Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Ход урока
1. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”(Учитель читает стихотворение).
Моя грамматика
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
- В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях)
- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
2. Работа по усвоению новых знаний.
Работа у доски:
Именительный – Я;
Родительный – Меня;
Дательный – Мне;
Винительный – Меня;
Творительный – Мной;
Предложный – обо Мне.
- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? (склонением)
- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я,
- Что особенного вы отметили в склонении данного
местоимения?
- Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
3. Формирование навыков и умений.
- Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.
- Вторая особенность:
Иногда в корне происходит чередование например:
тебя – тобой, меня – мне.
- Третья особенность:
Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)
- Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).
- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
3. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
Задание: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).
Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
У доски:
1-й учащийся склонял местоимение Мы:
И. п. – Мы
Р. п. - Нас
Д. п. – Нам
В. п. – Нас
Т. п. - Нами
П. п. – о Нас
2-й учащийся склонял местоимение Он:
И. п. – Он
Р. п. – Его
Д. п. – Ему
В. п. - Его
Т. п. - Им
П. п – о Нем
Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово.
4. Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.
- Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?
- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина, которые мы изучаем в данный момент на уроках литературы:
1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
.Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)
2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)
3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)
Учитель:
- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.
- В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.
Например:
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь.
(Развитие речи. Творческое задание). Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:
Хорошо оказаться в жаркий солнечный день на пляже у моря…
Даётся время для написания работы. Затем 2-4 работы заслушать.
5. Домашнее задание:
Составить текст с использованием прямой и косвенной речи. Подчеркнуть личные местоимения.
6. Подведение итогов.
О каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?