Конспект урока русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение".Материал может быть использован в 8-9 классах при изучении темы "Сложное предложение".Методическая разработка урока соответствует ФГОС.Обучающимся предлагаются разноуровневые задания.Предполагается индивидуальное опережающее задание,направленное на развитие научно-исследовательской деятельности учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина;
-развивать языковое чутье, воспитывать бережного отношения к языку.
Тип учебного занятия: урок закрепления знаний (в форме семинара-практикума)
Оборудование:таблица «Знаки препинания в БСП», рабочий лист урока, таблица самоанализа уч-ся
Ход урока:
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью.
Л.Н.Толстой
1.Организационная часть
2.Мотивация учебной деятельности
Вступительное слово учителя. Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследникам необходимо было выполнить обязательное условие- «поставить статую золотую пику держащую».
-Как понять это требование, которое допускает двоякое толкование?
1)Поставить статую, золотую пику держащую.
2)Поставить статую золотую, пику держащую.
Первое толкование целиком устраивало наследников, т.к. золотая пика хотя и недешево обошлась бы им, но эта затрата была бы в пределах их возможностей. Но недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников -золотая статуя была бы им не по карману. Вопрос остался открытым.
Этот исторический случай еще раз показал нам роль пунктуации, в частности- роль маленькой запятой в жизни людей.
-Если бы мы ничего не знали о знаках препинания, не могли бы правильно расставлять их, что могло бы случиться с человечеством?(Неправильное понимание содержания речи, непредвиденные жизненные ситуации, уровень грамотности человека).
-Абсолютно с вами согласна. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Верность слов великого классика мы и проверим на этом уроке.
-Ребята, исходя из темы урока, поделитесь своими ожиданиями от сегодняшнего урока?(Закрепить знания о БСП, умение правильно расставлять знаки препинания, объяснять смысловые отношения, раскрывать причинные связи между частями БСП)
Надеюсь, что наши ожидания обязательно оправдаются. Сегодня на уроке у вас будет возможность оценить свои знания по данной теме. Результаты своей работы я предлагаю вам фиксировать в «Листах самоанализа».
-А как вы понимаете значение слова «самоанализ»?(Лексическая работа)
Самоанализ-это оценка своих собственных поступков и переживаний.
Этот термин тесно взаимосвязан с понятиями «самоконтроль» и «самопознание».
Самоконтроль-это способность контролировать свои действия и поступки.
Самопознание- способность приобрести знания, узнать полнее самого себя.
Эти категории очень трудные и важные: они связаны с вопросами психологии. Сможешь познать самого себя- будешь полнее отдаваться любимому делу.
3.Закрепление знаний и способов действий
1. Устный опрос по методу «Микрофон»(таблица)
-Какие предложения мы называем БСП?
-Какие знаки препинания ставятся в БСП?
-От чего зависит выбор знака препинания между частями БСП?
-Пользуясь таблицей, вспомните правила постановки знаков препинания в БСП.
Подтвердите примерами из домашнего задания эти правила.
2. Тренинг по пунктуации
-А теперь пора применить теоретические знания на практике. На протяжении всего урока мы будем работать, обращаясь к творчеству основоположника русского языка - А.Пушкина. Обратимся к 1 заданию.
Прочитайте предложения с нужной интонацией.
Выявите смысловые отношения между частями БСП. На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.
1)Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость ,и прямая честь.
2)Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни.
3)Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали.
4)Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
5)Мрачно было:
Дождь капал, ветер выл уныло.
6)За мной гнались -я духом не смутился
И дерзостью неволи избежал.
7)Желания кипят -я снова счастлив ,молод.
3.Письмо по памяти
Вспомните стихотворение А.С.Пушкина «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса:(-)
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
-Какие знаки препинания вы поставите в этом четверостишии?(Причинно-следственная связь- можно и тире, и двоеточие.)
-Как поступать в таких ситуациях? В настоящее время в подобных примерах предпочтение отдается тире, что не наблюдалось во времена А.С.Пушкина.
4.Лингвистическая задача
-Ребята, попробуйте представить себя в роли учёного-лингвиста. Перед вами проблемная задача – решите её.
В полном собрании сочинений А.С.Пушкина (1964 г.) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:
Он знак подаст – и все хохочут;
Он пьёт – все пьют и все кричат;
Он засмеётся – все хохочут;
Нахмурит брови – все молчат.
В трёхтомнике 1989 г. вместо тире стоят двоеточия.
Докажите, что знаки одного из вариантов легко можно оспорить, зная особенности бессоюзного сложного предложения. Какой ответ верен?
-Мы пришли к выводу, что, хотя один из знаков спорен, мы имеем право поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии как вариативность знаков препинания.
5.Исследовательская работа.
Группа ребят в классе готовили проект: они исследовали творчество А.С.Пушкина на предмет использования в его стихотворениях БСП. Послушаем их.(Защита проекта)
4. Обобщение и систематизация знаний
Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они,по словам К.Паустовского, «как нотные знаки: твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».БСП очень часто используются в текстах художественных и публицистических стилей.
5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-Эту особенность бессоюзных сложных предложений вы попробуете применить на практике в домашнем задании. Используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:
Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…
6.Подведение итогов урока. Контроль и самоанализ знаний.
-Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самоанализа, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по теме «Бессоюзные сложные предложения», умение определять смысловые отношения между частями БСП, письмо по памяти и расстановка знаков препинания, умение решать нестандартные лингвистические задачи.
Сегодня на уроке каждый из вас оценит себя сам, оценит свои знания. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Оценка
1.Знание теоретического материала
2.Умение определять смысловые отношения
в БСП
3.Письмо по памяти
4.Расстановка знаков препинания в БСП
5.Умение решать нестандартные
лингвистические задачи
Рефлексия
-Урок подходит к концу. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.
Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:
-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
-Ах, как я устал от этой суеты…
-Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.