Русский язык. Тема урока: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих". 3 «О» класс.
Харченко Антонина Валентиновна учитель начальных классов Санаторной школы-интерната №28 г. Ростова-на -Дону.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цели урока:
-Углубить знания о роли мягкого знака в слове, познакомить учащихся с постановкой мягкого знака на конце существительных после шипящих, закреплять умение распознавать род имен существительных, развивать интерес к предмету.
-создать условия для развития аналитического мышления, -способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
воспитывать чувство уважения к товарищам.
Формы работы на уроке: На уроке создаются условия для хорошего микроклимата, хорошего настроения. Используется презентация.
Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, создать наглядность и оптимизировать учебный процесс через ИКТ.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные; здоровьесберегающие;
Оборудование урока: компьютер, презентация, учебник.
Структура урока.
1. Организационный момент.
-
Проверка знаний по предыдущему материалу.
-
Сообщение темы урока и учебных задач.
-
Разработка алгоритма.
-
Физминутка.
-
Работа в тетради.
-
Закрепление знаний.
8.Самостоятельная работа.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление о начале урока. Презентация, слайд 2.
Учитель: Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На «отлично» напишу.
Беседа о правильной посадке во время урока.
2. Проверка знаний по предыдущему материалу: (слайд 3)
Беседа о мягком знаке: что это за буква? Сказка о мягком знаке. Какова роль мягкого знака в словах, выясняем вместе с детьми.
(слайд 4 и 5)
Рассматриваем роли мягкого знака в словах : смягчать согласный звук на конце слова (день),в средине слова ( пальто), разделять согласный и гласный звуки( друзья, семья).
-А есть ли еще какая-либо роль мягкого знака в именах существительных на конце после шипящих? (слайд 6)
3. Сообщение темы урока и учебных задач:( слайд 8)
?
Давайте рассмотрим имена существительные первого столбика, к какому роду они относятся? Как определить род имени существительного? Надо определить каким местоимением можно его заменить: он мой или она моя? Ключ, чертеж, кирпич, малыш, ёж, плащ- это муж. род.( Он мой). Они пишутся без мягкого знака на конце. А теперь рассмотрим имена существительные во втором столбике: вещь, ночь, рожь, дочь, мышь, печь. ( Она моя). Определяем их род. Они все женского рода. (слайд 9)
Объясняю: Имена существительные женского рода с шипящей на конце очень добрые и они всегда дружили с мягким знаком, а имена существительные мужского рода с шипящей на конце отличаются своей силой и твердостью, как настоящие мужчины и они не стали дружить с мягким знаком. Они строго сказали ему :« Пожалуйста, никогда не приближайся к нам!» С тех давних пор мягкий знак никогда не пишется после шипящих на конце у имен существительных мужского рода. Например: мяч, скрипач, плащ. А у имен существительных женского рода после шипящих мягкий знак пишется всегда: вещь, рожь, молодежь. Правило из учебника на стр 31.
4. Разработка алгоритма.
Как же мы можем определить нужно писать или нет мягкий знак в существительном после шипящего? Сначала определяем часть речи,( по вопросам и что они обозначают) затем, если это существительное с шипящей на конце, определяем род,( он мой или она моя), если мужской- мы не пишем мягкий знак, а если женский-то мягкий знак пишем обязательно. ( слайд 10)
5. Физминутка: выполняем ряд упражнений для рук, глаз, шеи, головы.
6. Работа в тетради по слайду 11. Записать в тетради слова, относящиеся к артистам цирка и являющиеся именами существительными с шипящей на конце.
Дети записывают сегодняшнюю дату, классная работа, напоминаю орфограмму, а затем записывают слова: циркач, силач, манеж, мяч. Объясняют написание данных слов.
7. Закрепление знаний в виде разгадывания загадок и записываем ответы в тетрадь:
1. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. ( Ёж)
2. Драчун и забияка,
Не знает страха,
Живет в воде,
Носит иглы на спине. (ёрш)
3. Умный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдет-коснется,
Там след остается. ( карандаш).
Выясняем относятся ли наши слова- отгадки к нашей изучаемой теме? Стоит ли мягкий знак на конце слов? Опять все слова мужского рода и мягкий знак на конце не пишется.
? 8.Самостоятельная работа:
Придумать и записать в тетрадь несколько имен существительных женского рода с мягким знаком после шипящей. ( дочь, печь, речь, ночь, мышь)
Проверяем самостоятельную работу. Работы отправляем мне на проверку.
9. Итог урока. Рефлексия.
Вывод: Так запомним-род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой!
Женский род- наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.
Как бы вы оценили свою работу на уроке? Выбрать себе смайлик-личико определенного цвета. ( слайд 12)
10. Домашнее задание: Выучить правило на странице 31, выполнить упражнение 52. Спасибо за урок ( слайд 13)