-Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак (н.ф.) (У глаголов неопределённой формы после шипящих пишется мягкий знак)
–Посмотрите, какой красивый букет у нас с вами получился. Он нам сегодня понадобится. Для чего, вы узнаете чуть позже. А пока, давайте обобщим, когда же в словах после шипящих пишется мягкий знак. (У существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы).
Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
– Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.
Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)
Внимание на экран: (слайд №3)
Подумай! Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?
- Какой частью речи являются данные слова? (глаголы)
- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)
- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)
-Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) (слайд №4)
- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? (Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед.числа.)
- А вы как думаете? Какие есть предположения? (ответы учащихся)
Поиск решения проблемы.
–Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
–Вспомните, что такое «пословица»?
(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)
- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (слайд №5)
(1-ая группа – первая пословица, 2-ая группа – вторая пословица, 3-я группа – третья пословица)
-Какой частью речи являются выделенные слова? (глаголы)
-В какой форме употреблены данные глаголы (в форме 2 лица ед. числа)
-Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед.числа (пишется Ь)
-Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числапосле шипящих пишется мягкий знак) (слайд №6)
-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на конце данных глаголов? (слайд №7)
Физкультминутка
-Раз сегодня мы говорим о глаголах , то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.
- Встаньте, пожалуйста.
Как живешь? (Вот так!)
Как идешь? (Вот так!) Как плывешь? (Вот так!) Как бежишь? (Вот так!) Как шалишь? (Вот так!) Как сидишь? (Вот так!)
- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.
-Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)
Включение в систему знаний.
- А теперь попробуем применить получение знания на практике.
Творческая работа
На доске: пять иллюстраций с изображением различных действий.
-Рассмотрите иллюстрации на доске.
-Подумайте, какими глаголами 2-го лица ед.числа можно заменить каждое изображение. Запишите эти глаголы. (1 уч-.у доски)
- Выделите личные окончания глаголов.
- Кто уверен, что правильно выполнил задание, поставьте на полях знак уверенности (!), а те, кто сомневается в чем-либо – знак неуверенности (?).
На доске: знаки: ! ?
Проверка
- Кто поставил (!)?
- Кто поставил (?)?
- В чем сомневаетесь? (разбор задания)
- О какой орфограмме необходимо помнить при записи данных глаголов? (В глаголах 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь знак.)
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
Работа над предложением. (слайд №8)
- Обратите внимание на экран.
- Прочитайте предложение.
(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)
- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1 –го лица ед. числа).
- Замените глаголы 1-го лица ед.числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите получившееся предложение.( 1 уч.-у доски)
(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)
- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват., невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)
-Объясните расстановку знаков препинания.
-Подчеркните грамматическую основу.
-Выделите личные окончания глаголов.
-Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед.числа с шипящими на конце? (пишется мягкий знак)
Физкультминутка.
-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Пишется – не пишется!» Я буду называть слова с шипящим на конце. Если в них надо писать Ь, то вы тянетесь вверх и хлопаете в ладоши.
Если мягкий знак не пишется, то вы приседаете. Готовы?
Стоишь Ключ
Мышь Рисуешь
Хорош Могуч
Скрипуч Плывешь
Стричь
-Молодцы! Садитесь, пожалуйста!
Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр. 63
-Прочитайте здание к упражнению №132
Чтение стихотворения учащимися. (1уч.)
-О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (о днерождении)
-Поднимите руку, кто действительно любит этот праздник и ждет его.
-Поделитесь с нами, почему вы так любите этот праздник и ждете его.
(Дарят подарки, приходят друзья, накрывают стол с различными угощениями.)
Ученица: День рождения – это день года, в который родился тот или иной человек.
В России дни рождения впервые стали отмечать примерно в 17-м веке.
Традиции этого праздника в то время были совсем непохожими на нынешние. Например, вечером накануне Дня рождения семья именинника пекла пироги и именные калачи. На сам день рождения взрослые (родители, родственники) пели имениннику песенку про каравай.
Одни из наиболее распространенных ритуалов в день рождения в настоящее время является приготовление торта с воткнутыми в него свечами по количеству лет, исполняющихся имениннику. (слайд №9)
Перед разрезанием торта именинник, загадав желание, задувает все зажженные на торте свечи. Считается, что если свечи будут потушены с первого раза, то желание сбудется.
Существует и другой обычай – тянуть за уши именинника в количестве исполнившихся лет. (слайд №10)
День рождения для многих является самым долгожданным праздником.
В этот день принято приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить виновнику торжества подарки.
Пусть и наш букет будет подарком для девочки Оли, написавшей это стихотворение.
–Вернемся к тексту.
-Глаголы какого спряжения и в каком лице употреблены в стихотворении? (1 спр., 2 л.)
-Выпишите из текста стихотворения глаголы, дописывая их личные окончания. Подчеркните новую орфограмму. (1 уч.- у доски)
-Каким правилом пользовались при написании личных окончаний данных глаголов? (у глаголов 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь)
-Поднимите руку, кто правильно выполнил это задание.
-Молодцы! Оцените свою работу.
Работа в группах.
На столах: карточки с заданиями.
1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслуслова)(слайд №11)
ненавидишь -………………..любишь
сядешь - ……………встанешь
хвалишь - …………….ругаешь
найдешь - …………….потеряешь
строишь - ……………..ломаешь
2- ая группа: - К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа.(слайд №12)
лопатой - ……………………копаешь
косой - …………………..косишь
карандашом-……………..рисуешь
солью - ……………………солишь
краской - ………………красишь
3-я группа: -От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (слайд №13)
зелень -…….зеленеешь
крик - ……..кричишь
ошибка - …ошибаешься
обед-……..обедаешь
шум - ………шумишь
Проверка: ( вывесить на доску)
1-ая группа – зачитывает пары слов
-Проверьте грамотность (слайд №14)
2-ая группа – зачитывает пары слов
-Проверьте грамотность (слайд №15)
3-я группа – зачитывает пары слов
-Проверьте грамотность (слайд №16)
-Каким правилом вы руководствовались при записи подобранных вами глаголов?
-Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.
Итог урока. Рефлексия.
–Давайте подведем итог урока.
-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)
-Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? (Да, знаем)
-Пожалуйста, ответьте на него.
-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.
-Какие вы молодцы!
–Предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте «плюс», если не согласны – ставьте «минус». (3 ученика- по одному из каждой группы)
1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.
2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.
3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.
4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.
5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.
–Проверьте себя: (слайд №17)
1+
2+
3-
4+
5-
-Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.
-Молодцы! Оцените свою работу.
-Слово старшим групп: чью работу в группе вам хотелось бы отметить?
–Ребята! Вы отлично работали на уроке, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.
-В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с урока.
На доске: смайлики
-Спасибо всем за урок. (слайд №18)
- Урок окончен.
Задание – резерв
- Задание на внимание. Прочитать словосочетания, запомнить их, записать только первое слово каждого словосочетания ( в столбик).
На доске: желаеш(?) удачи
встречаеш(?) гостя
моеш(?) окно
наполниш(?) чашу
готовиш(?) речь
-Обменяйтесь тетрадями: взаимопроверка.
-Какой частью речи являются записанные вами слова? (глаголами)
-Каким правилом вы руководствуетесь при записи данных глаголов?
(В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящих на конце пишется мягкий знак)