Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
"Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Урок русского языка в 3 классе
Постол Людмила Ивановна, учитель начальных классов
Цель:
расширять знания о функциях мягкого знака в русском языке.
Задачи:
образовательные:
познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
развивающие:
развивать память, логическое мышление, внимание;
воспитательные:
воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2022 год; рабочая тетрадь, карточки с заданиями для исследовательской работы в группах; презентация; таблицы «Шипящие звуки», «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»; алгоритм рассуждения; компьютерное сопровождение урока.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся. Организационный момент. Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей и друг друга. Присаживайтесь на свои места. Проверьте свою готовность к уроку
-Сегодня на уроке русского языка вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
II. Актуализация знаний.
1.Повторение изученного об имени существительном.
Слайд №2
-Ребята, напомните мне, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).
На доске перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составим рассказ об имени существительном.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
часть речи
?
?
отвечает на вопросы и
обозначает
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ
и , и
изменяются по и ,
имеют .
2. Повторим род имён существительных.
Игра «Определи род имен существительных». Дети распределяют имена существительные в 3 группы (сигнальные карточки).
Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На "отлично" напишу.
- Кто внимательно слушал, тот сможет ответить на вопрос: «Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?» (Шипящие согласные звуки.)
- Какие согласные называются шипящими? Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж] .
- Охарактеризуйте эти звуки.
(Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются. Таблица «Шипящие звуки» вывешивается на доску).
Ч – [ Ч᾽] Ж – [ Ж ] Щ –[ Щ᾽] Ш - [ Ш ]
- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.
(Запись сочетаний чщ, жш, шч, щж).
Слайд №4
На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.
Ученики записывают буквы и сочетания с данными буквами.
Словарная работа
Все мы знаем, у него - Двадцать восемь дней всего! Високосный год придет- И добавку принесет! (Февраль)
III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
1. Актуализация знаний. Анализ пословиц. Определение назначения ь.
Слайд № 5.
- Прочитайте пословицы.
Ученье - луч света, а неученье - тьма.
Хорошую речь хорошо и слушать.
- Объясните смысл пословиц. Что общего в этих пословицах?
(Об учебе. В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).
Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают одну из них (по выбору) в тетрадь.
- А что это за буква "ь знак"?
- Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).
- Зачем же она тогда нужна в русском языке?
- Сейчас мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.
- Давайте определим роль мягкого знака в словах:
ученье, неученье (разделяет согласный и гласный);
тьма, слушать (смягчает согласный);
Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:
- указывать на мягкость предыдущего согласного;
- разделять согласный и гласный.
Слайд № 6 «Функции мягкого знака»
2. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
- В какую группу вы запишите слова речь? Почему?
- Для чего в нем пишется ь знак?
Наблюдение над словом.
- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).
- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком?
- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).
- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
- Это какая-то новая работа ь знака.
Вывод: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.
3. Постановка проблемы учащимися.
- Я хочу предложить вам найти еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)
- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?
- Какая возникла проблема?
(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак).
IV. Работа по теме урока. "Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Определение целей урока.
- Давайте сформулируем цель нашего урока
Слайд № 7.
Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.
1. Работа с учебником с. 31 упр. 51
Знакомство с правилом
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник?
-Читаем правило, делаем вывод.
На доску вывешивается таблица «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».
2. Открытие детьми нового знания. Работа в группах.
- Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование. Будем выполнять задания, опираясь на данный алгоритм.
Задание для 1 группы :
1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.
3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.
Каждая группа выполняет задание в тетрадях. Делаем вывод.
Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.
- Какова же работа ь знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род).
Слайд № 8.
Есть ь знак после шипящего - ж. р.
Нет ь знака после шипящего - м. р.
3. Физкультминутка.
Имя существительное – Очень удивительное:
Мягкий знак когда писать
Вы должны мне подсказать!
-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами.
А) Составление алгоритма действий при написании существительных с орфограммой «ь после шипящих».
Слайд №9
-Что нужно знать, чтобы правильно определить, нужно ли писать ь после шипящих на конце имён существительных?
Существительные с шипящими на конце
Род
Ж.р.
М.р.
Ь
Ь
Б) Работа у доски. Упр. 55 с.32. Один ученик работает у доски. Задание : подобрать к каждому имени существительному антоним, записать слова парами, объяснить орфограмму.
Вывод: мягкий знак на конце имён существительных после шипящих - это орфограмма.
Слабым учащимся выдаётся памятка- алгоритм.
Памятка
1.Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч?
Нет Да
2. Это существительное в н. ф.?
Нет Да
3.Определяю род
М.род Ж.род
(он) (она)
не пишу Ь пишу Ь
Самопроверка.
V. Закрепление изученного на уроке.
Игра «Цветик – самоцветик».
Vl. Рефлексия.
Слайд № 12.
Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодёжь. Если род мужской у слова - Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач.
Vll. Обобщение и систематизация знаний и умений. Итоги урока.
- Какова была цель нашего урока?
(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)
- Достигли ли мы этой цели?
- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?
Самооценка.
- Оцените свою работу на уроке.
Как работалось – трудно, легко, интересно.
-Что было легко? Что было трудно?
- Что понравилось?
Итоги.
- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки...
VIIl. Задание на дом.
Правило с. 31
Упр.56 с.33 или сочинить сказку о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных (по выбору).
-На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.