kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе: "Как описать предмет? Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  урока развития речи в 5 классе учителя русского языка и литературы

Тема урока: Р.р. Как описать предмет? Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка».

 Цели урока:

1.Образования- повторить типы речи, познакомиться с композицией описания.

2.Развития- определить идею сочинения и научиться чётко подчинять ей материал,составить словарь опорных слов, заглянуть в прошлое игрушки.

3.Воспитания-воспитывать возможностями предмета любовь к прекрасному, учить добру.

Оборудование:

-плакат «Типы речи»,

-распечатанный раздаточный материал,

-рисунки «Матрёшка»,  «Дымковская игрушка»,

-любимая игрушка, принесённая из дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока развития речи в 5 классе: "Как описать предмет? Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка»" »

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе учителя русского языка и литературы

1 категории МОУ-Вадьковская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области Гореловой Веры Васильевны..









Тема урока: Р.р. Как описать предмет? Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка».









Цели урока:

1.Образования- повторить типы речи, познакомиться с композицией описания.

2.Развития- определить идею сочинения и научиться чётко подчинять ей материал,составить словарь опорных слов, заглянуть в прошлое игрушки.

3.Воспитания-воспитывать возможностями предмета любовь к прекрасному, учить добру.







Оборудование:

-плакат «Типы речи»,

-распечатанный раздаточный материал,

-рисунки «Матрёшка», «Дымковская игрушка»,

-любимая игрушка, принесённая из дома.









Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Оформление тетрадей.



2. Повторение ранее изученного.

У -Какие стили речи вы знаете?

Р. -Стили речи делятся на книжные и разговорный. Книжные –научный, художественный, публицистический и официально-деловой.

У .-Какие типы речи вы знаете?

Р .-Типы речи- повествование, описание, рассуждение.

-У.Какие вопросы можно поставить к текстам разных типов речи?



(На доске открывается таблица-плакат «Типы речи».)

Задание: В конспектную тетрадь переписать теоретические сведения о типах речи.



Таблица-плакат.



Типы речи



Повествование Описание Рассуждение



(Что произошло?) (Какой?) (Почему?)





3.Знакомство с новым теоретическим материалом.

У.-А вы знаете, как описать предмет? Для этого откройте учебник Е.И.Никитиной «Русская речь. Развитие речи», найдите параграф 18 на стр. 95. Познакомимся с композицией описания. (Чтение теоретического материала.)



У. -Запишите в конспектную тетрадь композицию описания:

1.Общая характеристика предмета описания или впечатление от него.



2.Признаки предмета описания.



3.Общая оценка предмета описания.



3. Сообщение цели урока.

У. -Чтобы хорошо подготовиться к домашнему сочинению о любимой игрушке, мы должны:

-определить идею сочинения и научиться чётко подчинять ей материал;

-составить словарь опорных слов;

-заглянуть в прошлое игрушки.



4.Беседа с учащимися по теме урока.

У. -Скажите, ребята, заложена ли в формулировке темы сочинения идея?

Р.- Да, любимая- значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.

У.- В каком стиле речи должно быть выдержано описание? Подумайте над этим вопросом.

Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

(Учитель читает.)

Щенок- мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина- 25 см, высота- 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, без механического завода.



У.- Соответствует ли этот текст нашей теме? Почему?

Р.- Нет, здесь речь идёт об игрушке вообще, а не о любимой вещи дана общая информация, не выражено авторское отношение.



(Учитель достаёт из ящика стола игрушечного щенка.)



У.- Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами, правда?

А если вот так…

(Учитель читает текст №1 из раздаточного материала.)

Текст № !.

Перед нами весёлый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы. Шёрстка нежная и мягкая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик белый. Из-под этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз и любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!



У.- Докажите, что это художественное описание.

Р.- Много эпитетов: весёлый щенок, смешными ушами, и др.; сравнения -как живой, ушами-лопушками; слышна авторская оценка -слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -еньк-, -ушк-, -ик-, -к-, -ин-.

У.- Найдите части в тексте, которые соответствуют композиционным элементам описания.

Р.-1 предложение текста- общее впечатление, последнее предложение- оценка, центральная часть- описание деталей.



У.- А можно ли совместить описание с повествованием?



Р.- Да, рассказать о том, как появилась у вас эта игрушка.

У.-И я вам расскажу, как появилась игрушка у моих детей.(Рассказывает историю игрушки.)

У.- Итак, каким предложением можно начать сочинение?

(Эта игрушка сразу меня очаровала, как только я её увидела…



У.- Ребята, а как вы понимаете слова ОЧАРОВАТЬ, ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ? Каков корень слова? Как его следует писать?



Р. -Однокоренное слово ЧАРЫ. Очаровать -значит полюбить, очаровательный- прекрасный, симпатичный.

5.Словарный диктант- соревнование «Кто грамотнее?» (У доски 2 ученика.)



Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, симпатичная, интересная, автоматическая, заводная.

У.- Проверьте друг у друга, исправьте ошибки, объясните орфограммы в словах.



У.- Задание 1 ученику у доски- найти слова нейтральные, 2 ученику- найти слова, содержащие оценку, эпитеты, всему классу- найти синонимы, дайте определение синонимов.



1 ученик: Нейтральные слова- пластмассовая, металлическая, механическая, автоматическая, заводная.



2 ученик: Эпитеты- прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, увлекательная, забавная, симпатичная, интересная.



Синонимы: прекрасная, чудесная, удивительная, симпатичная.

Занимательная, увлекательная, интересная.



6. Редактирование текстов.



У.- Прочитаем тексты № 2 и № 3. Найдём недочёты в ученических работах. Каждому слову необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота. Поставим предложения на свои места. Устная работа.





Текст № 2. « Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка чёрные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с чёрными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый».

Исправленный текст. «Щенок был среднего размера., белый с чёрными пятнышками. Уши торчком, а хвост задорно торчал вверх. Нос и глаза у щенка чёрные как бусинки. Лапы короткие и лохматые. Щенок был ласковый, весёлый и радостный».





Текст № 3. «У меня есть кукла. Её мне купили года три назад. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её купили мне зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю её спать».

Исправленный текст. «У меня есть маленькая кукла. Её мне купили три года назад. Она сделана из пластмассы. На ней синее платье, белые тапочки. У моей любимицы голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Я часто с ней играю. Каждый день укладываю её спать. А на Новый год наряжаю Снегурочкой. Очень удивительная игрушка. Я её люблю».



У.- Ребята, вы уже поняли, в какой последовательности, какими словами описывать игрушку? А какую игрушку вы будете описывать? Достаньте свои игрушки. Как же любят вас ваши родители! Какие чудесные игрушки! Попробуйте описать словами , насколько красивы и чудесны медвежата, зайчата, автомобили.(Выступление 1-2 учеников.)



Учитель. А сейчас нам о себе и о народе расскажет сама игрушка. Обратите внимание на рисунки, помещённые на доске и на цветной вклейке в учебнике Е.Никитиной.

Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа- свои любимые забавы, свои традиции. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор, в ней нет ни агрессивности, ни замысловатости. Просто и скромно всё, но она дарит радость.



Послушаем сообщения учеников.

№1 «Дымковская игрушка».

Дымковская игрушка- русский народный художественный промысел, который издавна существует в слободе Дымково (ныне- на территории города Вятки). Слово игрушка в названии этого промысла употребляют, вероятно, по традиции. Игрушка- вещь, которая служит детям для игры. А поделки дымковских мастеров настолько искусны, художественно совершенны, что использовать их как вещь для игры детей вряд ли кто будет. Дымкой любуются, наслаждаются как произведением искусства! И если появилась она в доме, ею очень дорожат. Она всегда радует глаз тонким, гармоничным сочетанием красок, радует как яркое чудо, сотворённое руками человека. А ведь материал, из которого делается дымка, самый простой- глина!



№ 2 «Русская матрёшка».

Оказывается, всем хорошо знакомая «девочка в платочке», «кукла в кукле» пришла к нам из Японии, но так хорошо прижилась к России, что считается русским сувениром! С «девочки в платочке» троице-сергиевские мастера начали освоение новой игрушки, а потом чего только не делали: и репку, в которой поместилась вся «команда» - от дедки до мышки; и Кутузова с Наполеоном ( в каждом из полководцев- весь его штаб), и героев Гоголя… Особо крупные экземпляры матрёшек включают до 60 кукол.



7. Обобщение.

У.- Ребята, почувствовали ли вы себя богаче после сегодняшнего урока? Почему?

Р.- Поняли, что самые интересные игрушки не обязательно самые дорогие. И нам захотелось купить матрёшку и дымку.



8. Задание на дом: написать сочинение «Моя любимая игрушка».



















Приложение к уроку.



Текст № 1.

Перед нами весёлый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы. Шёрстка нежная и мягкая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик белый. Из-под этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз и любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!









Текст № 2.

«Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка был белый с чёрными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый».









Текст № 3.



« У меня есть кукла. Её мне купили года три назад. У неё голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её купили мне зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю её спать».












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Горелова Вера Васильевна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 245151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства