МБОУ СОШ №18 г. Узловая Тульская область
       |  Тема урока |  Место урока по теме | 
  |  Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи |  Первый урок по теме «Местоимение» | 
  |  Тип урока |  Формы, приемы, методы | 
  |  Изучение нового материала |  Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог | 
  |  Цель урока |  Задачи урока | 
  | Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи 
 | Предметные результаты: 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные. Метапредметные результаты: Личностные результаты:  - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей  - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве  Регулятивные результаты:  - самостоятельно определять учебную задачу  - планировать свою деятельность по решению учебной задачи  - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.  Познавательные результаты:  - ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи  - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме  - осознают ценности своего языка.  Коммуникативные результаты:  - применять правила делового сотрудничества - участвовать в продуктивном диалоге. | 
  |  Предполагаемый результат | 
  |  Знать |  Уметь | 
  |  Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи | 1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различают местоимения и имена существительные. | 
  |  Компетенции/УУД |  Педагогические технологии |  Оборудование | 
  |  учебно-познавательная, информационная, коммуникативная |  метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве |  мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики | 
 
         |  Цель этапа |  Деятельность учителя |  Деятельность ученика |  Компетенции/  аспекты компетенции/УУД |  Оценивание/формы контроля |  Результат | 
  |  
  I этап: организационный 2 мин. | 
  | Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |  Приветствие.  Проверка готовности к уроку.  
  Начинается урок.    Он пойдёт ребятам впрок.  Постарайтесь всё понять,  Учитесь тайны открывать,    Ответы полные давайте  И на уроке не зевайте.  (Слайд 2)   - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»  -А что такое тайна?  
 -А вы готовы открывать тайны? Так, начнём. |  Проверяют готовность к уроку.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Дети высказывают свои предположения.  
 |  Коммуникативная компетенция | Самоконтроль, самооценка |  Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. | 
  |  
  II этап: постановка цели и задач урока 5 мин. | 
  | Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. |  - Давайте вспомним: «Что такое речь?»  - Какие части речи вам знакомы?  -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?        |  Имя существительное |  Имя прилагательное |  Глагол |   |  
 |  
 |  
 |   Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косит.  
  Проверка по эталону на слайде  (Слайд 3)  - Почему вы не все слова распределили?  
  - А мы употребляем эти слова в речи?  -Значит они тоже часть речи?  - А как называется эта часть речи?  - Значит, какая цель нашего урока. |  - Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.  - Имя существительное, имя прилагательное, глагол.  
  
  
  
  
  - Нужно распределить слова, по частям речи.  
  
  У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – на карточках.    
  
  
  - Они не относятся ни к одной из групп.  
  -Да.  
  -Да.   - Не знаем.  
  -Узнать, как называется новая часть речи.  
 |  Учебно-познавательная, коммуникативная |  Самоконтроль, самооценка |  Появление цели урока  Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.  Умение ставить цели, планировать свою работу. | 
  |  
  III этап: актуализация знаний 5 мин. | 
  |  Сорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;    выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. |  - Прочитайте два текста и сравните их.  (Слайд 4)  1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.  2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.  - О чём говорится в первом тексте?  -О чём говорится во 2 тексте?  
  
  - Вместо каких слов употреблены слова он, они?  -Место какой части речи заняли эти слова?  - Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.  Так какая тема сегодняшнего урока.  (Слайд 5)  Переворачивает карточку с названием темы урока. |  Дети читают со слайдов тексты.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - О помидорах.  
  Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится.  - Он – помидор, они – помидоры.  
  - Место имени существительного.  
  
  
  
  - Местоимение.  
 |  Учебно-познавательная |  Вопросительные слова |  Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности | 
  |  
  IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин. | 
  |  Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.  
 |  Работа по учебнику.  Упр.171  
  - Какие местоимения встретились в тексте?  - Они указывают на какой-то предмет? А называют его?  - Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.    Работа в парах. Составление схемы.  (Слайд 6)  Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания):  Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).  Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).  - Давайте сравним наше определение с эталоном.  (Слайд 7)  Физминутка  
 |  Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменные задания.  - Он, я, ты, они.  
  
  
  
  
  
  Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.  
  
  
  
  
  
  
  
  Дети читают определение на слайде. |  Учебно-познавательная, коммуникативная |   Согласен – не согласен |  Развитие учебно-познавательной мотивации.  Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.  Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. | 
  |  
  V этап: первичная проверка понимания 5 мин. | 
  |  Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.  
 |  Работа по упр.173 (устно)  - Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет? |  Дети читают текст упражнения и называют местоимения. |  Учебно-познавательная, коммуникативная |  Фронтальная работа |  Излагает, объясняет учебный материал | 
  |  VI этап: первичное закрепление 5 мин. | 
  |  Включение нового знания в систему знаний;  повторение и закрепление ранее изученного.    организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;   организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;   создание ситуации успеха для каждого;  Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. |  Самостоятельная работа по упр.174.  - Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.    Оцените товарища по таким критериям:  Всё верно - !  Одна ошибка- +  Две ошибки - ?  Три ошибки - -  (Слайд 8)  
  Проверьте себя по эталону на слайде.  (Слайд 9)  - Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.  - Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания |  Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Проверка по эталону.  
  
  Дети поднимают руки. |  Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная |  Работа в парах  Самоконтроль, самооценка |   Контроль и самооценка познавательной деятельности.    
 
  Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | 
  |  VII этап: Домашнее задание | 
  |  Провести инструктаж по выполнению дом. задания |  Упр.175  - Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно?  Вспомните, какие предложение называются нераспространенными и какие распространёнными. |  Дети читают текст упражнения и задают вопросы. |  Коммуникативная, учебно-познавательная |  Фронтальная работа |  
 | 
  |  VIII этап: рефлексия 5 мин. | 
  |  Осознание обучающимися своей учебной деятельности;    самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |  -Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?  Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.    (Слайд 10)  и могу это объяснить одноклассникам.  но не уверен, что объясню другому.    
 |  -Узнали о новой части речи – местоимении.  
  Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. |  Учебно-познавательная, коммуникативная |  Самооценка |  Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |