Цель деятельности учителя | познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писать слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака после шипящих в других частях речи (существительных, кратких прилагательных, глаголах); 2) продолжить работу по развитию лингвистической и речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогатить активный словарь учащихся; 3) воспитывать любовь к родному языку, показывая его богатство и выразительность, прививая интерес к его познанию. |
Тип урока | комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Находить в словах орфограмму-букву Ьпосле шипящих на конце слов разных частей речи, графически объяснять написания с Ь и без Ь. Грамотно записывать слова с шипящими на конце, используя схему- алгоритм, составленный на уроке. Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, таблице; преобразовывать информацию из одной формы в другую: давать ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Методы и формы обучения | Индивидуальная, фронтальная |
Наглядно- демонстрационный материал | Интерактивная доска: интерактивное приложение, презентация по теме урока |
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации взаимодействия | Формируемые умения |
Мотивация | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово учителя Лингвистическая разминка 1 задание: Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новые слова: Жёлудь, апельсин, рыба, кот, окно; Слива, лимон, ель, ворона, арбуз; Дыня, обруч, свёкла, уши, храм, антенна; Тыква, игра, халат, охрана. -Какую часть речи мы изучаем? (Наречие) 2 задание: На листьях дерева надписать характеристику наречия 3 задание: Выполнить синтаксический разбор предложения Природа нашего края- великий врачеватель и утешитель. 4 задание: Зрительный диктант внутри восвояси вскользь врасплох всерьёз исподтишка навытяжку наизусть без толку вблизи | Слушают учителя, участвуют в диалоге Работа в тетрадях | фронтальная | Коммуникативные: владеть монологической и диалогическими формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречия |
Актуализация знаний | Эвристическая беседа по теме урока | 1. Актуализируется навык написания ь после шипящих в словах разных частей речи. Решение задач, дочь, молодёжь, врач, грач, возьмёшь, торопишься, много туч, могуч, горяч.спрячь, отрежь. Что объединяет все записанные слова? По какому опознавательному признаку можно обнаружить эти орфограммы? Кластер Слова с Ь глагол Существ. Наре чие прилаг С Ь: Существительные- женский род 3 склонение Глаголы повелит.наклонения Глаголы 2 лица ед.числа наст., будущ.времени Без Ь: Прилагательные- краткие прилагательные Существительные в родит.падеже мн.числа | Отвечают на вопросы | фронтальная | научиться применять правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий |
Формулировка темы и целей урока | Эвристическая беседа по теме | Какой частью речи предстоит дополнить таблицу? (Наречие.) Сформулируйте тему урока, сравните с формулировкой в учебнике. Определите цель урока. | Ответы на вопросы | фронтальная | формирование познавательного интереса к предмету исследования, формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
Открытие нового знания и пробное учебное действие | Работа с интерактивной доской | Наблюдение. Работа по учебнику. Ученики на основе ознакомительного чтения выявляют новую информацию. -Назовите опознавательный признак орфограммы. (Шипящий на конце слова.) 2.Работа с интерактивной доской. Задание 1. Сплош… Уж… Ь Настеж… Навзнич… Замуж… Вскач… без Ь Невтерпеж… Задание 2. Выдели слова, в которых есть ошибки Невтерпежь, наотмашь, сплош, навзнич, замуж, прочь, точь-в точь. | Строят понятные для партнера высказывания Работа с интерактивной доской | Индивидуальная групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий Познавательные: делают выводы Читаю, слушают |
Первичное закрепление | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике | Задание 1. Заполни таблицу Ь нет Ь Глупыш… лежбищ… глуш… Невтерпеж… блестящ… Наотмаш… идёш… Задание 2. Задачник (№3) В каком предложении наречие написано с ошибкой? 1) Он бросился прочь через колючий кустарник. 2) Он переписал задание точ-в-точ. 3) Окно было открыто настежь. 4) Девочка покачнулась и упала навзничь. Задание 3. Задачник (№4) Укажите вариант ответа, в котором есть наречие с Ь. 1) Начистиш… и помоеш… серебряную посуду. 2) Дым пожарищ… клубился вдали. 3) Гореч… неудач… преследовало его. 4) Кусты все были сплош… усыпаны ягодами. Задание 4. Задачник (№5) В какой строке все наречия пишутся с Ь? Вскач… настеж…, сплош… Наотмаш…, проч…, замуж… Уж…, невмоч…, лиш… Невтерпеж…, навзнич…, точ…- в- то… | Работа с интерактивной доской Работа в тетради комментирование | Индивидуальная парная | Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания; Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (работа с тетрадями-помощницами) |
Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений | Интерактивная доска (Наречие:«Установи соответствие- 3.1, 3.2,3.3,3.4) Задание 1. Есть Ь Нет Ь Береч.. бреш… вскач… горяч… Невтерпёж… груш… дач… Дремуч.. замаж…те запряч…. Из удилищ… ключ… ландыш… линюч… Меч… мимо рощ… много луж… Монтаж… навзнич… наотмаш… Настеж… замуж… | Работа с интерактивной доской Работа с карточками | индивидуальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; Регулятивные: осознают трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Закрепление полученных знаний | Работа с учебником: выполнение упражнения | Работа с учебником | Индивидуальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; Регулятивные: осознают трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
Рефлексия | Оценивание своей работы | | | индивидуальная | |
Домашнее задание | | П.46 упражнение 289 | | | |