Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак на конце и в середине числительных»
Разработка урока по теме: «Мягкий знак на конце и в середине числительных»
Автор методической разработки: Шевченко Наталья Петровна, учитель русского языка, МБОУ гимназии г. Советский, ХМАО-Югра.
Цели урока:
познакомиться с правилами написания мягкого знаки в именах числительных;
формировать умение путем наблюдения за именами числительными самостоятельно выводить и формулировать орфографическое правило, развивать логическое мышление;
вызывать интерес к живой природе, воспитывать культуру умственного труда.
Ход урока.
Орг.момент.
Орфографическая разминка. Определение темы урока. На доске записаны слова: кон…ки, пал…цы, восем…десят, бар…ер, пис…мо.
Задание: вставить пропущенные буквы, ответить на вопрос: написание какого слова у вас вызывает затруднение, почему?
(вставляем в каждом слове Ь; слово 80 относится к числительным, все остальные слова – имена существительные)
- Какой теме, как вы думаете, будет посвящен наш урок?
(Правописанию Ь в именах числительных. Изучению новой орфограммы.)
-Давайте составим с данными словами словосочетания и запишем их в тетради.
(Фигурные коньки, тонкие пальцы, восемьдесят деревьев, высокий барьер, заказное письмо)
-Что обозначает Ь в данных словах?
(Мягкий знак в данных словах обозначает мягкость согласного, стоящего перед Ь)
Открытие нового на уроке.
- Давайте вернемся к теме занятия постараемся сформулировать правила написания Ь в числительных. В этом вам поможет метод наблюдения. Вспомним царицу наук – математику и займемся устным счётом.
1 ряд считает от 1 до 30.
2 ряд считает десятки: от 10 до 90.
3 ряд считает сотни: от 100 до 900.
-В ходе наблюдений учащихся 1 ученик составляет таблицу.
Ь на конце числительных Ь в середине числительных
От 5 до 30 От 50 до 80; от 500 до 900.
Вывод: если в конце слова есть Ь, то в середине уже нет; если, наоборот, есть в середине, то на конце слова его писать не надо.
Закрепление нового.
- Спишите словосочетания с доски в тетради, обратите внимание на правописание числительных.
Прочитал 59 страниц.
Выучил 630 новых слов.
Жители села выписывают 912 экземпляров журналов.
В магазине купили 65 метров костюмной ткани.
Посадили 50 саженцев сирени.
В школьной библиотеке 726 разных словарей.
(После записи данных словосочетаний учащимися на слайде дается правильное написание имен числительных. Проходит самопроверка. Далее ученики анализируют и исправляют ошибки)
- Из текста, который вам будет предложен, выпишите все числительные и обозначьте орфограмму: Ь в именах числительных.
Знаете ли вы?
В Мировом океане обитает 18 тысяч рыб. Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли. На земном шаре встречается 80 видов рябины. Сосна может жить 66 лет, а ель-500.
(Один ученик работает у доски, остальные – в тетради)
- А сейчас постарайтесь вспомнить фразеологические обороты, в состав которых входят числительные. На работу отводится 4 мин. Затем ученики по очереди выходят к доске и записываю фразеологические обороты, а остальные ребята объясняют значение этих выражений.
(Примеры: как свои пять пальцев (=знать хорошо, отлично), гнаться за двумя зайцами (= делать несколько дел одновременно), семь пятниц на неделе (= быстро менять свои планы, решения), седьмая вода на киселе (=очень далекие родственники), есть в три горла (=есть очень много, жадничать) и др.
Творческое задание. Составить миниатюру на тему: «Чемпионы долголетия».
На слайде даны факты из жизни животных: черепаха живет более 200 лет, слон – 80, крокодил – до 70 лет.
(2-3 миниатюры читают ученики. Орфограммы комментируют после прочтения)
(Примерный текст. Чемпионами долголетия среди животных являются черепаха, слон и крокодил. Черепаха живет более 200 лет, слон – 80 лет, крокодил – до 70 лет. Черепаха является самой жизнестойкой.
Контроль усвоения темы.
На ваших партах лежит раздаточный материал. Лист с таблицей. Вам потребуется правильно поставить десять крестиков в графы таблицы. 10 числительных я вам сейчас назову.
10 слов для работы:
700
80
40
200
11
16
900
19
90
17
Ключ для взаимопроверки
Номер п/п
Ь в середине числит.
Ь на конце числит.
В слове нет Ь
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
6
+
7
+
8
+
9
+
10
+
7. Задание на повторение пройденного материала по теме «Имя числительное».
- В заключение я вам предлагаю задание на уже пройденный материал. Вам надо постараться ответить на вопрос по тексту. Слушаем текст.
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».
- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины,- сказал брат.
Петя удивлённо посмотрел на него:
- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность..
- Какую особенность имеет в виду брат Пети?
(Это собирательные числительные, они употребляются только с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детёнышами животных, существительными, имеющими форму только множественного числа).
Рефлексия. Отметьте свои впечатления от урока с помощью цвета: у вас на партах лежат цветные карандаши, нарисуйте свою радугу.
Домашнее задание. Запишите 6-7 пословиц, в состав которых входят числительные. На тему одной из них составьте рассказ