kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока в 9-м классе "Бессоюзные сложные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Бессоюзные солжные предложения" в 9-мклассе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9-м классе "Бессоюзные сложные предложения"»


Урок русского языка в 9 классе по теме:

Бессоюзные сложные предложения

Цели:

- дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах;

- научить отделять интонацией простые предложения в составе бессоюзного сложного;

- выяснить основное назначение бессоюзного сложного предложения, его отличие от союзного;

- развивать навык самостоятельной и индивидуальной работы;

- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.



Оборудование: таблица по теме «Бессоюзное сложное предложение», перфокарта, карточки с заданиями.



Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейнекина, О.М.Александрова Русский язык 9 класс



Ход урока



  1. Проверка домашнего задания.

  2. Работа над пониманием значения слова.

Объяснить значение слов:

Тезис – положение, заключающее основную идею, основную мысль доклада, лекции, сочинения.

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи.

Бешмет – стёганый полукафтан (у татар, кавказских народов).

Сёмга – промысловая рыба из семейства лососевых с мясом розового цвета.

Шхуна – двухмачтовое или трёхмачтовое судно с косыми парусами.





  1. Повторение по теме «Синтаксис» (графический диктант)

Учащимся на слух даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно ученик либо соглашается (+), либо не соглашается (-). Свои ответы он рисует в строчку в виде графика со знаками + или -.

1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.

2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.

3. Предложения могут быть простыми и сложными.

4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.

5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.

6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.

8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.

9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.

10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.



Получается следующая запись:

- - + - - + + - - +

1 2 3 45 6 7 8 9 10 – номер вопроса

Проверить работу помогают ученики-консультанты, пользуясь карточками с ответами. Их работы в это время проверяет учитель на оценку.

Вопросы вывешиваются после урока на стенд «Сегодня на уроке».



  1. Работа над материалом урока.

  1. Работа с предложениями на доске:

Лена так увлеклась работой, что не заметила брата.

Настал вечер, и затеплились звёзды.

За лесом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал.



-- Что общего у этих предложений? (повествовательные, невосклицательные, сложные)

-- Чем они отличаются? (сложноподчинённое, сложносочинённое,….. бессоюзное)



2. Сообщение темы и целей урока.

(Проговаривание целей, запись темы в тетрадь)





  1. Работа с теоретическим материалом учебника.

Страница 121 - 123

Фронтальная работа:

-- Чем отличаются бессоюзные сложные предложения?

-- Как найти их в тексте?



Вывод:

-- трудно определить смысловые отношения;

--в устной речи смысловые отношения выражаются интонацией, на письме – знаками препинания.



  1. Работа по таблице и карточкам. (устно)

Бессоюзное сложное предложение

Знак препинания

Смысловые отношения

Пример



Запятая

Значение перечисления

В глазах у меня потемнело, голова закружилась, земля уходила из-под ног.




Точка с запятой

Значение перечисления, если части предложения более распространены

Лягушата прыгают под ногами; уж, свернувшись в клубок, греется на солнце.






Двоеточие

Вторая часть имеет значение причины (потому что)

Печален я: со мною друга нет.

Вторая часть имеет значение пояснения (а именно)

Степь пестреет цветами: синеют колокольчики, белеет ромашка.

Вторая часть имеет значение изъяснения

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.





Тире

Первая часть имеет значение времени или условия (когда, если)

Настанет утро – двинемся в путь.

Вторая часть имеет значение следствия, результата

Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

Содержание второй части противопоставляется содержанию второй (а, но, да)

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.





Карточка:

1.Не пугай, зима: весна придёт. (3)

2. Я знаю: в вашем сердце много гордости и чести. (4)

3.Солнце скрылось, ночные тени надвинулись со стороны леса. (1)

4.Было решено: в гости уезжаем завтра. (5)

5.Корень учения горек - плод его сладок. (8)

6.Растает последний снег - пробьётся первая травка. (6)

7.Начинается ветер - будет гроза. (7)

8. Птицы улетают на юг; прощаясь, они громко кричат. (2)



  1. Закрепление изученного.

1.Работа над предложениями на доске.

Запись предложений под диктовку. Определить смысловые группы предложений.

Пашню пашут – руками не машут.

Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

Плясать с молоду учись: под старость не получится.

Есть терпение – будет и умение.

Дрова все вышли – топиться нечем.

Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.

Пройдёт зима холодная, настанут дни весенние.





2.Назначение бессоюзных сложных предложений.

(речь более выразительна, применяются в основном в письменной речи)





  1. Словарный диктант. (повторение орфограммы «О – ё после шипящих в различных частях слова различных частей речи»



Мальчонка, большой, ежовый, бережёт, решённый, жёлтый, чёрточка, стережёт, шов, горячо, шёлк, ещё, шоколад, ручонка.



Вывод:

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Не бывает

Под ударением после шипящих слышим о, пишем ё, кроме исключений:

Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.


Под ударением у существительных, прилагательных пишем о.


У существительных , прилагательных под ударением пишем о.



Под ударением у наречий пишем о, кроме исключения: ещё.

У глагола под ударением пишем ё.




  1. Итог урока.

Узнали смысловые группы и назначение бессоюзных сложных предложений. Выяснили, чем они отличаются друг от друга и от других видов предложений.



  1. Домашнее задание.

Из текстов художественной литературы выписать бессоюзные сложные предложения с различными значениями.





Резерв:

Задание 1. Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ.

1) Друг, достигший власти, _ потерянный друг.

2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью.

3) В зеркале отражается тело, в глазах _ душа.

4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.

Ответ: 4.



Задание 2. Переведите представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины и следствия и проанализируйте двоеточие и тире, отражающие смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.

1) Гнездо птицы разорено - она жалобно кричит.

2) Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено.



Задание 3. В каком предложении не ставится тире?

1) Далеко ли до ближайшей станции спросили мы у проводника.

2) Летние ночи короткие.

3) Ученье путь к уменью.

4) Хочешь есть калачи не лежи на печи.











Раздаточный материал

Карточка:

1.Не пугай зима весна придёт.

2. Я знаю в вашем сердце много гордости и чести.

3. Солнце скрылось ночные тени надвинулись со стороны леса.

4. Было решено в гости уезжаем завтра.

5. Корень учения горек плод его сладок.

6. Растает последний снег пробьётся первая травка.

7. Начинается ветер будет гроза.

8. Птицы улетают на юг прощаясь они громко кричат.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока в 9-м классе "Бессоюзные сложные предложения"

Автор: Оксана Леонтьевна Севрюк

Дата: 27.10.2021

Номер свидетельства: 589782

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
    ["seo_title"] => string(59) "znaki-priepinaniia-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "254694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447787030"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по русскому языку. Тема: Запятая в сложном предложении "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-po-russkomu-iazyku-tiema-zapiataia-v-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "128012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415401039"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Понятие о бессоюзном сложном предложении"
    ["seo_title"] => string(44) "poniatie_o_bessoiuznom_slozhnom_predlozhenii"
    ["file_id"] => string(6) "505304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553888317"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства