Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока развития речи в 5 классе: "Как описать предмет? Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка»" »
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе учителя русского языка и литературы
1 категории МОУ-Вадьковская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области Гореловой Веры Васильевны..
Тема урока: Р.р. Как описать предмет? Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка».
Цели урока:
1.Образования- повторить типы речи, познакомиться с композицией описания.
2.Развития- определить идею сочинения и научиться чётко подчинять ей материал,составить словарь опорных слов, заглянуть в прошлое игрушки.
3.Воспитания-воспитывать возможностями предмета любовь к прекрасному, учить добру.
Оборудование:
-плакат «Типы речи»,
-распечатанный раздаточный материал,
-рисунки «Матрёшка», «Дымковская игрушка»,
-любимая игрушка, принесённая из дома.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся. Оформление тетрадей.
2. Повторение ранее изученного.
У -Какие стили речи вы знаете?
Р. -Стили речи делятся на книжные и разговорный. Книжные –научный, художественный, публицистический и официально-деловой.
У .-Какие типы речи вы знаете?
Р .-Типы речи- повествование, описание, рассуждение.
-У.Какие вопросы можно поставить к текстам разных типов речи?
(На доске открывается таблица-плакат «Типы речи».)
Задание: В конспектную тетрадь переписать теоретические сведения о типах речи.
Таблица-плакат.
Типы речи
Повествование Описание Рассуждение
(Что произошло?) (Какой?) (Почему?)
3.Знакомство с новым теоретическим материалом.
У.-А вы знаете, как описать предмет? Для этого откройте учебник Е.И.Никитиной «Русская речь. Развитие речи», найдите параграф 18 на стр. 95. Познакомимся с композицией описания. (Чтение теоретического материала.)
У. -Запишите в конспектную тетрадь композицию описания:
1.Общая характеристика предмета описания или впечатление от него.
2.Признаки предмета описания.
3.Общая оценка предмета описания.
3. Сообщение цели урока.
У. -Чтобы хорошо подготовиться к домашнему сочинению о любимой игрушке, мы должны:
-определить идею сочинения и научиться чётко подчинять ей материал;
-составить словарь опорных слов;
-заглянуть в прошлое игрушки.
4.Беседа с учащимися по теме урока.
У. -Скажите, ребята, заложена ли в формулировке темы сочинения идея?
Р.- Да, любимая- значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.
У.- В каком стиле речи должно быть выдержано описание? Подумайте над этим вопросом.
Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
(Учитель читает.)
Щенок- мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина- 25 см, высота- 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, без механического завода.
У.- Соответствует ли этот текст нашей теме? Почему?
Р.- Нет, здесь речь идёт об игрушке вообще, а не о любимой вещи дана общая информация, не выражено авторское отношение.
(Учитель достаёт из ящика стола игрушечного щенка.)
У.- Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами, правда?
А если вот так…
(Учитель читает текст №1 из раздаточного материала.)
Текст № !.
Перед нами весёлый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы. Шёрстка нежная и мягкая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик белый. Из-под этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз и любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!
У.- Докажите, что это художественное описание.
Р.- Много эпитетов: весёлый щенок, смешными ушами, и др.; сравнения -как живой, ушами-лопушками; слышна авторская оценка -слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -еньк-, -ушк-, -ик-, -к-, -ин-.
У.- Найдите части в тексте, которые соответствуют композиционным элементам описания.
Р.-1 предложение текста- общее впечатление, последнее предложение- оценка, центральная часть- описание деталей.
У.- А можно ли совместить описание с повествованием?
Р.- Да, рассказать о том, как появилась у вас эта игрушка.
У.-И я вам расскажу, как появилась игрушка у моих детей.(Рассказывает историю игрушки.)
У.- Итак, каким предложением можно начать сочинение?
(Эта игрушка сразу меня очаровала, как только я её увидела…
У.- Ребята, а как вы понимаете слова ОЧАРОВАТЬ, ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ? Каков корень слова? Как его следует писать?
Р. -Однокоренное слово ЧАРЫ. Очаровать -значит полюбить, очаровательный- прекрасный, симпатичный.
5.Словарный диктант- соревнование «Кто грамотнее?» (У доски 2 ученика.)
У.- Проверьте друг у друга, исправьте ошибки, объясните орфограммы в словах.
У.- Задание 1 ученику у доски- найти слова нейтральные, 2 ученику- найти слова, содержащие оценку, эпитеты, всему классу- найти синонимы, дайте определение синонимов.
У.- Прочитаем тексты № 2 и № 3. Найдём недочёты в ученических работах. Каждому слову необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота. Поставим предложения на свои места. Устная работа.
Текст № 2. « Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка чёрные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с чёрными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый».
Исправленный текст. «Щенок был среднего размера., белый с чёрными пятнышками. Уши торчком, а хвост задорно торчал вверх. Нос и глаза у щенка чёрные как бусинки. Лапы короткие и лохматые. Щенок был ласковый, весёлый и радостный».
Текст № 3. «У меня есть кукла. Её мне купили года три назад. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её купили мне зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю её спать».
Исправленный текст. «У меня есть маленькая кукла. Её мне купили три года назад. Она сделана из пластмассы. На ней синее платье, белые тапочки. У моей любимицы голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Я часто с ней играю. Каждый день укладываю её спать. А на Новый год наряжаю Снегурочкой. Очень удивительная игрушка. Я её люблю».
У.- Ребята, вы уже поняли, в какой последовательности, какими словами описывать игрушку? А какую игрушку вы будете описывать? Достаньте свои игрушки. Как же любят вас ваши родители! Какие чудесные игрушки! Попробуйте описать словами , насколько красивы и чудесны медвежата, зайчата, автомобили.(Выступление 1-2 учеников.)
Учитель. А сейчас нам о себе и о народе расскажет сама игрушка. Обратите внимание на рисунки, помещённые на доске и на цветной вклейке в учебнике Е.Никитиной.
Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа- свои любимые забавы, свои традиции. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор, в ней нет ни агрессивности, ни замысловатости. Просто и скромно всё, но она дарит радость.
Послушаем сообщения учеников.
№1 «Дымковская игрушка».
Дымковская игрушка- русский народный художественный промысел, который издавна существует в слободе Дымково (ныне- на территории города Вятки). Слово игрушка в названии этого промысла употребляют, вероятно, по традиции. Игрушка- вещь, которая служит детям для игры. А поделки дымковских мастеров настолько искусны, художественно совершенны, что использовать их как вещь для игры детей вряд ли кто будет. Дымкой любуются, наслаждаются как произведением искусства! И если появилась она в доме, ею очень дорожат. Она всегда радует глаз тонким, гармоничным сочетанием красок, радует как яркое чудо, сотворённое руками человека. А ведь материал, из которого делается дымка, самый простой- глина!
№ 2 «Русская матрёшка».
Оказывается, всем хорошо знакомая «девочка в платочке», «кукла в кукле» пришла к нам из Японии, но так хорошо прижилась к России, что считается русским сувениром! С «девочки в платочке» троице-сергиевские мастера начали освоение новой игрушки, а потом чего только не делали: и репку, в которой поместилась вся «команда» - от дедки до мышки; и Кутузова с Наполеоном ( в каждом из полководцев- весь его штаб), и героев Гоголя… Особо крупные экземпляры матрёшек включают до 60 кукол.
7. Обобщение.
У.- Ребята, почувствовали ли вы себя богаче после сегодняшнего урока? Почему?
Р.- Поняли, что самые интересные игрушки не обязательно самые дорогие. И нам захотелось купить матрёшку и дымку.
8. Задание на дом: написать сочинение «Моя любимая игрушка».
Приложение к уроку.
Текст № 1.
Перед нами весёлый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы. Шёрстка нежная и мягкая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик белый. Из-под этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз и любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!
Текст № 2.
«Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка был белый с чёрными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый».
Текст № 3.
« У меня есть кукла. Её мне купили года три назад. У неё голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её купили мне зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю её спать».