книжная полка.

Форма местоимения его остаётся неизменной.

3.Трудные случаи употребления местоимений.

Местоимение свой никогда не определяет подлежащее в предложении.

Он очень любит свой город.

Его город находится на берегу моря.

Но в устойчивых сочетаниях, пословицах и поговорках может употребляться.

Своя ноша не тянет.

4.Синтаксическая роль притяжательных местоимений.

В предложении притяжательные местоимения обычно выполняют функцию определения.

Физкультминутка

Работа с учебником. Стр.68-69.

3.) Закрепление

  1. Тест

2.)Отрывки из стихотворений

С. Есенина.

Вставьте окончания местоимений, определите синтаксическую роль местоимений.

 

3.) В творческой лаборатории.

1.Составьте предложения с притяжательными местоимениями. Используйте названия данных предметов.

На столе предметы:

( ваза, часы, картина, лампа, словарь, бусы, зеркало, рисунок.)

На стене таблицы:

Свой + дополнение

Мой, твой, наш, ваш, его, её, их + подлежащее

 

4.)

Устойчивые сочетания с местоимениями: свой, мой отличаются активностью употребления.

Объясните их значение.

 

5.)Фрагменты из произведений К. Г. Паустовского.

Местоимения могут в нужном случае заменить имена существительные, прилагательные, числительные.

К. Паустовский прекрасно знал природу, его пейзажи всегда были лиричны. Он рассказывает о сокровенной прелести природы людям, напоминая, что родная земля – самое великолепное для жизни, и мы должны её возделывать, беречь и охранять.

Местоимения могут в нужном случае заменить имена существительные, прилагательные, числительные. Благодаря этому свойству они служат средством связи предложений в тексте.

Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.

Во глубине России.

 

Лесные реки и каналы.

Леса.

 

4.) Обобщение:

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Что реализовали на уроке?

- Какие вопросы остались?

- Вернемся к листам самоконтроля.  Поставьте оценку своей деятельности на уроке.

Домашнее задание:

§ 76(правило).

Упражнение 448 (письменно по заданию учебника)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: "Притяжательные местоимения". »

Тема урока: Притяжательные местоимения.


Ребята, сегодня мы будем изучать новую тему: «Притяжательные местоимения». Мы продолжим знакомство с разрядами местоимений.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Исходя из темы сформулируем цель урока. Что нам предстоит выяснить?

(- Какие местоимения относятся к притяжательным.

-Каково значение притяжательных местоимений.

-Как отличить личные местоимения: его, её, их от притяжательных.

-Как склоняются притяжательные местоимения и какие из них не изменяются.

-Синтаксическая роль притяжательных местоимений.

-Трудные случаи употребления местоимений.

Это и есть цели нашего урока. В конце занятия проверим, всему ли, чему хотели, мы научились?

Ребята у вас на партах есть карта заданий и лист самоконтроля, в котором вы оцениваете свою работу.


Повторение


1. Вспомним и повторим:

- Как называется раздел науки о языке, который мы изучаем? (морфология)

- А что он изучает? (части речи)

- Отгадайте загадки.


(Всё, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? И ЧТО?отвечает.

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склонения есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное)


Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

С существительным

Живет на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Прилагательное)


Он все предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за всем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про…

(Глагол)


Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное)

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)


- Молодцы! Отгадали все загадки.

- Что называется местоимением?

(Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)


- Какие разряды местоимений вы знаете?

(Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.


Графический диктант

+

есть местоимение в предложении

-

нет местоимения в предложении


1 2 3 4 5 6 7 8





Ключ для взаимопроверки:

- - + + + - - +

1 2 3 4 5 6 7 8



- Назовите личные местоимения.

(Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.)



- Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными?

(Они указывают какому лицу принадлежит предмет.)

Следующее упражнение находится в наших картах заданий.


2.

Поставьте личные местоимения: он, она, они в нужном падеже.


Что ты знаешь о (он)?

Зачем мы едем к (она)?

Я хочу читать с (они).

(Он)позвали на урок.

Мы видели (она) в библиотеке.


Вывод: если перед личным местоимением есть предлог, то к этому местоимению добавляется «н».

(о нём, к ней, с ними).

3.

Флипчарт

Составьте по 2 словосочетания с качественными, относительными, притяжательными прилагательными и запишите их в тетради.

Работа со словарём: Притяжательный –

Выражающий принадлежность кому, чему-либо.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предметов лицам или животным.


Объяснение нового материала.

1. Значение притяжательных местоимений, их связь с личными местоимениями.

Притяжательные местоимения так же как и притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

Например: мой дневник, твоя книга, его тетрадь.

Притяжательное местоимение мой указывает на принадлежность 1-му лицу, т.е. говорящему, твой – на принадлежность 2-му лицу – тому, с кем говорят, местоимение его – 3-му лицу, т.е. человеку, не участвующему в диалоге.

Каждому личному местоимению соответствует определённое притяжательное

местоимение.

Обратите внимание: притяжательные местоимения его, её, их, соотносимые с личными местоимениями 3-го лица, совпадают с формами Р. п. этих личных местоимений (нет кого? его, её, их).

Составление алгоритма правила Отличие личных местоимений его, ее, их от притяжательных местоимений его, ее, их.


Личное местоимение

Притяжательное местоимение

1.Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Её попросили подготовить доклад.

1.Отвечает на вопросы «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?».

Её рисунок всем понравился.


2.В предложении является дополнением.

2.В предложении являются определениями.

3.Если добавить предлог, появляется начальная буква Н.

Он спросил его.

Он спросил у него.

3.С тем же предлогом начального буквы Н нет. Он спросил его друга.

Он спросил у его друга.


Я взял свою тетрадь. Ты взял свою тетрадь. Он взял свою тетрадь.

Одно и то же местоимение свой указывает в каждом случае на принадлежность разным лицам.

Притяжательные местоимения, соотносимые с личными местоимениями 3-го лица, – его, её, их. Когда вам надо сказать о принадлежности предмета лицу или лицам, не участвующим в диалоге, – ему, ей и им, используйте только эти местоимения, например: его собака, её стол, их велосипеды. Слов егонный, , ейный, ихний в русском языке нет.

2. Склонение притяжательных местоимений.

Притяжательные местоимения, соотносимые с личными местоимениями 1-го и 2-го лица: мой, наш, твой, ваш, а также местоимение свой склоняются по образцу имён прилагательных. Эти местоимения стоят в тех же роде, числе и падеже, что и существительные, от которых они зависят.

Притяжательные местоимения мой, твой, свой склоняются одинаково. Склонение местоимения твой.

 

В форме единственного числа мужского рода винительного падежа, а также в форме множественного числа винительного падежа притяжательные местоимения имеют двоякие формы, например: твой/твоего, наш/нашего, твои/твоих, наши/наших. Формы (твой, наш, твои, наши) употребляются с неодушевленными существительными, формы (твоего, нашего, твоих, наших) – с одушевленными, например:

вижу твой портфель (неодуш.) – вижу твоего друга (одуш.)

Местоимения его, её, их, указывающие на принадлежность лицам, не участвующим в диалоге, не изменяются по числам и падежам.

Его телефон лежит на столе.

В его комнате есть книжная полка.

Форма местоимения его остаётся неизменной.

3.Трудные случаи употребления местоимений.

Местоимение свой никогда не определяет подлежащее в предложении.

Он очень любит свой город.

Его город находится на берегу моря.

Но в устойчивых сочетаниях, пословицах и поговорках может употребляться.

Своя ноша не тянет.

4.Синтаксическая роль притяжательных местоимений.

В предложении притяжательные местоимения обычно выполняют функцию определения.

Физкультминутка

Работа с учебником. Стр.68-69.

Закрепление

1.)Мини-тест.


1. Притяжательные местоимения

а) обозначают принадлежность предметов лицам или животным.

б) указывают на принадлежность предмета определённому лицу.

в) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества.

г) указывают на лицо или предмет, о котором идёт речь.

          2. Определить строку с притяжательными местоимениями

а) никто, нам, его, мой

б) ваш, наш, его, твой

в) мой, твой, свой, вам

г) мой, твой, их, себя.

            3. Укажите предложения с притяжательными местоимениями

а) Его никто не заметил.

б) У её дома растет белоствольная береза.

в) Наша мама всегда готова всем помочь в трудную минуту.

г) Мы часто бываем у них.

         Взаимопроверка


2.)Отрывки из стихотворений

С. Есенина.

Вставьте окончания местоимений, определите синтаксическую роль местоимений.


1.

От луны свет большой

Прямо на наш.. крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.


2.

Белая берёза

Под мо.. окном

Принакрылась снегом,

Будто серебром.

3.

О Русь – малиновое поле,

О синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Тв.. озёрную тоску.

4.

Загорелась зорька красная

В небе тёмно-голубом,

Полоса явилась ясная

В сво.. блеске золотом.


3.) В творческой лаборатории.

1.Составьте предложения с притяжательными местоимениями. Используйте названия данных предметов.

На столе предметы:

( ваза, часы, картина, лампа, словарь, бусы, зеркало, рисунок.)


На стене таблицы:


Свой + дополнение


Мой, твой, наш, ваш, его, её, их + подлежащее


2.

1) местоимения мой/ твой/наш/ваш могут быть заменены местоимением свой;

2) замена невозможна стилистически;

3) замена приводит к изменению смысла предложения.

 

1.И она стала рассказывать о моей жизни.
2.Напрасно прятал я в траву мою усталую главу.
3.Обычно осенью моя мать уезжала в Москву.

а)Местоимение мой может быть заменено местоимением свой.

б)Замена невозможна стилистически.

в)Замена приводит к изменению смысла предложения.

 


4.)

Устойчивые сочетания с местоимениями: свой, мой отличаются активностью употребления.

Объясните их значение.


Жить своим умом.

Не верить своим глазам.

Помяни моё слово.

На своих двоих.

На своём месте.

Идти своим чередом.



5.)Фрагменты из произведений К. Г. Паустовского.

Местоимения могут в нужном случае заменить имена существительные, прилагательные, числительные.


К. Паустовский прекрасно знал природу, его пейзажи всегда были лиричны. Он рассказывает о сокровенной прелести природы людям, напоминая, что родная земля – самое великолепное для жизни, и мы должны её возделывать, беречь и охранять.


Местоимения могут в нужном случае заменить имена существительные, прилагательные, числительные. Благодаря этому свойству они служат средством связи предложений в тексте.

Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.


Во глубине России.

1.А еще дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник. 2.Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем, цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

3.Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. 4. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. 5. Кое-где на их снеговой крутизне можно заметить розоватый отблеск солнечного света.


Лесные реки и каналы.

1.Сладковатый запах водяных лилий смешан с запахом смолы. 2.Иногда высокие камыши перегораживают каналы сплошными плотинами. 3.По берегам растет белокрыльник. 4.Листья его немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса, и издали кажется, что это цветут громадные снежные цветы. 5. Папоротник, ежевика, хвощи и мох наклоняются с берегов. 6. Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль – споры кукушкиного льна. 7.Розовый кипрей цветет невысокими стенами.

Леса.

1.Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. 2.Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. 3Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. 4.Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.

5.А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. 6.Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, – ночь, полная звезд. 7.На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.



Обобщение:


- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Что реализовали на уроке?

- Какие вопросы остались?

- Вернемся к листам самоконтроля. На пустых строчках подпишите, какие вопросы требуют дополнительной проработки. Поставьте оценку своей деятельности на уроке.











Домашнее задание:

§ 76(правило).

Упражнение 448 (письменно по заданию учебника)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему: "Притяжательные местоимения".

Автор: Шаманина Татьяна Михайловна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192621

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Притяжательные местоимения""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokapritiazhatielnyiemiestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "284569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453997193"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424921184"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока русского языка на тему"Разряды местоимений" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-razriady-miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "186404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426342032"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства