Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка 5 класс по теме: "Существительное. Закрепление знаний"»
Урок русского языка
(урок – путешествие)
5 класс
Тема:
«Существительное. Закрепление знаний»
Подготовила и провела:
Миронова Н.В.
г. Онега
2022 г.
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся об имени существительном как части речи.
Задачи:
образовательные: совершенствовать практические навыки в определении основных признаков имени существительного: классифицировать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; закрепить умения определять род и число имён существительных; продолжить работу над совершенствованием орфографических умений и навыков;
коррекционно-развивающие: корригировать внимание, развитие связной устной и письменной речи, памяти, зрительного и слухового восприятия;
воспитательные: продолжить работу по формированию интереса к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность; формировать умение оценивать свою работу на уроке, ответственно относиться к выполнению заданий.
Оборудование: наглядность (картинки с изображением островов, парохода, название моря, смайлики), тренажер (Учимся определять род имен существительных), видеофрагмент (физминутка), карточки с заданиями, учебник - Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы/ Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 6-е изд. – М: Просвещение, 2021. – 223 с.: ил.
Ход урока:
Ι. Орг. момент
- Проверка готовности к уроку.
- Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
ΙΙ. Тема, цель, мотивация
Сегодня наш урок пройдет в необычной форме, мы с вами отправимся в путешествие. А путешествовать мы с вами будем на пароходе, а как он называется вы сейчас мне скажите, отгадав загадку:
Школы – не простые здания,
В школах получают … Ответ: Знания
Если наше путешествие будет на пароходе, значит мы будем путешествовать по морю. Отгадав загадку, вы узнаете, как называется это море:
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь я по числам,
Книга – книги, дом – дома,
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ... Ответ: Существительное
Море, по которому мы совершим с вами путешествие называется ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
- Назовите, какие имена существительные встретились в данной загадке.
Тема нашего сегодняшнего урока «Существительное. Закрепление знаний».
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Наш урок будет посвящен закреплению и обобщению знаний об имени существительном. В ходе урока мы будем путешествовать по островам.
Итак, 1 остановка на острове «Проверим себя»
ΙΙΙ. Проверка домашнего задания
Откройте тетради. Какое упражнение вы выполняли дома? Что нужно было сделать?
- упр. 196 стр. 138-139
Следующий остров «Минутка чистописания».
ΙV. Минутка чистописания
Пальчиковая гимнастика.
- Как можно назвать эти слова? Какое слово «лишнее»? Характеристика слова ЛОШАДЬ. Разбор слов по составу.
VΙ. Обобщение и систематизация знаний
3 остров «Обозначает предмет»
Игра «Да, нет»
- Имя существительное — это часть речи?
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?
- Имя существительное обозначает действие предмета?
- Имена существительные изменяются по числам? Назовите какого числа могут быть имена существительные.
- У имен существительных 2 рода – мужской и женский?
- Имена существительные отвечающие на вопрос Кто? - одушевленные?
- Имена существительные отвечающие на вопрос Что? - неодушевленные?
- Имена существительные которые пишутся с большой буквы – нарицательные?
- Море, остров, корабль, моряки, путешественник – это имена существительные?
4 остров – «Нарицательные и собственные».
Работа с таблицей.
- Задание на карточке (выбрать нужную букву – подчеркнуть собственные имена существительные)
Я живу в (Г, г)ороде (О,о)нега. Мой дом находится на (У, у)лице (П,п)обеды. Вместе со мной живут (К, к)ошка (М, м)урка и (П, п)ес (Д, д)ружок.
5 остров – «Физминутка»
VΙ. Физминутка
Видеофрагмент
6 остров – «Кто? Что?».
Игра «Третий лишний».
Задание на карточке. Найдите «лишнее» слово, записать в тетрадь остальные слова, записать вопрос и обозначить одушевленные или неодушевленные имена существительные.
Книга, тетрадь, линейка, ученик.
Лес, птица, трава, гнездо.
Подруга, дружба, товарищ, приятель.
Море, остров, вода, моряк.
7 остров – «Мужской, женский, средний»
Тренажер «Учимся определять род имен существительных»