Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи"»
Урок русского языка в 6 классе.
Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Цель:
повторить основные морфологические признаки глагола;
уметь отличать глагол от других частей речи;
научить правильно произносить глаголы,
не допускать речевых ошибок.
здоровьесберегающие задачи: способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.
Тип урока: урок-повторение информационного типа с элементами игры.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду - Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады. И хлеб в полях растет.
- О какой части речи идёт речь?
Сегодня на уроке мы повторим сведения о глаголе. Вспомним грамматические признаки глагола, правописание безударных окончаний. Роль глаголов в тексте.
Глагол – это весенняя часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, спрягать – и обеспечит В конце урока непременно нам успех!
1. Сказочная заставка "Глагол и его друзья"
"Жил был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу светы счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.
- Что ты так пригорюнилось?
- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.
- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
- Что ты кручинишься, Прилагательное?
- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
- Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике"(слайд №1)
(вопросы по слайду)
2.Сообщение темы и целей урока. "(слайд №2)
Тема: «Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.» "(слайд №3)
3. "Наш словарик"(слайд №4)
Из истории слов.
Откуда взялось такое странное слово глагол?..
Слово глагол: означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати.
:Значит, глагол выражает действие? Да, но вот что забавно: бездействие:тоже :: стать, лежать, молчать, стоять и т.п.
В разговорном языке мы это грамматическое понятие (как и существительное) не употребляем. Мы не говорим: "Что ты мне глаголишь?" Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречаются и само слово глагол, и некоторые производные от него.
У Пушкина:
И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (Тут глаголом значит словом)
У Лермонтова:
Вот у ног Ерусалима, Богом сожжена, Безглагольна, недвижима Мертвая страна.
(Здесь безглагольный означает безмолвный, бессловесный)
:Судьба слова глаголь (т.е. говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы "Г": так и читалось: "Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро:", т.е. А Б В Г Д. (Азбука называлась раньше Абевега).
4. Практические задания.
1)"Перепутаница""(слайд №5)
Составить сочетание слов
собака
хрюкает
волк
блеет
овца
лает
свинья
гогочет
гусь
кудахчет
кузнечик
мяукает
кошка
стрекочет
курица
воет
2)Что такое синонимы? (слайд №6)
Найти синонимы:
мыслить - думать
торопиться - спешить
брать - кричать
блистать - сверкать.
3) поставьте глаголы в неопределенную форму. (слайд №7)
Игра «Составь слово».
От глагола размешатьвзять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание,от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)
4)Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.: (слайд №8)
обвести вокруг пальца;
клевать носом;
зарубить на носу;
не спускать глаз;
пропускать мимо ушей.
(Обманываешь, засыпаешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь).
5)Как определить вид глагола? По вопросу. (слайд №9)
Прошедшее время - То, что прошло: "Вчера мы писали", "Солнце ушло" Настоящее время Приходит теперь: "Мы пишем имя", "Бегает зверь". Будущее время Еще не пришло: "После уроков Пойдем мы в кино".
7)Рефлексия О каком времени года говорится в стихотворении? (весне) (слайд №10)
Если бы у вас были краски, какие цвета вы взяли, чтобы нарисовать весну?
В природе существует 4 цвета весны: красный, желтый, зеленый, синий Гимнастика для глаз. Найдите глазами зеленый цвет, синий, желтый и т.д.
Остановите взгляд на зеленом цвете
Весну называют: ”Весна зеленой травы” Почему?
На слайде текст: Еще не весь сойдет снег, а скоро покажется молодая травка. С каждым днем ее становится все больше. Своим зеленым ковром она закроет остатки земли. (слайд №11)
(определите время, вид, спряжение)
8) Цифровой диктант. (слайд №12)1-глагол I спряжения;2- глагол II (любить, нести, стелить, смотреть, растереть, скакать, слышать, обидеть, строить, брить, приклеить.)