Урок для формирования читательской грамотности по русскому языку
Боталова Алена Сергеевна, учитель русского языка МБОУ Можарская СОШ № 15
Тема урока: Типы речи.
Класс: 5
Формы организации деятельности учащихся: групповая и фронтальная работа.
Технология: технология проблемного обучения.
Форма урока: урок-практикум.
Идея урока:
Задачи урока:
Вспомнить значения понятий «речь», «владение речью».
Научиться различать типы речи друг от друга (по их значению и речевой задаче) через наблюдения над их особенностями.
Уметь составлять тексты разных типов речи в различных речевых ситуациях.
Логика разворачивания урока.
Урок начинается с проблемного вопроса. Добрый день, ребята! Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно послушайте загадку и отгадайте ее.
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал. (заголовок).
Можем ли мы по заголовку определить, о чем идет речь в тексте?
Все ли тексты одинаковы? Какие бывают тесты? Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сегодня мы узнаем, то такое тип речи?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Типы речи"»
Урок для формирования читательской грамотности по русскому языку
Боталова Алена Сергеевна, учитель русского языка МБОУ Можарская СОШ № 15
Тема урока: Типы речи.
Класс: 5
Формы организации деятельности учащихся: групповая и фронтальная работа.
Технология: технология проблемного обучения.
Форма урока: урок-практикум.
Идея урока:
Задачи урока:
Вспомнить значения понятий «речь», «владение речью».
Научиться различать типы речи друг от друга (по их значению и речевой задаче) через наблюдения над их особенностями.
Уметь составлять тексты разных типов речи в различных речевых ситуациях.
Логика разворачивания урока.
Урок начинается с проблемного вопроса. Добрый день, ребята! Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно послушайте загадку и отгадайте ее.
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал... (заголовок).
Можем ли мы по заголовку определить, о чем идет речь в тексте?
Все ли тексты одинаковы? Какие бывают тесты? Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сегодня мы узнаем, то такое тип речи?
Тип речи – это способ изложения мыслей. Выделяется три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Чтобы научиться определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Какие отличительные признаки имеет каждый из типов речи?
Описание – в таком тексте мы «рисуем» словами, описываем то, что видим перед собой.
Повествование - рассказываем о действиях и даем информацию о происшедших событиях.
Рассуждение – доказываем свою точку зрения и рассуждаем.
Данные вопросы являются проблемным началом, которое дает старт для последующей работы учащихся.
Ситуация чтения. Изучение вопроса/темы/проблемы. Читаю для того, чтобы разобраться, составить представление.
Прочитаем тексты и определим типы речи. (карточки с текстами лежат у детей на столах).
Учащиеся, разделившись на 3 группы, анализируют тексты, доказывают принадлежность текста к определенному типу речи, делают выводы.
Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город.
О чём рассказывается в тексте? Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.
В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.
Что описывается в тексте? Как вы думаете, почему автор так подробно описывает этот природу? Перед нами текст-описание.
Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.
Текст начинается с ?… (вступления)
Дальше следует?… ( какая-то мысль, утверждение). По-другому- тезис.
Можем ли мы по заголовку определить, о чем идет речь в тексте?
Все ли тексты одинаковы? Какие бывают тесты? Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
2 этап. Изучение нового материала. Объяснение темы учителем.
3 этап. Работа в группах. Три группы.
1 группа – работа с текстом-повествованием.
2 группа – работа с текстом-описанием.
3 группа – работа с текстом-рассуждением.
Общее задание.
Теперь мы проанализируем три отрывка, а вы определите тип речи.
1. У меня есть младшая сестра. Зовут ее Таня. У нее густые золотистые волосы, большие голубые глаза, прямой нос, румяные щёки…
2. Вышли мы с папой погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…
3. У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…
(Ученики указывают тип речи, учитель комментирует)
Укажите характерные черты каждого типа речи в прослушанных текстах.
этап. Дискуссия.
Всю ночь шел дождь. Гневно дул ветер. На море страшно было смотреть. Шторм стих только к утру. Природа словно заулыбалась, ласково светило солнце.
Какой вопрос можно задать к повествовательному тексту? Если бы нас попросили проиллюстрировать его, то сколько картин мы бы нарисовали? Слова какой части речи чаще всего встречаются в повествовании? Почему?
День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.
Есть ли в этом тексте описание? Что в нем описывается? Используются ли в нем прилагательные? Какие вопросы мы можем задать при описании предмета?
Каждый должен переходить дорогу только по пешеходному переходу. Почему? Я сейчас расскажу.
Во-первых, по проезжей части движется очень много автомобилей. И каждый водитель соблюдает правила дорожного движения, чтобы и те, кто сидит за рулём, и те, кто идёт пешком, могли чувствовать себя в безопасности.
Во-вторых, если вы собираетесь перейти улицу по «зебре», то водитель обязан вас пропустить. Это значит, что вы быстро пересечёте проезжую часть и спокойно отправитесь по своим делам.
В-третьих, человека, переходящего улицу в неположенном месте, очень трудно заметить, а значит, велик риск наезда на пешехода.
Таким образом, пешеходные переходы – это наши незаменимые помощники.
Докажите, что это рассуждение. (На столе рабочие листы для учеников с текстом-рассуждением).
5 этап. Составление текстов разных типов речи. Работа в группах (по рядам).
1) Составьте текст типа речи повествования по данному первому предложению.
Помню раннее свежее утро.
2)Составьте текст описание на тему «Лето – самое прекрасное время года».
3) Составьте текст-рассуждение на тему: «Зачем нужны вежливые слова?»
6 этап. Домашнее задание. А теперь давайте поделимся на три группы при помощи жеребьёвки.
(вытягивание листочков с буквами О, П, Р – по начальной букве типа речи). Напишите сочинение на тему «Мое любимое время года», используя тип речи, выпавший вам по жеребьевке.