Тема урока: Грамматические признаки личных местоимений.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели педагогической деятельности: способствовать формированию умения распознать местоимения в тексте, правильно их употреблять; различать их грамматические признаки.
Планируемые результаты:
Предметные:
обучающиеся научатся: распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять; заменять имена существительные местоимениями;
обучающиеся получат возможность научиться: определять грамматические признаки местоимений; изменять местоимения по числам и падежам; выполнять задания в интерактивном режиме, т.е. на нетбуках.
Метапредметные:
• Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять грамматические признаки местоимений.
• Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и учеников.
• Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
Личностные УУД: уметь сохранять мотивацию к учёбе, проводить самооценку.
Ресурсы: Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 4 класса: 1ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.; компьютерная презентация урока, мультимедиаурок «Личные местоимения». Образовательный ресурс http://interneturok.ru , карточки для индивидуальной работы, ПК, проектор, экран, колонки
Ход урока.
I. Мотивационный этап.
- Ребята, поприветствуйте своего партнёра по плечу, по лицу. Соедините свои ладони в группе. Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.
- Я желаю, чтобы на уроке вам было интересно, познавательно, комфортно.
II. Мобилизующий этап. Формирование обучающимися темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. А подобрать ключ к этой тайне нам помогут задания.
Слайд 1. Родина снегирей – хвойные леса северной тайги. В октябре снегири прилетают к нам на зимовку. Снегирь кормится семенами ольхи, клёна. Снегирь любит ягоды рябины. Снегирь выделяется на фоне снежного покрова своим ярким опереньем.
- Ребята, прочитайте текст. Какие задания к тексту вы можете предложить? (исправить речевые ошибки, рассказать, как мы помогаем птицам перезимовать, придумать название текста и т.д.)
- Давайте, исправим речевую ошибку. (работа в карточках)
- Какая часть речи нам в этом поможет? (местоимение)
- Прочитайте получившийся текст.
- Какую часть речи заменили местоимения в тексте? (им. сущ.)
- Назовите грамматические признаки имен существительных.
- Как вы думаете, если местоимения могут заменить имена существительные, значит, они могут иметь те же грамматические признаки, что и имена существительные или нет?
- Кто догадался, над какой проблемой мы будем работать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы выясним, какие грамматические признаки могут быть у личных местоимений, и научимся их различать.
III. Минутка чистописания.
- Назовите личные местоимения.
- Запишите эти местоимения, используя правила каллиграфического письма.
я мы ты вы он она оно они
- Запишите 4 предложение, используя правила каллиграфического письма.
Снегирь любит ягоды рябины.
Он любит ягоды рябины.
- К этим предложениям мы ещё вернемся.
IV. Актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, что нам уже известно о местоимениях.
Модель ЭР АР ГАЙТ (AR Guide)
- Поработайте над этим заданием самостоятельно. Время работы 2 минуты.
ДО
УТВЕРЖДЕНИЯ
ПОСЛЕ
1. Я, кто, он, она, наш, они, вы, мы – это личные местоимения.
2.Местоимения бывают 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.
3.Местоимение указывает на предмет, признак, количество.
4. Все местоимения имеют форму рода.
5. Местоимения имеют те же грамматические признаки, что и имена существительные.
6. Местоимения изменяются только по числам и родам.
- Отложите свою работу. Мы к ней вернемся позже.
V. Открытие нового знания.
- Итак, понаблюдаем за грамматическими признаками местоимений.
1.Работа в учебнике.
Задание из упражнения 234 на стр. 136 (фронтальный опрос)
- Объясните 2 варианта группировки.
А) 1. я, мы Б) 1.я, ты, он, она, оно
2. ты, вы 2. мы, вы, они
3. он, она, оно, они
Вывод: местоимения имеют форму лица, форму числа
2. Работа в тетрадях и на доске.
- Вернемся к записанным в тетрадь предложениям.
- Разберите 1 предложение по членам предложения и укажите грамматические признаки имен существительных. (1ученик у доски с комментариями)
- Понаблюдайте, можем ли мы определить лицо, число, род, падеж у местоимения и каким членом предложения оно является. (работа со 2 предложением из минутки чистописания).
3. Работа с заданиями, записанными на слайдах презентации.
-Внесите исправления в текст, указывая лицо, число, падеж, а если можно род местоимения.
- Что нам поможет? (вопрос)
Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.
- Подошёл к кому? ко мне
- Определите грамматические признаки местоимений и каким членом предложения они являются.
1л., ед.ч., Д.п
Раз на перемене подошёл ко мне товарищ.
(Он) наградили дипломом.
- Наградили кого? его
3л., ед.ч., м.р., В.п.
Его наградили дипломом.
Мама радуется за (мы) с Мишей.
- Радуется за кого? за нас
1л., мн.ч., В.п.
Мама радуется за нас с Мишей.
- Сделаем вывод:
Слайд 3.
Грамматические признаки личных местоимений
1.форма лица
2. форма числа
3. форма рода (у местоимений 3лица единственного числа)
4. формы косвенных падежей образуются от разных основ:
Я – меня, мне Мы – нас, нам
Ты – тебя, тебе Вы – вас, вам
Он – его, ему Они – их, им
Она – её, ей
В предложениях личные местоимения чаще всего относятся к глаголам и выступают в роли дополнения.
4. Физкультминутка. Игра Follow the Leader
VI. Закрепление. Модель ЭР АР ГАЙТ (AR Guide)
1.Просмотр видеоролика. (используется мультимедиаурок «Личные местоимения». Образовательный ресурс http://interneturok.ru)
- А сейчас о грамматических признаках личных местоимений расскажет виртуальный учитель Субботин Дмитрий Игоревич.
- Вернемся к нашим утверждениям. Заполним столбик «После». Время работы 2 минуты.
- Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Если ответы поменялись, ответьте на 7 вопрос. Если не поменялись, то на 8 вопрос.
- Обсудите ответы на вопросы в группе в течение 2 минут. Начинает партнёр 2. (ученики обсуждают пункты, ответы на которые они поменяли, и делятся тем, где они нашли информацию)
- Поделитесь своим мнением партнёры. (обратная связь)
2.Укажите грамматические признаки личных местоимений. (самостоятельная работа на оценку)
От меня -
У тебя -
К нам -
Вами -
О нём -
VII. Итог урока. Модель ИНСАЙД – АУТСАЙД СЁКЛ (Inside –Outside Circle)
- Посмотрите на своего партнера по лицу! Запомните его! Все партнеры В сформируйте внешний круг. Сейчас все партнеры А найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг.
- Я задам вам первый вопрос на повторение: что такое местоимение?
Подумайте над ответом 3-5 секунд. Ученики внешнего круга отвечают своему партнеру. У вас есть 1 минута. Внутренний круг, теперь ваша очередь отвечать в течение 1 минуты. Поблагодарите друг друга. Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом). Теперь громко отсчитайте 3 человека, передвигаясь по кругу, и дайте им 5! Найдите, таким образом, нового партнера.)
- Какие местоимения называются личными и почему?
- Назовите грамматические признаки местоимений.
VIII. Рефлексия.
- Продолжите предложение:
На уроке я узнал ….
На уроке мне понравилось…..
На уроке я научился…..
- С каким настроением вы уходите с этого урока?
- Как оцениваете свою работу?
- Кого особенно хотите похвалить за работу?
- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.
- Благодарю всех за работу!
IX. Домашнее задание. Стр.136 упражнение 237