kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  русского языка 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе»

Тема урока: Глагол

Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол».

Ход урока:

Прочитайте высказывание А.Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! – Такую яркую характеристику глаголу дал писатель.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ.

Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю. Будит, сердится: «Опоздаешь!». Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу. Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу – не знаю. Знал – забыл. Получил, пошел, сел. Звенит! Бегут, толкаются. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежит, рассаживаемся, достаем. Решаю, не могу решить, сижу, заглядываю. «Дай списать!». Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, кричим.

Прибежал, открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, начал писать. Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю. Упал, порвал. Идут, отработали, зовут. Вспоминаю – вспомнил: не написал, не выполнил. Смотрит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, натягиваю, засыпаю.

- Чем необычен этот рассказ?

- Что придает рассказу юмористический характер?

- Итак, глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и его деятельность (научную, трудовую, общественную и др.), различные явления природы.

- Знаете ли вы, что по частоте употребления глагол занимает второе место после имен существительных. На 10 тысяч слов приходится 3 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются – мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, смотреть, казаться, взять, понимать, делать и т.д.

Проверка д/з.

- Дома вы должны были нарисовать портрет глагола. Давайте посмотрим на ваши рисунки. Почему вы видите глагол именно таким?

Обобщение и систематизация знаний о глаголе.

- А сейчас посмотрите на доску. Прочитаем стихотворение И.С.Никитина «Утро».

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

- Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно характеризовать глаголы? (Время, число, лицо и род).

- Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов наст. времени, а в конце – три глагола пр.времени?

- А теперь попробуем объединить все сказанное о глаголе в одном определении глагола как части речи. (2-3 человека пытаются сформулировать правило).

- Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?

- Назовите времена глаголов. Что обозначает наст., прош., буд. вр? Приведите примеры.

- Как изменяются глаголы?

- Проверим себя, прочитаем определение глагола как части речи в учебнике.

Определение глагола:

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Глаголы изменяются по временам. В наст. и буд.времени изменяются по лицам и числам, а в прошедшем – по родам в единственном числе, по числам.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

- Итак, мы вспомнили, что такое глагол. А теперь проведем небольшую разминку «Кто что делает?»

Повар ---, врач ---, учитель ---, ученик ---, баянист ---, художник ---, портниха ---, продавец ---, пекарь ---, ветер ---, гром ---, молния ---, трава ---, дождь ---, огонь ---, солнце ---, вода ---.

- Сделайте вывод.

Физминутка.

Поскачите, попляшите.

Сядьте тихо, полежите.

Поднимитесь, распрямитесь.

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь.

Мы рифмовку прочитали,

А глаголы вы узнали?

Мы дали определение глаголу, назвали его признаки. Нужно отметить и то, что в речи существуют различные лексические группы глаголов: глаголы говорения – сказать, промолвить, крикнуть; звучания – трещать, пищать, петь; движения – скакать, ползти, идти; труда – пилить, копать, шить. А есть еще одна группа – цветовые глаголы.

- Выполним упражнение в учебнике.

- Как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?

Глаголы играют огромное значение в русском языке. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и поэты. А.Н.Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

- Представим, что вы не ученики 5 класса, а редакторы журнала, газеты. Начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголв-синонимов. Ваша задача – выбрать наиболее подходящие из них и записать текст в окончательной редакции.

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки-одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую шубку надевают.

Подведение итогов.

- что обозначает глагол?

- какие морфологические признаки имеет?

- как он изменяется?

- каким членом предложения бывает обычно?

- какова роль глаголов в нашей речи?

Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

Автор: Ходырева М.В.

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока русского языка для 7 класса по теме "Учебный доклад""
    ["seo_title"] => string(91) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-dlia-7-klassa-po-tiemie-uchiebnyi-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "297600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456221139"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Методическая разработка урока русского языка  во 2 классе по теме "Парные согласные на конце слова". "
    ["seo_title"] => string(110) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-po-tiemie-parnyie-soghlasnyie-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "203716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429535730"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства