kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мягкий знак на конце слова после шипящей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. Тема урока: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих". 3 «О» класс.

Харченко Антонина Валентиновна учитель начальных классов Санаторной школы-интерната №28 г. Ростова-на -Дону.


 

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цели урока:

-Углубить знания о роли мягкого знака в слове, познакомить учащихся с постановкой мягкого знака на конце существительных после шипящих, закреплять умение распознавать род имен существительных, развивать интерес к предмету.

-создать условия для развития аналитического мышления, -способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

воспитывать чувство уважения к товарищам.

 

Формы работы на уроке: На уроке создаются условия для хорошего микроклимата, хорошего настроения. Используется презентация.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, создать наглядность и оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные; здоровьесберегающие;

Оборудование урока: компьютер, презентация, учебник.


 

Структура урока.

1. Организационный момент.

  1. Проверка знаний по предыдущему материалу.

  2. Сообщение темы урока и учебных задач.

  3. Разработка алгоритма.

  4. Физминутка.

  5. Работа в тетради.

  6. Закрепление знаний.


 

8.Самостоятельная работа.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление о начале урока. Презентация, слайд 2.


 

Учитель: Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На «отлично» напишу.

Беседа о правильной посадке во время урока.


 

2. Проверка знаний по предыдущему материалу: (слайд 3)

Беседа о мягком знаке: что это за буква? Сказка о мягком знаке. Какова роль мягкого знака в словах, выясняем вместе с детьми.

(слайд 4 и 5)

Рассматриваем роли мягкого знака в словах : смягчать согласный звук на конце слова (день),в средине слова ( пальто), разделять согласный и гласный звуки( друзья, семья).

-А есть ли еще какая-либо роль мягкого знака в именах существительных на конце после шипящих? (слайд 6)


 

3. Сообщение темы урока и учебных задач:( слайд 8)

?

Давайте рассмотрим имена существительные первого столбика, к какому роду они относятся? Как определить род имени существительного? Надо определить каким местоимением можно его заменить: он мой или она моя? Ключ, чертеж, кирпич, малыш, ёж, плащ- это муж. род.( Он мой). Они пишутся без мягкого знака на конце. А теперь рассмотрим имена существительные во втором столбике: вещь, ночь, рожь, дочь, мышь, печь. ( Она моя). Определяем их род. Они все женского рода. (слайд 9)

Объясняю: Имена существительные женского рода с шипящей на конце очень добрые и они всегда дружили с мягким знаком, а имена существительные мужского рода с шипящей на конце отличаются своей силой и твердостью, как настоящие мужчины и они не стали дружить с мягким знаком. Они строго сказали ему :« Пожалуйста, никогда не приближайся к нам!» С тех давних пор мягкий знак никогда не пишется после шипящих на конце у имен существительных мужского рода. Например: мяч, скрипач, плащ. А у имен существительных женского рода после шипящих мягкий знак пишется всегда: вещь, рожь, молодежь. Правило из учебника на стр 31.

4. Разработка алгоритма.

Как же мы можем определить нужно писать или нет мягкий знак в существительном после шипящего? Сначала определяем часть речи,( по вопросам и что они обозначают) затем, если это существительное с шипящей на конце, определяем род,( он мой или она моя), если мужской- мы не пишем мягкий знак, а если женский-то мягкий знак пишем обязательно. ( слайд 10)


 

5. Физминутка: выполняем ряд упражнений для рук, глаз, шеи, головы.


 

6. Работа в тетради по слайду 11. Записать в тетради слова, относящиеся к артистам цирка и являющиеся именами существительными с шипящей на конце.

Дети записывают сегодняшнюю дату, классная работа, напоминаю орфограмму, а затем записывают слова: циркач, силач, манеж, мяч. Объясняют написание данных слов.


 

7. Закрепление знаний в виде разгадывания загадок и записываем ответы в тетрадь:


 

1. Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. ( Ёж)

2. Драчун и забияка,

Не знает страха,

Живет в воде,

Носит иглы на спине. (ёрш)

3. Умный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где пройдет-коснется,

Там след остается. ( карандаш).

Выясняем относятся ли наши слова- отгадки к нашей изучаемой теме? Стоит ли мягкий знак на конце слов? Опять все слова мужского рода и мягкий знак на конце не пишется.


 

? 8.Самостоятельная работа:

Придумать и записать в тетрадь несколько имен существительных женского рода с мягким знаком после шипящей. ( дочь, печь, речь, ночь, мышь)

Проверяем самостоятельную работу. Работы отправляем мне на проверку.


 

9. Итог урока. Рефлексия.

Вывод: Так запомним-род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой!

Женский род- наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

Как бы вы оценили свою работу на уроке? Выбрать себе смайлик-личико определенного цвета. ( слайд 12)


 

10. Домашнее задание: Выучить правило на странице 31, выполнить упражнение 52. Спасибо за урок ( слайд 13)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак на конце слова после шипящей.»

Тетрадь наклонно положу .  Ручку правильно держу.  За посадкою слежу.  С чистотою я дружу,  На «отлично» напишу.

Тетрадь наклонно положу . Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На «отлично» напишу.

Роль мягкого знака в словах Ь  Обозначает мягкость согласного Разделительный  Ь Ь Ь

Роль мягкого знака в словах

Ь

Обозначает мягкость согласного

Разделительный

Ь

Ь

Ь

Роль мягкого знака в словах Ь  Обозначение мягкости согласного Разделительный ?

Роль мягкого знака в словах

Ь

Обозначение мягкости согласного

Разделительный

?

Роль мягкого знака в словах Ь  Указывает на мягкость согласного Разделительный  Существительное ж.р. С шипящими на конце

Роль мягкого знака в словах

Ь

Указывает на мягкость согласного

Разделительный

Существительное ж.р. С шипящими на конце

Наши учебные задачи:

Наши учебные задачи:

  • Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих;
  • Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Ключ.. Чертеж.. Кирпич.. Малыш.. Ёж.. Плащ.. Вещ.. Ноч.. Рож.. Доч.. Мыш.. Печ.. М.р. Ж.р. ь ь ь ь ь ь

Ключ..

Чертеж..

Кирпич..

Малыш..

Ёж..

Плащ..

Вещ..

Ноч..

Рож..

Доч..

Мыш..

Печ..

М.р.

Ж.р.

ь

ь

ь

ь

ь

ь

Определить часть речи Если это существительное с шипящим на конце– определить род  Мужской род Женский род Ь Ь

Определить часть речи

Если это существительное с шипящим на конце– определить род

Мужской род

Женский род

Ь

Ь

Циркач Силач Манеж Мяч

Циркач

Силач

Манеж

Мяч

У меня на уроке все получилось, я все понял. У меня на уроке  все получилось, но были некоторые трудности Мне было трудно на уроке, я ничего не понял.

У меня на уроке все получилось, я все понял.

У меня на уроке все получилось, но были некоторые трудности

Мне было трудно на уроке, я ничего не понял.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Мягкий знак на конце слова после шипящей.

Автор: Харченко Антонина Валентиновна

Дата: 07.04.2016

Номер свидетельства: 316162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Урок русского языка на тему: "Обобщение знаний о правописании мягкого знака на конце слов после шипящих в разных частях речи" в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(160) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-obobshchieniie-znanii-o-pravopisanii-miaghkogho-znaka-na-kontsie-slov-poslie-shipiashchikh-v-raznykh-chastiakh-riechi-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "111146"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407140288"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация «Мягкий знак на конце слов после шипящих» "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-miaghkii-znak-na-kontsie-slov-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "108658"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403797919"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Русский язык. 4 класс Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих"
    ["seo_title"] => string(76) "russkii-iazyk-4-klass-tiema-miaghkii-znak-v-ghlagholakh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "268914"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450715663"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок - обобщения знаний по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_obobshcheniia_znanii_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_slov_posle_shipiashchik"
    ["file_id"] => string(6) "524605"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572291023"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок - обобщения знаний по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих» 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_obobshcheniia_znanii_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_slov_posle_shipiashch_1"
    ["file_id"] => string(6) "529111"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574887006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства