kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка  по теме "Бессоюзное сложное предложение".Материал может быть использован в 8-9 классах при изучении темы "Сложное предложение".Методическая разработка  урока соответствует ФГОС.Обучающимся предлагаются разноуровневые задания.Предполагается индивидуальное опережающее задание,направленное на развитие научно-исследовательской деятельности учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

(конспект урока русского языка ,9 класс)


Цели:

  1. Обучающие:

-формировать навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формировать навыки анализа поэтического текста;

-формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

2. Развивающие:

- закреплять знания о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умения их применять;

-закреплять навыки определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;

-развивать пунктуационную зоркость,логическое мышление,познавательную компетенцию.

3. Воспитательные:

-прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина;

-развивать языковое чутье, воспитывать бережного отношения к языку.


Тип учебного занятия: урок закрепления знаний (в форме семинара-практикума)


Оборудование:таблица «Знаки препинания в БСП», рабочий лист урока, таблица самоанализа уч-ся

Ход урока:

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью.

Л.Н.Толстой

1.Организационная часть

2.Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя. Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследникам необходимо было выполнить обязательное условие- «поставить статую золотую пику держащую».

-Как понять это требование, которое допускает двоякое толкование?

1)Поставить статую, золотую пику держащую.

2)Поставить статую золотую, пику держащую.

Первое толкование целиком устраивало наследников, т.к. золотая пика хотя и недешево обошлась бы им, но эта затрата была бы в пределах их возможностей. Но недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников -золотая статуя была бы им не по карману. Вопрос остался открытым.

Этот исторический случай еще раз показал нам роль пунктуации, в частности- роль маленькой запятой в жизни людей.

-Если бы мы ничего не знали о знаках препинания, не могли бы правильно расставлять их, что могло бы случиться с человечеством?(Неправильное понимание содержания речи, непредвиденные жизненные ситуации, уровень грамотности человека).

-Абсолютно с вами согласна. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Верность слов великого классика мы и проверим на этом уроке.

-Ребята, исходя из темы урока, поделитесь своими ожиданиями от сегодняшнего урока?(Закрепить знания о БСП, умение правильно расставлять знаки препинания, объяснять смысловые отношения, раскрывать причинные связи между частями БСП)

Надеюсь, что наши ожидания обязательно оправдаются. Сегодня на уроке у вас будет возможность оценить свои знания по данной теме. Результаты своей работы я предлагаю вам фиксировать в «Листах самоанализа».

-А как вы понимаете значение слова «самоанализ»?(Лексическая работа)

Самоанализ-это оценка своих собственных поступков и переживаний.

Этот термин тесно взаимосвязан с понятиями «самоконтроль» и «самопознание».

Самоконтроль-это способность контролировать свои действия и поступки.

Самопознание- способность приобрести знания, узнать полнее самого себя.

Эти категории очень трудные и важные: они связаны с вопросами психологии. Сможешь познать самого себя- будешь полнее отдаваться любимому делу.

3.Закрепление знаний и способов действий

1. Устный опрос по методу «Микрофон»(таблица)

-Какие предложения мы называем БСП?

-Какие знаки препинания ставятся в БСП?

-От чего зависит выбор знака препинания между частями БСП?

-Пользуясь таблицей, вспомните правила постановки знаков препинания в БСП.

Подтвердите примерами из домашнего задания эти правила.

2. Тренинг по пунктуации

-А теперь пора применить теоретические знания на практике. На протяжении всего урока мы будем работать, обращаясь к творчеству основоположника русского языка - А.Пушкина. Обратимся к 1 заданию.

Прочитайте предложения с нужной интонацией.

Выявите смысловые отношения между частями БСП. На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.

1)Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость ,и прямая честь.

2)Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни.

3)Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали.

4)Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле.

5)Мрачно было:

Дождь капал, ветер выл уныло.

6)За мной гнались -я духом не смутился

И дерзостью неволи избежал.

7)Желания кипят -я снова счастлив ,молод.

3.Письмо по памяти

Вспомните стихотворение А.С.Пушкина «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса:(-)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

-Какие знаки препинания вы поставите в этом четверостишии?(Причинно-следственная связь- можно и тире, и двоеточие.)

-Как поступать в таких ситуациях? В настоящее время в подобных примерах предпочтение отдается тире, что не наблюдалось во времена А.С.Пушкина.

4.Лингвистическая задача

-Ребята, попробуйте представить себя в роли учёного-лингвиста. Перед вами проблемная задача – решите её.

В полном собрании сочинений А.С.Пушкина (1964 г.) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьёт – все пьют и все кричат;

Он засмеётся – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.

В трёхтомнике 1989 г. вместо тире стоят двоеточия.

Докажите, что знаки одного из вариантов легко можно оспорить, зная особенности бессоюзного сложного предложения. Какой ответ верен?

-Мы пришли к выводу, что, хотя один из знаков спорен, мы имеем право поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии как вариативность знаков препинания.

5.Исследовательская работа.

Группа ребят в классе готовили проект: они исследовали творчество А.С.Пушкина на предмет использования в его стихотворениях БСП. Послушаем их.(Защита проекта)

4. Обобщение и систематизация знаний

Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они,по словам К.Паустовского, «как нотные знаки: твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».БСП очень часто используются в текстах художественных и публицистических стилей.

5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Эту особенность бессоюзных сложных предложений вы попробуете применить на практике в домашнем задании. Используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:

Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…

6.Подведение итогов урока. Контроль и самоанализ знаний.

-Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самоанализа, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по теме «Бессоюзные сложные предложения», умение определять смысловые отношения между частями БСП, письмо по памяти и расстановка знаков препинания, умение решать нестандартные лингвистические задачи.

Сегодня на уроке каждый из вас оценит себя сам, оценит свои знания. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.




Оценка


1.Знание теоретического материала



2.Умение определять смысловые отношения

в БСП


3.Письмо по памяти



4.Расстановка знаков препинания в БСП



5.Умение решать нестандартные

лингвистические задачи



Рефлексия

-Урок подходит к концу. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.

Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:


-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

-Ах, как я устал от этой суеты…

-Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

-Быть грамотным не так-то просто.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Автор: Улицкая Наталия Сергеевна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "урок-проект знаки препинания в сложном предложении"
    ["seo_title"] => string(57) "urok-proiekt-znaki-priepinaniia-v-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "249713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446966288"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. "
    ["seo_title"] => string(112) "obobshchieniie-znanii-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-punktuatsiia-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "240456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445013827"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-tirie-miezhdu-chastiami-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979564"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Понятие о бессоюзном сложном предложении". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "106909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403111124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства