2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробном учебном действии. - Давайте вспомним: «Что такое речь?» - Какие части речи вам знакомы? -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? (вставить пропущенные буквы, распределить слова по группам). Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | | | | | | | | | | | | | Карточки со словами: арбу., сла.кий, он, л.жит, медведь, ты, я, мя.кий, к.сить. Проверка по эталону на слайде (Слайд 7) 3. Выявление места и причины затруднения. - Почему вы не все слова распределили? - А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, ). Прочитайте два текста и сравните их. (Слайд 9) 1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов. 2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов. - О чём говорится в первом тексте? -О чём говорится во 2 тексте? - Вместо каких слов употреблены слова он, они? -Место какой части речи заняли эти слова? - Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема сегодняшнего урока? (Слайд 10) Какие задачи мы поставим перед собой: мы должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи и употреблять их в речи) 5. Реализация построенного проекта. Работа в группах. Продолжим предложения, выбрав верные высказывания: Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). - Давайте сравним наше определение с эталоном. (Слайд 15) -Так в чем же различие существительного и местоимения? ( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.) •Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи. •С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи? (Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.) 6. Физминутка Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете: Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно. 7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары своя карточка. 1.Замени выделенные существительные местоимениями. По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен. 2.Замени выделенные существительные местоимениями. Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. 3.Замени выделенные существительные местоимениями. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша. 4.Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. 5.Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. 6.Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус. 7.Замени выделенные существительные местоимениями. Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. 8.Замени выделенные существительные местоимениями. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё. 9.Замени выделенные существительные местоимениями. Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. 10.Замени выделенные существительные местоимениями. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. 11.Замени выделенные существительные местоимениями. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце. 12.Замени выделенные существительные местоимениями. Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. 13.Замени выделенные существительные местоимениями. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. 14.Замени выделенные существительные местоимениями. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку. |