kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Типы речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для формирования читательской грамотности по русскому языку

Боталова Алена Сергеевна, учитель русского языка МБОУ Можарская СОШ № 15

Тема урока: Типы речи.

Класс: 5

Формы организации деятельности учащихся: групповая и фронтальная работа.

Технология: технология проблемного обучения.

Форма урока: урок-практикум.

Идея урока:

Задачи урока:

Вспомнить значения понятий «речь», «владение речью».

Научиться различать типы речи друг от друга (по их значению и речевой задаче) через наблюдения над их особенностями.  

Уметь составлять тексты разных типов речи в различных речевых ситуациях.

Логика разворачивания урока.

Урок начинается с проблемного вопроса. Добрый день, ребята! Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно послушайте загадку и отгадайте ее.

Попросил учитель нас

Проявить старание —

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал. (заголовок).

Можем ли мы по заголовку определить, о чем идет речь в тексте?

Все ли тексты одинаковы? Какие бывают тесты? Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сегодня мы узнаем, то такое тип речи?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Типы речи"»

Урок для формирования читательской грамотности по русскому языку

Боталова Алена Сергеевна, учитель русского языка МБОУ Можарская СОШ № 15

Тема урока: Типы речи.

Класс: 5

Формы организации деятельности учащихся: групповая и фронтальная работа.

Технология: технология проблемного обучения.

Форма урока: урок-практикум.

Идея урока:

Задачи урока:

Вспомнить значения понятий «речь», «владение речью».

Научиться различать типы речи друг от друга (по их значению и речевой задаче) через наблюдения над их особенностями.  

Уметь составлять тексты разных типов речи в различных речевых ситуациях.

Логика разворачивания урока.

Урок начинается с проблемного вопроса. Добрый день, ребята! Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно послушайте загадку и отгадайте ее.

Попросил учитель нас

Проявить старание —

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал... (заголовок).

Можем ли мы по заголовку определить, о чем идет речь в тексте?

Все ли тексты одинаковы? Какие бывают тесты? Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сегодня мы узнаем, то такое тип речи?

Тип речи – это способ изложения мыслей. Выделяется три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Чтобы научиться определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет,  укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.

Какие отличительные признаки имеет каждый из типов речи?

Описание – в таком тексте мы «рисуем» словами, описываем то, что видим перед собой.

Повествование - рассказываем о действиях и даем информацию о происшедших событиях.

Рассуждение – доказываем свою точку зрения и рассуждаем.

Данные вопросы являются проблемным началом, которое дает старт для последующей работы учащихся.


Ситуация чтения. Изучение вопроса/темы/проблемы. Читаю для того, чтобы разобраться, составить представление.

Прочитаем тексты и определим типы речи. (карточки с текстами лежат у детей на столах).

Учащиеся, разделившись на 3 группы, анализируют тексты, доказывают принадлежность текста к определенному типу речи, делают выводы.

  1. Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город.

О чём рассказывается в тексте? Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.

  1. В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.

Что описывается в тексте? Как вы думаете, почему автор так подробно описывает этот природу? Перед нами текст-описание.

  1. Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.

Текст начинается с ?… (вступления)

Дальше следует?… ( какая-то мысль, утверждение). По-другому- тезис.

Тезис… ( доказывается). Доказательства- аргументы.

И заканчивается рассуждение… ( выводом)

Перед нами текст-рассуждение.

Цель: к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • характерные черты каждого типа речи.

  • приёмы разграничения описания, повествования, рассуждения.

уметь (сможет продемонстрировать):

  • составлять текст определенного типа.

  • различать типы речи.


Этапы урока и задания учащимся:

1 этап. Вступление (мотивация).

Задание для учащихся. Отгадайте загадку.

Попросил учитель нас

Проявить старание —

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал... (заголовок).

Можем ли мы по заголовку определить, о чем идет речь в тексте?

Все ли тексты одинаковы? Какие бывают тесты? Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

2 этап. Изучение нового материала. Объяснение темы учителем.

3 этап. Работа в группах. Три группы.

1 группа – работа с текстом-повествованием.

2 группа – работа с текстом-описанием.

3 группа – работа с текстом-рассуждением.

Общее задание.

Теперь мы проанализируем три отрывка, а вы определите тип речи.

1. У меня есть младшая сестра. Зовут ее Таня. У нее густые золотистые волосы, большие голубые глаза, прямой нос, румяные щёки…

2. Вышли мы с папой погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…

3. У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…

(Ученики указывают тип речи, учитель комментирует)

Укажите характерные черты каждого типа речи в прослушанных текстах.



  1. этап. Дискуссия.

  1. Всю ночь шел дождь. Гневно дул ветер. На море страшно было смотреть. Шторм стих только к утру. Природа словно заулыбалась, ласково светило солнце.

Какой вопрос можно задать к повествовательному тексту? Если бы нас попросили проиллюстрировать его, то сколько картин мы бы нарисовали? Слова какой части речи чаще всего встречаются в повествовании? Почему?


  1. День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.

Есть ли в этом тексте описание? Что в нем описывается? Используются ли в нем прилагательные? Какие вопросы мы можем задать при описании предмета?


  1. Каждый должен переходить дорогу только по пешеходному переходу. Почему? Я сейчас расскажу.

Во-первых, по проезжей части движется очень много автомобилей. И каждый водитель соблюдает правила дорожного движения, чтобы и те, кто сидит за рулём, и те, кто идёт пешком, могли чувствовать себя в безопасности.

Во-вторых, если вы собираетесь перейти улицу по «зебре», то водитель обязан вас пропустить. Это значит, что вы быстро пересечёте проезжую часть и спокойно отправитесь по своим делам.

В-третьих, человека, переходящего улицу в неположенном месте, очень трудно заметить, а значит, велик риск наезда на пешехода.

Таким образом, пешеходные переходы – это наши незаменимые помощники.

Докажите, что это рассуждение. (На столе рабочие листы для учеников с текстом-рассуждением).


5 этап. Составление текстов разных типов речи. Работа в группах (по рядам).

1) Составьте текст типа речи повествования по данному первому предложению.

Помню раннее свежее утро.

2) Составьте текст описание на тему «Лето – самое прекрасное время года».

3) Составьте текст-рассуждение на тему: «Зачем нужны вежливые слова?»


6 этап. Домашнее задание. А теперь давайте поделимся на три группы при помощи жеребьёвки.

(вытягивание листочков с буквами О, П, Р – по начальной букве типа речи). Напишите сочинение на тему «Мое любимое время года», используя тип речи, выпавший вам по жеребьевке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Типы речи"

Автор: Лукина Надежда Алексеевна

Дата: 01.03.2024

Номер свидетельства: 646608

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Методическая разработка  урока развития речи в 5 классе: "Как описать предмет? Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка»" "
    ["seo_title"] => string(145) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razvitiia-riechi-v-5-klassie-kak-opisat-priedmiet-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-moia-liubimaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "245151"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446059220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методическая разработка урока на тему «Решение задач по разделу «Объемы тел» "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-po-razdielu-obiemy-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "107067"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403162558"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Методическая разработка урока с презентацией  "Технология приготовления и оформления   супов, способы сервировки и варианты оформления и подачи". "
    ["seo_title"] => string(159) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-s-priezientatsiiei-tiekhnologhiia-prighotovlieniia-i-oformlieniia-supov-sposoby-siervirovki-i-varianty-oformlieniia-i-podachi"
    ["file_id"] => string(6) "212508"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431862577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства