kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сжатое изложение "Перо и чернильница" в 5 классе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема: Сжатое изложение («Перо и чернильница» Е.А. Пермяк)

Тип урока: урок по развитию речи.

Цели урока:

  1. Подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля;

  2. Развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста;  

  3. Воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести к выводу о том, что сказка получится только тогда, когда человек научится жить не только для себя).

Ход работы:

1.Орг.м

У: Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.


У: Ребята, сегодня мы с вами пишем изложение по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».

У: Давайте мы с вами вспомним, что такое изложение?

Д: Изложение – это письменный пересказ текста.

У: Пересказ может быть подробным (близким к тексту), выборочным и сжатым. (на доске открывается схема)

У: Ребята, сегодня мы пишем сжатое изложение. Как вы думаете, почему изложение называется сжатым? Д: Потому что объем текста сокращен.

У: Сжатое изложение – это письменный пересказ, при котором текст сжимается до минимума, но без потери смысла и авторского стиля.

У: Как вы думаете, где в жизни пригодятся умения говорить кратко? Д: Когда срочно надо сообщить о каких-либо событиях полиции, скорой помощи… и т.д.

  1. Запись

У: Ребята, откройте тетради, запишите число и тему. Но перед этим скажите, почему в слове «сжатое» мы пишем приставку С?

У: Правильно. А почему в слове «изложение» мы пишем корень -лож-

Д: так как перед «ж» пишем «о».

У: внимательно спишите число и тему в тетради.

  1. Слово учителя

О писателе

У: Сегодня мы будем работать по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница». Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Евгений Андреевич был знаком с Павлом Петровичем Бажовым. Это знакомство имело сильное воздействие на творчество Пермяка. Герои его книг – обычные люди. Он выхватывает факты из жизни. Основная тема, которая проходит через всё его творчество - тема труда. Произведения Евгения Пермяка утверждают торжество добра над злом.



У: Наш текст называется «Перо и чернильница». Я сейчас буду читать этот текст, а вы внимательно слушайте. Попытайтесь понять, о чем этот текст. Насколько соотносится содержание с заглавием? На сколько микротем можно разделить текст?

Первое прочтение текста учителем.


У: о чем он? Как вы понимаете смысл заглавия? Какой жанр этого текста?


У: По жанру это произведение – притча. Что такое притча? СЛАЙд

У: Ребята, когда мы используем иносказание?

У: Мы используем иносказание, когда хотим рассказать об нравственных общечеловеческих правилах, но не прямо, а так, чтобы наш собеседник подумал, поразмыслил над сказанным сам. Это общечеловеческое понимание. Но иносказание – это термин в литературе и в русском языке. У него есть синоним аллегория.

У: Иносказание – это изображение нравственного понятия или явления через конкретный образ.

У: У кого из писателей мы встречаем иносказание? Д: У Крылова.

У: Хорошо. Какие предметы названы в тексте?

Д: Перо и чернильница.

У: Совершенно верно, и автор выносит их в заглавие текста. Давайте и мы с вами напишем название нашего изложения.





3



У: Давайте вспомним, кто вводит эти предметы в свой рассказ.

Д: Дедушка.

У: Почему он вводит их в свою речь? Д: Внук спросил.

У: Ребята, а что такое чернильница? – там, где хранятся чернила.


У: Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. СЛАЙД

Чернильницы изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов). Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку.

Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе.


Работа с текстом

У: О чем этот текст? Как бы вы сформулировали эту тему?

Д: О том, как Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать.

У: На сколько частей можно разделить этот текст?

Д: На 4 части.

У: Давайте откроем учебники и убедимся в этом.

Откройте учебники на странице 60 и найдите упражнение 513.

У: Я даю вам 1 минуту. Посмотрите текст. Настраиваемся. Я читаю, а вы внимательно следите и отмечаете части текста. Это нам необходимо для составления плана.

1часть

У: Откуда начинается и где заканчивается 1 часть?

Д: Первая часть начинается со слов «скажи деда» и заканчивается словами «милый внук, ручкой с перышком».

У: О чем говорится в этой части?


У: Как мы можем озаглавить эту часть? Д: «Откуда берутся сказки»

У: 1 часть – это диалог. Наша с вами задача сократить эту часть не изменяя смысла. Весь диалог мы можем перевести в одно сложное предложение. Если мы это сделаем, то наш текст сократится в 2 раза.


Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы.


2 часть?

Вторая часть заканчивается Сережиным вопросом «почему это, дедушка, так?».

У: Как вы понимаете эту часть?


У: Что значит глагол «добывать»? Давайте посмотрим, какие синонимы к данному слову использует писатель в данном тексте?

Д: Добывать – беречь, достаешь, вытащишь, не зацепляется.

У: Правильно. Скажите, как нужно понимать сказанное? Неужели на дне чернильницы лежат буквы, слова, сказки?


У: Здесь у нас с вами идет иносказание. А на самом деле Сережа в школе учился самому простому.

У: Как мы назовем эту часть? Д: « Почему сказка не зацепляется?»

У: Посмотрите, какое здесь подробное перечисление. Нам нужно убрать лишние детали.


На доске: Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил деда: «Почему это, дедушка, так?»


У: Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?

У: Скажите, в какой части текста содержится ответ дедушки? В 3 части


3 часть.

У: Назовите границы этой части. Д: От слов «не горюй» до слов «перо острее».

У: Хорошо. Как мы назовем эту часть? Д: « Совет дедушки».

У: Молодцы. Ребята, чему мудрый старый человек хочет научить Сережу?

Тому, что надо приобретать опыт, что нельзя быть эгоистом – нужно и в другие человеческие судьбы заглядывать. Необходимо смотреть на людей, слушать их. Нужно быть открытым миру.

А чтобы все это уметь необходимо много и хорошо учиться.

У: Что главное в этой части, а что мы можем не включать в изложение?

У: Часть сложная. Совет дедушки – аллегория. Мы будем думать и рассуждать над лексикой. Какое лексическое средство автор использует в этой части?

Д: Антонимы. Например, жидкие – гуще, тупое – острее и т.д.


У: Мало научиться писать букву. Что нужно сделать, чтобы получилась сказка? Д: Опыта набраться, тогда и слова обретут смысл.

У: Нам нужно сократить эту часть, поэтому пересказывать ответ дедушки мы будем не иносказательно, а в простом смысле, как поняли.


Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним.


У: Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?


У: Как понимаете выражение «на ус мотай»?Это Фразеологизм?

Это устойчивое выражение, которое означает принять во внимание.


У: Молодцы. Как мы назовем 4 часть?

Д: «Дедова притча».

У: Что нужно оставить в последней части, чтобы нам изложение можно было закончить?


Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал.


У: Теперь перед нами текст сжатого изложения, который состоит из 59 слов.

Вывод: Ребята, благодаря тому, что мы убрали оставили только главное, важное наш текст стал в два раза короче, чем изначальный, но при этом он не потерял своей идеи.


Какой можно сделать вывод о типе речи этого текста? Повествование.

У: Верно. Что за тип речи повествование?

Д: Повествование – это когда последовательно рассказывают о событиях, которые происходят с героями. Это доказывает последовательность смены кадров.

У: к какому стилю речи можно отнести этот текст и почему?

Д: Художественный, так как это притча, вымысел, иносказание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по русскому языку

Автор: Луговая Галина Ревалевна

Дата: 12.05.2020

Номер свидетельства: 549434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока русского языка для 7 класса по теме "Учебный доклад""
    ["seo_title"] => string(91) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-dlia-7-klassa-po-tiemie-uchiebnyi-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "297600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456221139"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методическая разработка урока русского языка (ФГОС ООО) "
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "221139"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435063644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Методическая разработка урока русского языка  во 2 классе по теме "Парные согласные на конце слова". "
    ["seo_title"] => string(110) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-po-tiemie-parnyie-soghlasnyie-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "203716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429535730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства