kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для 9 класса. Тема урока "Понятие о БСП"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие БСП»





Урок русского языка

в 9-ом классе по теме:







Понятие о бессоюзном

сложном предложении.

















ПОНЯТИЕ БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели урока:

  • Формирование навыков и умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных ложных.

  • Развивать навыки использования различных синонимических конструкций для передачи одного и того же смысла предложения.

  • Правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с бессоюзной связью.



  1. Организация начала урока. I. Оргмомент (метафора на формирование чувства уверенности в себе)
    - Ребята, вам вскоре предстоит сдавать первый в вашей жизни большой экзамен - ГИА. Но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы. Ведь все в ваших руках.
    Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить(Слайд 2). И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая?(Слайд 3) Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?"(Слайд 4) И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках..."(Слайд5)
    -Ребята, все в ваших руках!

  2. Актуализация знаний.

  3. Подготовка к изучению нового материала.



Орфографическая разминка



Вода на мелководье была прозрачной, и каждый камушек радостно сиял, отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень.

Мне показалось, что в тоне его чувствуется какая-то неловкость.

Допевают свои песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, быть может, где-нибудь ещё белеют ландыши(слайды 6-8)

Подготовка к ОГЭ(Выписать из предложений 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи)

Пунктуационный анализ предложений. (самостоятельно)

Запишите предложения, объясните (устно) постановку знаков препинания.

Дайте характеристику каждому предложению.

Составьте схемы 1-го и 2-го предложений.

У доски разбор 3 предложения.

Постарайтесь определить тему сегодняшнего урока. (учащиеся записывают тему урока)(Слайд 9)



Цели урока(Слайд 10)



Из истории(Слайды 11-12)



Вывод.(Слайд 13)

На какие виды делятся все сложные предложения?

Какое предложение называется сложным бессоюзным?

Чем они отличаются друг от друга?

Составьте схему бессоюзного сложного предложения.



  1. Изучение нового материала.

Слово учителя. Части бессоюзного сложного предложения связаны между собой бессоюзной связью. БСП отличаются особой выразительностью, отсутствие союзов в них компенсируется интонацией. Интонация в БСП обозначается на письме разными знаками препинания. А поможет нам верно определить выбор этих знаков препинания таблица-памятка.

Работа с таблицей-памяткой.


Таблица-памятка



Итак, каковы основные задачи нашего урока? ( учащиеся формулируют цель урока, которая состоит в формировании навыков и умений правильной постановки знаков препинания путем определения смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения)

Слайд 14-Наблюдаем за интонацией и смысловыми отношениями между частями БСП и заполняем памятки

Слайд 15 -вывод

Слайд 16 –работа с предложениями

Постановка проблемы.Слайд 17

Прочитайте реплики Саши и Маши?

С какой проблемой столкнулись ребята при выполнении домашнего задания.

Выразите свое мнение относительно спора, возникшего между ребятами.



Реконструкция предложений (возможно выполнение работы в небольших группах)(Слайд18)

Слово учителя. Перед вами сложноподчиненные предложения. Ваша задача: сконструировать предложения таким образом, чтобы они тали бессоюзными сложными. Для этого нужно убрать союзы и, опираясь на материал параграфа и таблицу-памятку, верно расставить нужные знаки препинания. (Контроль выполнения задания осуществляется на основе самопроверки.)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Какими знаниями должен обладать каждый девятиклассник, работая с бессоюзными сложными предложениями?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей урока?

Над чем стоит поработать дополнительно?

Выполняя

  1. Задание на дом

Просмотр содержимого документа
«Таблица-памятка»

Таблица-памятка

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП


Знак препинания


Значение


Пример предложения




Перечисления, последовательности событий

(И)






причины

( потому что )


пояснения

( а именно )

дополнения

( что )





Противопоставления ( а, но )


времени

( когда )

условия

( если )

следствия

( значит, так как)



Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

Описание работы: урок русского языка адресован учителям, работающим в выпускном 9 классе. Основной проблемой здесь является то, что учитель вынужден и объяснять новый материал, и попутно готовить к выпускному экзамену. А это очень сложно сделать за 2 часа в неделю. Думаю, этот материал будет полезен в плане того, как это можно совместить на одном уроке. Возможно, этот материал пригодится и при повторении данной темы в 11 классе.
Цели:
• совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;
Задачи:
1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на изучение нового материала и подготовку к ГИА;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник, компьютерные презентации, карточки с заданиями.

Ход урока.
I. Оргмомент (метафора на формирование чувства уверенности в себе)
- Ребята, вам вскоре предстоит сдавать первый в вашей жизни большой экзамен - ГИА. Но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы. Ведь все в ваших руках.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках..."
-Ребята, все в ваших руках!
II - Проверим, готовы ли мы к работе. Работа по карточкам (фронтальный опрос по теории)
III. Работа с текстом о книгах
- А теперь поработаем с текстом, который лежит перед вами. 
(1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким?
(3) Встретиться с ними не так уж трудно.
(4) Я могу вам дать их точный адрес.
(5) Он очень короткий: библиотека.
(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.
(10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
-Докажите, что это текст.(Текст — это группа предложений, объединенных одной темой с помощью языковых средств. Текст всегда состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение текстом не является. Любой текст — это высказывание на определенную тему (она бывает названа в заголовке), в нем есть начало и конец, часто он разделён на смысловые части (абзацы). Предложения в тексте всегда взаимосвязаны, каждое последующее предложение строится на основе предыдущего. Для связи предложений в тексте применяются различные лексические и синтаксические средства языка. Текст всегда оформляется в каком-либо стиле (разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом или художественном)
- Тема (о книгах)
- Проблема(Роль книги в жизни человека.)
- Идея (авторская позиция) (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей»)
- Стиль и тип речи (Публицистический, рассуждение)
- Как вы это определили? (Публицистический текст не только описывает факты, но и отражает мнение, настроения автора, содержит его комментарии и размышления. Публицист стремится писать о том, что интересно для большинства людей, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его читателей. В публицистических текстах всегда подымаются актуальные проблемы, речь автора страстная и образная, текст острый и яркий. Автор, сообщая факты, формирует общественное мнение, активно воздействует на разум и чувства человека. Публицист не только рассказывает о положении дел в обществе, но и убеждает читателя в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Он стремится доказать правильность своей позиции. Среди средств выразительности часто применяются слова с положительной или отрицательной окраской, риторические вопросы, восклицания)
• Найдите в тексте:
• а) односоставное безличное предложение (3);
• б) СПП с придаточным определительным (7,9), местоименно-определительным (6);
• в) СПП с придаточным изъяснительным (10).
• Способы связи предложений в тексте: личное местоимение (книга - она), лексический повтор (книга, книгой)
• Объясните постановку тире в предложении (11). (если приложение стоит последним словом в предложении, то перед ним ставится тире)

- Мы продолжим работу с этим текстом на следующих уроках. Нам предстоит найти лексические и синтаксические средства выразительности и определить их роль в тексте, а затем написать сочинение-рассуждение по данной проблеме.
IV. Объяснение новой темы.
1) Работа над «слепой» схемой «Виды предложений»
2) Виды сложноподчиненных предложений.
Объявление темы - «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени»
3) Чтение правила в учебнике и упражнения для наблюдений - стр. 80
4) Теория со слайдов
5) Анализ предложений. Синтаксический разбор. Выйдя из лесу, мы сразу увидели дорогу.
-Верно ли, что предложение простое? Чем оно осложнено?
- Обстоятельство времени преобразуйте в придаточное времени. Как только мы вышли из лесу, сразу увидели дорогу.
- Подберите синонимы к союзу КАК ТОЛЬКО (когда, едва)
6) Работа с учебником - самостоятельно упр. 124 по вариантам (предложение 1-4 - 1 вариант, предложение 5-7 - 2 вариант)
V. Закрепление.
- Как мы ориентируемся при определении вида придаточного предложения? (по союзу/ союзному слову и по вопросам).
- Можно ли только по союзу/ союзному слову определить вид придаточного? 
Анализ предложений.
A) Мы не знали, где остановимся на ночлег. ( изъяснительное)
Б) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок, (определителительное)
B) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть. ( обстоятельственное места)
Вывод: одно и то же союзное слово может присоединять разные типы придаточных предложений.
VI. Графический диктант 
1) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
2) Сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском больше нет.
3) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
4) Как измерить то, что страна пережила.
5) Нет истины там, где нет любви.
6) Когда вы продумываете поведение героев произведения, оцените их поступки.
VII. Работа над заданиями ОГЭ. Определить тип орфограммы, распределить слова по видам орфограмм, добавить свои примеры.
Прижавшись, собираемся, правленные, наклонимся, прихрамывая, бездонном, реликвии, приходили, завидовали, кружок, отчаянные, выбирайте, пригорюнившись, пустынном, обессиленно, пребывания, изумлённо, решаемые, варенные вкрутую, взбирались, прикасаясь
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какую тему мы сегодня изучили?
- Что понравилось на уроке? Что показалось сложным? (возвращение к метафоре о бабочке)
IX. Домашнее задание (по выбору):
1.с помощью сложноподчиненных предложений описать местоположение нашего города Почепа; 
2. Упр. 125, правило 
3.Найти лексические и синтаксические средства выразительности в тексте о книгах и определить их роль в тексте; подготовиться к сочинению-рассуждению сочинение-рассуждение по данной проблеме, сформулировать задания ОГЭ типа 15.2 и 15.3

Просмотр содержимого презентации
«Понятие БСП»

Орфографическая разминка   Вода на мелководье была прозрачной и каждый камуш..к радос .. но сиял отбрасывая на песча. . ое дно др. . жащую тень. Мне пок .. залось что в тоне его чувствуется какая  то не ловкость. Доп. . вают свои песни соловьи еще сохранились в затишных местах одуванчики быть может где  нибудь ещё белеют ландыши.

Орфографическая разминка

Вода на мелководье была прозрачной и каждый камуш..к радос .. но сиял отбрасывая на песча. . ое дно др. . жащую тень.

Мне пок .. залось что в тоне его чувствуется какая то не ловкость.

Доп. . вают свои песни соловьи еще сохранились в затишных местах одуванчики быть может где нибудь ещё белеют ландыши.

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ .   Вода на мелководье была прозрачной, и каждый камуш е к радос т но сиял, отбрасывая на песча н ое дно др о жащую тень. Мне пок а залось, что в тоне его чувствуется какая - то не ловкость. Доп е вают свои песни соловьи еще сохранились в затишных местах одуванчики быть может где - нибудь ещё белеют ландыши.

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ .

Вода на мелководье была прозрачной, и каждый камуш е к радос т но сиял, отбрасывая на песча н ое дно др о жащую тень.

Мне пок а залось, что в тоне его чувствуется какая - то не ловкость.

Доп е вают свои песни соловьи еще сохранились в затишных местах одуванчики быть может где - нибудь ещё белеют ландыши.

Доп е вают свои песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, быть может, где - нибудь ещё белеют ландыши
  • Доп е вают свои песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, быть может, где - нибудь ещё белеют ландыши
Понятие о бессоюзном сложном предложении

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Цели урока:   Формировать навыки и уметь устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных.

Цели урока:

  • Формировать навыки и уметь устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных.

  • Правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с бессоюзной связью .
Бессоюзные предложения возникли раньше, чем союзные. История Наказуи дети во юности , покоить тя на старость твою («Домострой»). Той же осени много зла ся створи , поби мраз ъ обилье по волости (I Новгородская летопись). И бе глад ъ велик ъ , по полугривне голова конячья (I Новгородская летопись).

Бессоюзные предложения возникли раньше, чем союзные.

История

Наказуи дети во юности , покоить тя на старость твою («Домострой»).

Той же осени много зла ся створи , поби мраз ъ обилье по волости (I Новгородская летопись).

И бе глад ъ велик ъ , по полугривне голова конячья (I Новгородская летопись).

История Бессоюзные предложения дошли до нас в пословицах и поговорках. Поспешишь – людей насмешишь . Тише едешь – дальше будешь. Любишь кататься – люби и саночки возить.

История

Бессоюзные предложения дошли до нас в пословицах и поговорках.

Поспешишь – людей насмешишь .

Тише едешь – дальше будешь.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Сложное предложение, части которого соединяются между собой только по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов, называется бессоюзным
  • Сложное предложение, части которого соединяются между собой только по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов, называется бессоюзным .
Наступила весна / стало тепло. Наступила весна , стало тепло. (Последовательность событий, интонация перечисления.) Наступила весна – стало тепло. (Вторая часть содержит в себе следствие
  • Наступила весна / стало тепло.
  • Наступила весна , стало тепло.
  • (Последовательность событий, интонация перечисления.)
  • Наступила весна стало тепло.

(Вторая часть содержит в себе следствие того, о чём говорится в первой.)

Интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения
  • Интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Бабушка сердилась , внучка не слушалась. (интонация перечисления) Бабушка сердилась : внучка не слушалась. (значение причины, пояснения, дополнения) Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
  • Бабушка сердилась , внучка не слушалась.

(интонация перечисления)

  • Бабушка сердилась : внучка не слушалась.

(значение причины, пояснения, дополнения)

  • Бабушка сердилась внучка не слушалась.

(значение противопоставления)

ВЫРАЗИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СПОРА, ВОЗНИКШЕГО МЕЖДУ РЕБЯТАМИ.   Маша, ты только посмотри!!! В бессоюзных сложных предложениях можно ставить любой знак препинания. И я абсолютно уверен, что смысловые отношения здесь никакой роли не играют. Читай внимательнее § 32. Все очень просто. Хочешь – ставь запятую, хочешь – тире… Думаю, что расставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях нам поможет верное определение смысловых связей между его частями. Ты согласен со мной, Саша?

ВЫРАЗИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СПОРА, ВОЗНИКШЕГО МЕЖДУ РЕБЯТАМИ.

Маша, ты только посмотри!!! В бессоюзных сложных предложениях можно ставить любой знак препинания. И я абсолютно уверен, что смысловые отношения здесь никакой роли не играют. Читай внимательнее § 32. Все очень просто. Хочешь – ставь запятую, хочешь – тире…

Думаю, что расставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях нам поможет верное определение смысловых связей между его частями. Ты согласен со мной, Саша?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Если хочешь есть калачи, не сиди на печи. Печален я, потому что со мною друга нет. Здесь тучи смиренно идут подо мной, и сквозь них шумят водопады .

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Если хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Печален я, потому что со мною друга нет.

Здесь тучи смиренно идут подо мной, и сквозь них шумят водопады .

Проверь соседа Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Печален я : со мною друга нет. Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них шумят водопады .

Проверь соседа

  • Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
  • Печален я : со мною друга нет.
  • Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них шумят водопады .

Домашнее задание

Домашнее задание

Просмотр содержимого презентации
«14853»

Сложноподчиненные предложения времени и места (9 класс)

Сложноподчиненные предложения

времени и места

(9 класс)

Цель урока: • совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений

Цель урока:

• совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений

Задачи:

Задачи:

  • 1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на изучение нового материала и подготовку к ГИА;
  • образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
  • развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
  • воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку.
  • (1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким?
  • (3) Встретиться с ними не так уж трудно.
  • (4) Я могу вам дать их точный адрес.
  • (5) Он очень короткий: библиотека.
  • (6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.
  • (10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный  помощник – книга.
  • (12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
Слепая схема. Синтаксис Предложения Словосочетание Сложные Простые С П П С С П Б С П

Слепая схема.

Синтаксис

Предложения

Словосочетание

Сложные

Простые

С П П

С С П

Б С П

1) Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.  2) Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов :   дополнения, определения,  обстоятельства.

1) Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения. 2) Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов : дополнения, определения, обстоятельства.

Основные группы сложноподчиненных предложений

Основные группы сложноподчиненных предложений

Придаточные определительные

Придаточные определительные

  • Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным (чаще всего), отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое].
Придаточные изъяснительные

Придаточные изъяснительные

  • Изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить. Без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], (чтобы я купил лекарства)
Анализ предложений.   А)Мы не знали где остановимся на ночлег.

Анализ предложений.

А)Мы не знали где остановимся на ночлег.

  • Б) Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.
  • В) Мне хотелось уйти туда где можно спокойно отдохнуть.
Работа над заданиями ОГЭ. Определить тип орфограммы, распределить слова по видам орфограмм, добавить свои примеры.

Работа над заданиями ОГЭ. Определить тип орфограммы, распределить слова по видам орфограмм, добавить свои примеры.

  • Прижавшись, собираемся, правленные, наклонимся, прихрамывая, бездонном, реликвии, приходили, завидовали, кружок, отчаянные, выбирайте, пригорюнившись, пустынном, обессиленно, пребывания, изумлённо, решаемые, варенные вкрутую, взбирались, прикасаясь
Домашнее задание (по выбору):

Домашнее задание (по выбору):

  • 1.с помощью сложноподчиненных предложений описать местоположение нашего города Почепа;
  • 2. Упр. 125, правило
  • 3.Найти лексические и синтаксические средства выразительности в тексте о книгах и определить их роль в тексте; подготовиться к сочинению-рассуждению по данной проблеме, сформулировать задания ОГЭ типа 15.2 и 15.3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Понятие о бессоюзном сложном предложении

Автор: Сельдерханова Зарият Ахмедовна

Дата: 29.03.2019

Номер свидетельства: 505304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Бессоюзные сложные предложения."
    ["seo_title"] => string(37) "biessoiuznyieslozhnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "314989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459797070"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Понятие о бессоюзном сложном предложении". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "106909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403111124"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-tirie-miezhdu-chastiami-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979564"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Текст «Театр» "
    ["seo_title"] => string(65) "dvoietochiie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-tiekst-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "188114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426612332"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема урока: "Бессоюзное сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(48) "tiemaurokabiessoiuznoieslozhnoiepriedlozhieniie1"
    ["file_id"] => string(6) "315028"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459821531"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства