Просмотр содержимого документа
«Обращение и знаки препинания при нём.»
Аттестационная работа
Кручинина Нина Борисовна
МОУ Пронинская СОШ
Галичский район
На тему:
«Обращение и знаки препинания при нём»
Аннотация
Данный урок проведён по авторской программе по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.Н.
УМК под редакцией Т.А. Ладыженской
Обращение изучается в теме «Обращения, вводные слова и междометия». Это первый урок в этой теме. На изучение обращений отведено 3 часа из 11 часов, которые отведены программой на изучение слов, грамматически не связанных с членами предложений.
Урок соответствует ФГОС
Урок русского языка в 8 классе
«Обращение и знаки препинания при нём»
(на материале произведений А,С,Пушкина)
Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка.
Тип урока: урок повторение с сообщением новых знаний.
Вид урока: практическая работа.
Цель методическая: отработать приёмы технологии критического мышления: «кластер»,
Образовательные задачи:
1)опираясь на воспоминания знаний по данной теме, дополнение и систематизация их об обращениях;
2) выделение обращений в предложении знаками;
3) соблюдение звательной интонации при чтении обращений.
4) нахождение обращений в предложении.
Развивающие задачи:
1) развитие умения работать самостоятельно и находить нужную информацию в учебнике; анализировать лингвистический материал, обобщать и делать выводы.
развитие умение работать в группе и реально оценивать себя и других..
Воспитывающие задачи:
1) воспитание уверенности в себе.
Воспитание уважительного отношения к мнению товарищей.
Методы работы: сравнительный анализ, проблемный вопрос, аналитическая беседа, самостоятельная работа с книгой, комментированное письмо, работа с толковым словарём, работа с таблицей, составление «кластера».
Планируемые результаты урока:
1. Образовательные:
1)знать понятие обращения;
2) умет выделять обращение в предложении знаками;
3)уметь соблюдать звательную интонацию при чтении обращений,
4)уметь находить обращения в предложении
2. Метапредметные:
коммуникативные –
- уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме;
регулятивные –
проектировать путь преодоления затруднений в обучении;
познавательные –
объяснять языковые явления, выявляемые в ходе повторения.
III. Личностные:
- формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения.
Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: дидактические материалы, учебник «Русский язык» под редакцией Ладыженской Т.А.
Межпредметные связи: с литературой, так как урок построен на материале произведений А.С.Пушкина
План урока
1).вызов.
Задача: бесконфликтный обмен мнениями.
1.Проверка домашней работы (взаимопроверка).
2. Орфографическая диктовка (взаимопроверка)
Задача: повторить правописание сложных прилагательных.
3.Синтаксический разбор предложений и их анализ. Схемы. ( Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
Цель: уметь отличать обращение от членов предложения.
-Определите, чем является слово «русский» в предложениях?
Однажды слышит русский пленный,
В горах раздался клик военный…(«Кавказский пленник»)
«Нет, русский, нет!»
И русский в шумной глубине уже плывёт и пенит волны…
Вывод: Слово «русский» в первом предложении является определением подлежащим, во 2 – обращением ,
В 3 – подлежащим.
Учитель подводит итог: Обращения не являются членом предложения. К нему нельзя поставить вопрос ни от одного предложения.
Выход на целеполагание.
-В роли каких членов предложения выступает слово «русский»?
-В каком предложении это слово не является членом предложения?
-Почему?
5.Определение темы и задач урока учащимися
- Следовательно, какая тема урока?
- Сформулируем тему урока, поставим задачи урока (на доске написаны слова-помощники: Знать…
Расширить…
Уметь…
Учиться употреблять…
1)Вызов.
Задача: 1. актуализация имеющихся знаний (работа в парах: обсуждение, представитель одной пары отвечает, другие дополняют),
2. побуждение интереса к теме.
3. Составление кластера.
-Кластер (англ.) – модель, схема, структурасвойств определённого термина. Наша задача вспомнить, объяснить и сделать выводы, заполняя кластер.
-Давайте вспомним, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)
Вспомним всё, что мы знаем об обращении, и запишем информацию в форме кластера
(записывать всю информацию, что предлагают, в чём сомневаетесь – необходимо поставить знак вопроса)
Рисунок 2.1
После самостоятельной работы один учащийся отвечает, другие дополняют, исправляют.
- Где мы можем проверить информацию?
(работа с учебником)
2). Осмысление содержания.
Задача: сохранение интереса к теме, закрепление материала по теме.
1.Анализ предложений из стихотворений А.С.Пушкина (самостоятельная работа в группах). Один ученик отвечает, другие дополняют.
Задания для 1 группы:
Расставить недостающие знаки препинания, сделать вывод о месте нахождения в предложении обращения и о постановке выделительных знаков при обращении. Составить схемы.
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
Опять я ваш, о юные друзья.
Друг Дельвиг, мой парнасский брат,
Твоей я прозой был утешен.
Вывод: обращение может стоять в середине, в конце, в начале предложения и должно отделяться от него знаками препинания.
Учитель подводит итог: - Частица о не отделяется от обращения знаками. Обращением может быть неодушевлённый предмет.
Задания для 2 группы:
Расставить недостающие знаки препинания, сделать вывод о выделительных знаках при обращении. Чем может быть выражено обращение? Составьте схемы.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно давно ты ждёшь меня.
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны.
Любезный именинник,
О Пущин дорогой,
Прибрёл к тебе пустынник
С открытою душой.
Вывод: обращения могут состоять из словосочетания, выражаться одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, может выделяться восклицательным знаком, если произносится с особым чувством.
Приют спокойствия, трудов и вдохновений! (А.С.Пушкин)
5. Звезда печальная. Вечерняя заря, твой луч осеребрил увядшие равнины…(А.С.Пушкин)
6. Вдруг, истощась и присмирев, о Терек, ты прервал свой рев.
(А.С.Пушкин)
Проверка работы по эталону
3. Практическая работа над звательной интонацией при произношении обращений.
Знакомство с новым материалом по учебнику §58, стр. 170
-Обращения произносятся с особой звательной интонацией, выделяется голосом и паузами, прочитайте стихи, соблюдая эту интонацию.
Назовите, какую эмоциональную функцию еще выполняют обращения? (не просто называют того, к кому обращаются с речью, они содержат оценку человека или явления, выражают различные чувства, характеризую говорящего).
- Какие же чувства могут быть выражены с помощью обращений? (Чаще всего это добрые чувства: любовь, нежность, ласка, признательность, иногда – злость, недовольство, гнев, строгость, раздражение, насмешку, лесть.)
-Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?».
Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. Перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сейчас у нас такой падеж отсутствует, но звательная интонация сохранилась.
4. Практическая творческая работа по составлению обращений, используя разные формы имени ( по упражнению учебника 351 , стр. 170)
Исследовательская работа
Обращения как художественные средства выразительности.
(работа в группах)
1 группа.
Определить художественные средства выразительности в стихотворении.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Вывод: обращения-олицетворения.
- Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин)
Вывод: Этикетное обращение 19 века.
-Существуют ли сейчас стандартные обращения?
2 группа.
Определить художественные средства выразительности в стихотворении.
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Вывод: обращения-метафоры.
3.Рефлексия.
Задача: 1. Соотнесение информации с имеющимися знаниями, выработка собственной позиции.
Пунктуационный анализ.
Задача: подготовка к ОГЭ
Пунктуационный анализ
Выпишите цифры, где должны стоять запятые.
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь,(1) друг прелестный — Пора,(2) красавица,(3) проснись: Открой(4) сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты(5) помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты(6) печальная сидела —
Ответы: 1, 2,3,
2. Дополнить кластер знаниями, которые получили на уроке.
3. Итог:
Что такое обращение:
Как ставим знаки препинания при обращении?
С какой интонацией оно произносится?
- Могут ли быть обращением неодушевленные предметы?
- Чем может быть выражено обращение?
- Вспомним, какие цели мы ставили на уроке, удалось ли их выполнить?
Какой вид работы вам больше понравился?
В каком виде работы вы встретили затруднение?
- Оцените свою работу на уроке.
-Я тоже оценю вашу работу (комментирование оценок)
4. Домашняя работа на выбор:
1. выписать из сказок А.С.Пушкина 5 предложений с обращениями, какова их роль?
2. Упр. 360, стр. 173 (составить текст, используя обращения)
Дидактические материалы
1.Анализ предложений из стихотворений А.С.Пушкина (самостоятельная работа в группах).
Задания для 1 группы:
Расставить недостающие знаки препинания, сделать вывод о месте нахождения в предложении обращения и о постановке выделительных знаков при обращении. Составить схемы.
Прости Тригорское где радость
Меня встречала столько раз!
Опять я ваш о юные друзья.
Друг Дельвиг мой парнасский брат
Твоей я прозой был утешен.
Вывод: обращение может стоять в середине, в конце, в начале предложения и должно отделяться от него знаками препинания.
Учитель подводит итог: - Частица о не отделяется от обращения знаками. Обращением может быть неодушевлённый предмет.
Задания для 2 группы:
Расставить недостающие знаки препинания, сделать вывод о выделительных знаках при обращении. Чем может быть выражено обращение? Составьте схемы.
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно давно ты ждёшь меня.
Страшись о рать иноплеменных!
России двинулись сыны.
Любезный именинник
О Пущин дорогой
Прибрёл к тебе пустынник
С открытою душой.
Вывод: обращения могут состоять из словосочетания, выражаться одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, может выделяться восклицательным знаком, если произносится с особым чувством.
2. Самостоятельная работа (индивидуальная).
Найти обращения, расставить знаки препинания.
1.Дай руку Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
2. Мы вольные птицы; пора брат пора! (А.С.Пушкин. «Узник»)
3. Не пой красавица при мне
Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)
4. Приветствую тебя пустынный уголок
Приют спокойствия трудов и вдохновений! (А.С.Пушкин)
5. Звезда печальная. Вечерняя заря твой луч осеребрил увядшие равнины…(А.С.Пушкин)
6. Вдруг, истощась и присмирев о Терек ты прервал свой рев.
(А.С.Пушкин)
Исследовательская работа
Обращения как художественные средства выразительности.
(работа в группах)
1 группа.
Определить художественные средства выразительности в стихотворении.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
- Прощай, ваше благородие! (А. Пушкин)
-Существуют ли сейчас стандартные обращения?
2 группа.
Определить художественные средства выразительности в стихотворении.
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Пунктуационный анализ.
Задача: подготовка к ОГЭ
Пунктуационный анализ
Выпишите цифры, где должны стоять запятые.
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь (1) друг прелестный — Пора (2) красавица (3) проснись: Открой (4) сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты (5) помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты(6) печальная сидела —
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(219) "Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему "Обращение. Знаки препинания при обращении" "
["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-na-tiemu-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
["file_id"] => string(6) "117439"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412786681"
}
}