kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Описание природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи "Описание природы" с использованием технологии развития критического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Описание природы"»

Методическая разработка урока

Тема «Целый мир из серебра…» (В.Брюсов)

Урок русского языка в 6 классе по теме "Описание природы"

Разработал: Мельникова Марина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 22» г. Миасса

Челябинской области



Класс: 6

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 6 класс».Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.. –М.:»Просвещение, 2015г.

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока.

  1. Образовательные: повторить знания о типах текста, выявить роль прилагательных в художественном тексте, научить создавать сочинение-описание природы, обогащать словарный запас.

  2. Развивающие: развивать умение создавать связное высказывание, формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности, навыки организации исследовательской деятельности: целеполагание, планирование, анализ; развивать умение общаться

  3. Воспитательные: воспитывать любовь к слову, повышать интерес к познанию

Используемые педагогические технологии:

- развитие критического мышления через чтение и письмо,

- исследовательские;

- групповая технология;

-информационные технологии.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач; Личностные УУД: развитие доброжелательности, доверия к людям, формирование чувства прекрасного;

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, осознанное построение речевого высказывания;

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, музыкальный фрагмент «Вальс №7» Ф.Шопена

Ход урока

  1. Стадия вызова.

Ученикам представлена тема урока.

Прием «Корзина идей»

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (все идеи записываются на листочках, потом идет обсуждение): зима, снег, природа, описание, прилагательное.

-Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться описанию природы. А учиться мы будем у писателей, поэтов и … у самих себя.

Чтение стихотворения В.Брюсова «Серебро, огни и блестки…» учителем и обсуждение

Чтение сопровождается видеороликом из сети Интернет (видеоряд с наложением музыки Ф.Шопена Вальс №7).

Валерий Брюсов

Серебро, огни и блестки...


Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.


Это - область чьей-то грезы,

Это - призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.


Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.


Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!


- Какой образ создает Брюсов в стихотворении? (образ мира, зимы, свежевыпавшего снега)

- Какие образные средства помогают ему в этом? (метафора)

-Какими чувствами делится поэт? (восторг, восхищение)

- Добавьте в свою корзину идей всё, что связано с описанием зимней природы.

II. Осмысление содержания

  1. Повторение знаний. Типы текста. Описание

- Какие типы текст вы знаете?

- Что такое описание? Оформите все ваши знания в виде кластера

Составление кластера



  1. Чтение текста И.Бунина и обсуждение. Выделение главной мысли.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, – синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январский мороз. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени.
В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.

(И.Бунин)

- Какую картину рисует писатель? (великолепную картину зимнего леса январским утром)

-Докажите, что это описание. Как это сделать научным путем, исследовательским?

Учащиеся работают в группах: Выдвижение гипотез: (вновь обращаемся к кластеру; сильные учащиеся практически сразу предлагают и такой вариант: преобладают прилагательные, значит надо подсчитать их, чтобы доказать правильность гипотезы (от подсчета существительных отказываемся, так как учащиеся знают: в повествовании преобладают глаголы, в описании – прилагательные).

Построение плана исследования. Осуществление этого плана. Формулирование решения, объяснение: каждая группа предлагает свой вариант доказательства.

Обобщенный результат исследования выглядит так:

Тип текста - описание. Тема – описание зимней природы. Композиция текста соответствует типу «описание»: дается общее впечатление: «великолепие и спокойствие», перечисляются существенные признаки зимнего пейзажа: «синее», «удивительно нежное» небо, «золотистый свет», «свежий», «глубокий» снег, «глубокие» тени и небо. Используются эпитеты. Преобладают прилагательные: всего - 84 слова, прилагательных - 19, глаголов - 5. Идея данного текста – передать восхищение автора зимней природой. Следовательно, данный текст – описание.

- Выпишите прилагательные и попытайтесь распределить их по группам (по какому принципу, дети должны догадаться сами)

После обсуждения результат работы выглядит так:

Цвет

Пространственные признаки

Временные признаки

Чувства

Зеленый

Огромный

Январский

Нежное

Золотистый

Глубокий

свежий

Радостный

Солнечный

Пышный


хороши

Синий




Яркий




Прилагательных получилось меньше подсчитанных 19-ти, т.к. они повторяются в тексте Бунина

-Какова же роль прилагательных в данном тексте? Сформулируйте связный ответ.

Вывод: Прилагательные в художественном тексте помогают изобразить предмет: цветовую гамму, пространство, время и передать чувства. Описание становится выразительным, красочным.

  1. Чтение текста В.Тендрякова и обсуждение

-Какие образы создает? Какие образные средства помогают ему в этом? Какова идея данного описания? (использует сравнение, лес-это сказка). Пополните «корзину идей».

III. Рефлексия

- Помните, как в начале урока я сказала, что мы будем учиться друг у друга? Сейчас я предлагаю нам написать синквейн и поделиться не только умениями, но и чувствами. Предлагаю вам вернуться к той «корзине идей», которую вы составили, и посмотреть, вспомнить ваши мысли и идеи.

Повторяются правила написания синквейна.

Вспомните самый неожиданный, самый удивительный зимний день, а может быть, утро, когда вы шли сегодня в школу (урок проводится в ноябре, когда уже выпал снег и снег этот удивительно чистый, искрящийся, а по утрам переливается огоньками, которые бегут за тобой, освещая путь, даря радость и наполняя восторгом)

Составление синквейна. Тема «Зима». Обсуждение.

-Кто хочет поделиться своим творчеством и настроением с другими?


Работы учащихся

Зима

Чудесная, волшебная

Сверкает, играет, искрится

И мягко снег ложится

Тишина




Зима

Морозная, веселая

Серебрится, искрится, сверкает

Яркими огнями всё озаряет

Волшебство




Зима

Яркая, разноцветная

Кружится, порхает, летает

Огоньками сверкает снег

Алмаз

Итог урока

- Итак, что нового о прилагательном мы узнали? (Прилагательное помогает образно изобразить предмет или явление, передает чувства, выступают в роли эпитета, выполняют эстетическую функцию)

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Вид из окна». Возможное начало: «Выглядываю в окно и не узнаю…».









5






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Описание природы"

Автор: Мельникова Марина Леонидовна

Дата: 16.09.2018

Номер свидетельства: 477884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "методическая разработка урока русского языка в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "174356"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424109980"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока по теме: "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-uroka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "212125"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431763027"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок литературы "Взаимоотношения человека  и  природы в  повести  Ч.Айтматова "Белый  пароход" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-litieratury-vzaimootnoshieniia-chielovieka-i-prirody-v-poviesti-ch-aitmatova-bielyi-parokhod"
    ["file_id"] => string(6) "172618"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423841226"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методическая разработка урока русского языка по теме "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Зима" "
    ["seo_title"] => string(104) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sochinieniie-po-kartinie-i-i-shishkina-zima"
    ["file_id"] => string(6) "163895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422547990"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства