kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познавательный и интересных. пригодится тем, кто работает по программе "Планета знаний"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак после шипящих на конце глаголов»



«МБОУ Школа №67»

г. Самара














Урок русского языка по теме:

«Мягкий знак после шипящих на конце глаголов»

(4 класс по УМК «Планета знаний»)









Составитель: Токарева Е.В.

учитель начальных классов высшей категории















2020г.



Тема: Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.

Цели: - формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.

Задачи (шаги достижения цели):

-организовать пространство поиска, диалога, творчества;

-организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

-общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;

- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.

Оборудование: компьютер, проектор, экран;

-карточки с заданиями, маркеры;

- презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь.

-А теперь посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и скажите: «Мы рады Вас видеть».

- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.

- Садитесь, пожалуйста. (3 группы: выбор старшего)

- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Готовы?

- Помните: все в наших руках! (слайд №2)

  1. Актуализация знаний учащихся

  1. -Начать наш урок я предлагаю с прослушивания стихотворения об одной удивительной части речи.

Ученица: Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто, что делает – расскажет,

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам … (глагол)

-Действительно, глагол –это самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.

- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

  1. Проект «Собери букет».

  1. Работа в группах. Создание мини-проектов.

-В каждой группе на столе лежат лепестки цветка. На каждом лепестке записано слово.

Прочитайте слова на каждом лепестке и определите, какая орфограмма объединяет их в одну группу (написание Ь в словах после шипящих)

- Молодцы! Вы абсолютно правы.

- Наша с вами задача создать проект под названием «Букет»

-Для этого каждой группе необходимо создать мини - проект под названием «Собери цветок».

1-ая и 3-я группы: -Должны отобрать лепестки с теми словами, в которых пишется Ь после шипящих, дописать его маркером.

2 – я группа: - Должна отобрать лепестки с теми словами, в которых не пишется Ь после шипящих и прикрепить эти лепестки к сердцевинке цветка.

Оборудование: - лепестки со словами (для 3-х групп);

-маркеры (3 шт.)

На доске: - магниты;

-сердцевинки цветов (3 шт);

-ваза;

- буквы: Ж, Р, М, Р, н.ф.

Лепестки для 1 –ой и 2-ой групп: Ноч…, плащ…, скрипач…, вещ…, карандаш…, помощ…, рож…, кирпич…, молодеж…, обруч…, камыш…, дрож…

Лепестки для 3-ей группы: Хорош…, стрич…, береч…, дремуч…., сжеч…, горяч…, испеч…, прилеч…, увлеч…

(Учащиеся работают в группах; после обсуждения на доске вывешиваются 3 мини-проекта)

  1. Защита мини-проектов.

  1. 1-ая группа: Ночь, вещь, помощь, рожь, молодежь, дрожь. (ж.р)

- Докажите, что в этих словах пишется мягкий знак (У сущ. женского рода после шипящих на конце пишется мягкий знак).

  1. 2-ая группа: Плащ, скрипач, карандаш, кирпич, обруч, камыш. (м.р)

-Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак. (У сущ. мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)

  1. 3-я группа: Стричь, беречь, сжечь, испечь, прилечь, увлечь.

-Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак (н.ф.) (У глаголов неопределённой формы после шипящих пишется мягкий знак)

  1. –Посмотрите, какой красивый букет у нас с вами получился. Он нам сегодня понадобится. Для чего, вы узнаете чуть позже. А пока, давайте обобщим, когда же в словах после шипящих пишется мягкий знак. (У существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы).

  1. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

  1. – Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.

Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)

  1. Внимание на экран: (слайд №3)

Подумай! Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?

- Какой частью речи являются данные слова? (глаголы)

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)

-Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) (слайд №4)

- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? (Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед.числа.)

- А вы как думаете? Какие есть предположения? (ответы учащихся)

  1. Поиск решения проблемы.

  1. –Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

–Вспомните, что такое «пословица»?

(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (слайд №5)

(1-ая группа – первая пословица, 2-ая группа – вторая пословица, 3-я группа – третья пословица)

-Какой частью речи являются выделенные слова? (глаголы)

-В какой форме употреблены данные глаголы (в форме 2 лица ед. числа)

-Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед.числа (пишется Ь)

  1. -Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак ) (слайд №6)

-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на конце данных глаголов? (слайд №7)

  1. Физкультминутка

-Раз сегодня мы говорим о глаголах , то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

- Встаньте, пожалуйста.

Как живешь? (Вот так!)

Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.

-Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)

  1. Включение в систему знаний.

- А теперь попробуем применить получение знания на практике.

  1. Творческая работа

На доске: пять иллюстраций с изображением различных действий.

  1. -Рассмотрите иллюстрации на доске.

-Подумайте, какими глаголами 2-го лица ед.числа можно заменить каждое изображение. Запишите эти глаголы. (1 уч-. у доски)

- Выделите личные окончания глаголов.

- Кто уверен, что правильно выполнил задание, поставьте на полях знак уверенности (!), а те, кто сомневается в чем-либо – знак неуверенности (?).

На доске: знаки: ! ?

  1. Проверка

- Кто поставил (!)?

- Кто поставил (?)?

- В чем сомневаетесь? (разбор задания)

- О какой орфограмме необходимо помнить при записи данных глаголов? (В глаголах 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь знак.)

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

  1. Работа над предложением. (слайд №8)

- Обратите внимание на экран.

- Прочитайте предложение.

(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1 –го лица ед. числа).

- Замените глаголы 1-го лица ед.числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите получившееся предложение.( 1 уч.-у доски)

(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)

- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват., невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)

-Объясните расстановку знаков препинания.

-Подчеркните грамматическую основу.

-Выделите личные окончания глаголов.

-Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед.числа с шипящими на конце? (пишется мягкий знак)

  1. Физкультминутка.

-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Пишется – не пишется!» Я буду называть слова с шипящим на конце. Если в них надо писать Ь, то вы тянетесь вверх и хлопаете в ладоши.

Если мягкий знак не пишется, то вы приседаете. Готовы?

Стоишь Ключ

Мышь Рисуешь

Хорош Могуч

Скрипуч Плывешь

Стричь

-Молодцы! Садитесь, пожалуйста!

  1. Работа с учебником.

  1. -Откройте учебник на стр. 63

-Прочитайте здание к упражнению №132

  1. Чтение стихотворения учащимися. (1уч.)

-О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (о дне рождении)

-Поднимите руку, кто действительно любит этот праздник и ждет его.

-Поделитесь с нами, почему вы так любите этот праздник и ждете его.

(Дарят подарки, приходят друзья, накрывают стол с различными угощениями.)

Ученица: День рождения – это день года, в который родился тот или иной человек.

В России дни рождения впервые стали отмечать примерно в 17-м веке.

Традиции этого праздника в то время были совсем непохожими на нынешние. Например, вечером накануне Дня рождения семья именинника пекла пироги и именные калачи. На сам день рождения взрослые (родители, родственники) пели имениннику песенку про каравай.

Одни из наиболее распространенных ритуалов в день рождения в настоящее время является приготовление торта с воткнутыми в него свечами по количеству лет, исполняющихся имениннику. (слайд №9)

Перед разрезанием торта именинник, загадав желание, задувает все зажженные на торте свечи. Считается, что если свечи будут потушены с первого раза, то желание сбудется.

Существует и другой обычай – тянуть за уши именинника в количестве исполнившихся лет. (слайд №10)

День рождения для многих является самым долгожданным праздником.

В этот день принято приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить виновнику торжества подарки.

Пусть и наш букет будет подарком для девочки Оли, написавшей это стихотворение.

  1. –Вернемся к тексту.

-Глаголы какого спряжения и в каком лице употреблены в стихотворении? (1 спр., 2 л.)

-Выпишите из текста стихотворения глаголы, дописывая их личные окончания. Подчеркните новую орфограмму. (1 уч.- у доски)

  1. Проверка: -Прочитай слова, которые ты выписала.

Ждешь, мечтаешь, позовешь, встречаешь, проведешь, накроешь, уберешь, помоешь.

-Все ли глаголы выписаны?

-Каким правилом пользовались при написании личных окончаний данных глаголов? (у глаголов 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь)

-Поднимите руку, кто правильно выполнил это задание.

-Молодцы! Оцените свою работу.

  1. Работа в группах.

На столах: карточки с заданиями.

  1. 1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) (слайд №11)

ненавидишь -………………..любишь

сядешь - ……………встанешь

хвалишь - …………….ругаешь

найдешь - …………….потеряешь

строишь - ……………..ломаешь

2- ая группа: - К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа.(слайд №12)

лопатой - ……………………копаешь

косой - …………………..косишь

карандашом-……………..рисуешь

солью - ……………………солишь

краской - ………………красишь

3-я группа: -От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (слайд №13)

зелень -…….зеленеешь

крик - ……..кричишь

ошибка - …ошибаешься

обед-……..обедаешь

шум - ………шумишь

  1. Проверка: ( вывесить на доску)

1-ая группа – зачитывает пары слов

-Проверьте грамотность (слайд №14)

2-ая группа – зачитывает пары слов

-Проверьте грамотность (слайд №15)

3-я группа – зачитывает пары слов

-Проверьте грамотность (слайд №16)

-Каким правилом вы руководствовались при записи подобранных вами глаголов?

-Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.

  1. Итог урока. Рефлексия.

  1. –Давайте подведем итог урока.

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

-Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? (Да, знаем)

-Пожалуйста, ответьте на него.

-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.

-Какие вы молодцы!

  1. –Предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте «плюс», если не согласны – ставьте «минус». (3 ученика- по одному из каждой группы)

  1. 1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.

2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.

3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.

4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.

5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.

  1. –Проверьте себя: (слайд №17)

1+

2+

3-

4+

5-

-Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

-Молодцы! Оцените свою работу.

-Слово старшим групп: чью работу в группе вам хотелось бы отметить?

  1. –Ребята! Вы отлично работали на уроке, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.

-В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

На доске: смайлики

-Спасибо всем за урок. (слайд №18)

- Урок окончен.

Задание – резерв

- Задание на внимание. Прочитать словосочетания, запомнить их, записать только первое слово каждого словосочетания ( в столбик).

На доске: желаеш(?) удачи

встречаеш(?) гостя

моеш(?) окно

наполниш(?) чашу

готовиш(?) речь

-Обменяйтесь тетрадями: взаимопроверка.

-Какой частью речи являются записанные вами слова? (глаголами)

-Каким правилом вы руководствуетесь при записи данных глаголов?

(В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящих на конце пишется мягкий знак)

-Дополним пропущенные слова.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мягкий знак после шипящих на конце глаголов

Автор: Токарева Екатерина Викторовна

Дата: 02.12.2020

Номер свидетельства: 565276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по теме: Мягкий знак после шипящих на конце наречий  7 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-tiemie-miaghkii-znak-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150166"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420443533"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Презентация к уроку "Неопределённая форма глаголов с мягким знаком после шипящих на конце""
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiia-k-uroku-nieopriedielionnaia-forma-ghlagholov-s-miaghkim-znakom-poslie-shipiashchikh-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "258314"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448470609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих на конце слов" (5 Класс) "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-russkogho-iazyka-miaghkii-znak-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-slov-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143665"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418568140"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Русский язык. 4 класс Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих"
    ["seo_title"] => string(76) "russkii-iazyk-4-klass-tiema-miaghkii-znak-v-ghlagholakh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "268914"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450715663"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века" "
    ["seo_title"] => string(154) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "219948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434446306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства