Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Приобретают опыт работы в группе. Практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества
Этап урока Цель этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Самоопределе ние к деятельности. Организацион ный момент. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха | Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне? «С малой удачи начинается успех!» - Как вы понимаете эти слова? - Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Я буду этому очень рада! | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку. Волевая саморегуляция. (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.(К) |
II. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения | - Ребята, что за слово, называет того, к кому обращаются с речью? - О чем пойдет речь сегодня на уроке? Оформление тетрадей. Запись темы урока. Обращение. Эта конструкция осложняет предложение, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо ею владеет, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. - Каковы же цели нашего урока? Открывается информация Слайд №2 | Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Помогает уч-ся выйти на цели и задачи урока | Отвечают на вопросы, выходят на тему урока. Определяют цели урока. | Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р) Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.(П) |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Актуализация знаний учащихся с последующим выходом на проблемную ситуацию урока. | Теоретический штурм 1. Я предлагаю вам оценить уровень ваших знаний по теме урока. Возьмите голубые листочки с цифрами Ответьте словами ДА или Нет на вопросы В речи вполне можно обойтись без обращений.(нет) Обращение - это уточнение подлежащего. (нет) Обращение произносится с особой интонацией.(да) Обращение имеет форму именительного падежа. (да) Обращение является подлежащим. (нет) Обращением может быть одно слово или сочетание слов. (да) Обращение может находиться только в начале предложения. (нет) Обращение выделяется запятыми. (да) По обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. (да) Уверены ли вы в своих ответах? Давайте проверим себя (открывается информация слайда №3 с правильными ответами). Поднимите руку, кто не сделал ошибок. | Раздает задания. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Организует уч-ся на теоретический штурм | Работая по способу действия, записывают ответы на вопросы. Осуществляют самопроверку, воспроизводя способ действий . Выполняют задание, проверяют правильность ответов, исправляют ошибки, дают правильный вариант ответа. | Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия, задавать вопросы (П). Находить и исправ- лять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку(К).Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К) |
III. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения | - Ребята, что это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью? - О чем пойдет речь сегодня на уроке? Оформление тетрадей. Запись темы урока. Обращение. Эта конструкция осложняет предложение, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо ею владеет, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Появляется информация слайда №4 - Каковы же цели нашего урока? | Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Помогает уч-ся выйти на цели и задачи урока | Отвечают на вопросы, выходят на тему урока. Определяют цели урока. | Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р) Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.(П) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Ребята, вспомните все, что вы знали об обращении и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»
Во 2 колонку запишите, что вы бы хотели узнать. Исследование. Предлагаю поработать в группах. -Каждая группа получает задание (зеленые листочки). Строго следуйте инструкции. -Не забудьте о правилах поведения в группе. (Появляется слайд №5 с правилами работы в группе). На работу вам дается 4 минуты, после чего 1 представитель от каждой группы озвучит выводы. На доске записаны предложения. Запишите их, найдите обращения в предложениях, графически обозначьте обращения. -Что мы должны знать, чтобы качественно провести исследование предложений? Ответьте, пожалуйста, на вопросы: - Для чего нужны обращения? - К кому или к чему может обратиться человек с речью? - Чем может быть выражено обращение? - Где в предложении может находиться обращение? - Как на письме выделяется обращение? А в устной речи? ( Обратить внимание уч-ся на звательную интонацию!) Информация слайда №6 (упражнение 3) Материал для исследования : 1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? 2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена! 3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. 4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры… 5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? 6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. | Организует работу в группах Предлагает задание на движение темы. Задает вопросы, позволяющие проверить знания уч-ся по теме урока. | Объединяются в группы и обсуждают свои записи. Одна – две группы зачитывают информацию. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. Отвечают на вопросы учителя, работают у доски и в тетрадях | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К) Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция(Р) Построение логической цепочки(П) |
V. Первичное закрепление Усвоение учащимися нового способа действия | Работа в группах (на партах разложены распечатки с баснями И.А. Крылова-см. слайд №8) Задание: Найдите в баснях И.А.Крылова и выпишите в тетрадь три примера предложений с обращениями, стоящими в разных частях предложения, графически обозначая обращения и составляя схемы постановки знаков препинания при обращении (схемы нарисованы на доске и пока закрыты от ребят. Во время проверки у уч-ся появляется возможность сравнить схемы). Информация слайдов №7, №8, 10
| Организует работу уч-ся в группах. Контролирует правильность понимания и выполнения задания. Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение. | Объединяются в группы. Читают отрывки из басен И. Крылова, находят и выписывают в тетрадь предложения с обращениями, стоящими в разных частях предложения, графически обозначая обращения и составляя схемы постановки знаков препинания при обращении. Проверка работы: представители от групп читают выбранные предложения и рассказывают об обращении. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение структурировать знания. Выполнение действий по алгоритму. Выдвижение гипотез и их обоснование. Подведение под понятие, выведение следствия (П) Умение работать в группе, управление поведением партнера (К) Контроль, оценка, коррекция (Р) |
VI.Открытие новых знаний Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 1.) Обратите внимание на обращения. Чем они отличаются друг от друга? - Какие обращения называются нераспространенными? Распространенными? Открывается информация слайда №9 -Предложите свои варианты распространенных и нераспространенных обращений. 2.) Какой член предложения, как и обращение, может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор. - Составьте предложения так, чтобы в одном случае слова были подлежащими, а в других – обращениями. - Как можно отличить обращение от подлежащего? | В технологии проблемного диалога организует наблюдение над предложениями. | Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К). Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки объектов; подведение под понятие, распознавание объектов (П) Целеполагание(преобразование практической задачи в познавательную). Принимать решение проблемной ситуации на основе переговоров (Р) |
VII. Физкульт- минутка для глаз Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую | | Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз | Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз | |
VIII. Самостоя- тельная работа Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия | Индивидуальная работа( на партах разложены комплекты карточек разного уровня сложности) Задача: Внимательно прочитайте задание к каждой карточке, выберите то задание, которое показалось вам наиболее интересным. 1.Составить предложения по схемам. 2.Выписать предложения с обращениями. (см. упражнение 1, 2). Если остается время, можно проверить работу на уроке, выявляя, какие задания выбрали уч-ся; если времени не остается, можно задание дать на дом доделать). | Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль, организует деятельность по применению новых знаний. | Выбирают то задание, которое им наиболее интересно, соответствует их знаниям и возможностям, выполняют задание. | Строить логически обоснованные рассуждения, оценивать свою работу (П.Р). Осознание качества и уровня усвоения учебного материала, коррекция, умение контролировать время, управлять им (Р). Самоопределение, самопроверка, пошаговое сравнение с алгоритмом (Л). |
IX. Рефлексия Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников | Возвращаемся к таблице Записывают информацию в 3 и 4столбик таблицы. ( узнал - соотношение старой и новой инф-ции, научился - осознание результативности деятельности) - О каком явлении синтаксиса мы сегодня говорили на уроке? -Что нового об обращении вы узнали на уроке? Как вы это узнали? -Что мы делали, чтобы достичь цели, которую наметили в начале урока? -Удалось ли нам построить понятие «Обращение»? - Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки? - Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем? На партах разложены карточки разного цвета. -Кто встретил трудности на уроке? (красная карточка) Кому работалось легко? (зеленая карточка) -Кто для себя узнал что-то новое на уроке? (голубая карточка) -Свое настроение после урока покажите, пожалуйста, в цвете. Поднимите ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению. -Ребята, всем большое спасибо за урок, творческих вам успехов. | Организует рефлексию через подводящий диалог. | Отвечают на вопросы, подводят итог работы | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р) Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью. Учет разных мнений (К) |
X. Домашнее задание | - Какие умения нам еще надо потренировать? 1.Доделать работу по карточке (если на уроке времени не хватило). 2.На выбор учащихся: – выписать из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина предложения с обращениями; -Составить диалог с введением распространенных и нераспространенных обращений. | Готовит несколько вариантов заданий, дает инструктаж (объясняет, как успешно выполнить задание) | Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей. | Адекватно самостоятельно оценивать правильность действия (Р). Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственной связи (П). Владение устной и письменной речью, умение строить монологическое и диалогическое высказывания (К). |