Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Описание природы"»
Методическая разработка урока
Тема «Целый мир из серебра…» (В.Брюсов)
Урок русского языка в 6 классе по теме "Описание природы"
Разработал: Мельникова Марина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 22» г. Миасса
Челябинской области
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык. 6 класс».Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.. –М.:»Просвещение, 2015г.
Тип урока: урок развития речи.
Цели урока.
Образовательные: повторить знания о типах текста, выявить роль прилагательных в художественном тексте, научить создавать сочинение-описание природы, обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать умение создавать связное высказывание, формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности, навыки организации исследовательской деятельности: целеполагание, планирование, анализ; развивать умение общаться
Воспитательные: воспитывать любовь к слову, повышать интерес к познанию
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо,
- исследовательские;
- групповая технология;
-информационные технологии.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач; Личностные УУД: развитие доброжелательности, доверия к людям, формирование чувства прекрасного;
Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, осознанное построение речевого высказывания;
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, музыкальный фрагмент «Вальс №7» Ф.Шопена
Ход урока
Стадия вызова.
Ученикам представлена тема урока.
Прием «Корзина идей»
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (все идеи записываются на листочках, потом идет обсуждение): зима, снег, природа, описание, прилагательное.
-Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться описанию природы. А учиться мы будем у писателей, поэтов и … у самих себя.
Чтение стихотворения В.Брюсова «Серебро, огни и блестки…» учителем и обсуждение
Чтение сопровождается видеороликом из сети Интернет (видеоряд с наложением музыки Ф.Шопена Вальс №7).
Валерий Брюсов
Серебро, огни и блестки...
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
- Какой образ создает Брюсов в стихотворении? (образ мира, зимы, свежевыпавшего снега)
- Какие образные средства помогают ему в этом? (метафора)
-Какими чувствами делится поэт? (восторг, восхищение)
- Добавьте в свою корзину идей всё, что связано с описанием зимней природы.
II. Осмысление содержания
Повторение знаний. Типы текста. Описание
- Какие типы текст вы знаете?
- Что такое описание? Оформите все ваши знания в виде кластера
Составление кластера
Чтение текста И.Бунина и обсуждение. Выделение главной мысли.
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, – синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январский мороз. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.
-Докажите, что это описание. Как это сделать научным путем, исследовательским?
Учащиеся работают в группах: Выдвижение гипотез: (вновь обращаемся к кластеру; сильные учащиеся практически сразу предлагают и такой вариант: преобладают прилагательные, значит надо подсчитать их, чтобы доказать правильность гипотезы (от подсчета существительных отказываемся, так как учащиеся знают: в повествовании преобладают глаголы, в описании – прилагательные).
Построение плана исследования. Осуществление этого плана. Формулирование решения, объяснение: каждая группа предлагает свой вариант доказательства.
Обобщенный результат исследования выглядит так:
Тип текста - описание. Тема – описание зимней природы. Композиция текста соответствует типу «описание»: дается общее впечатление: «великолепие и спокойствие», перечисляются существенные признаки зимнего пейзажа: «синее», «удивительно нежное» небо, «золотистый свет», «свежий», «глубокий» снег, «глубокие» тени и небо. Используются эпитеты. Преобладают прилагательные: всего - 84 слова, прилагательных - 19, глаголов - 5. Идея данного текста – передать восхищение автора зимней природой. Следовательно, данный текст – описание.
- Выпишите прилагательные и попытайтесь распределить их по группам (по какому принципу, дети должны догадаться сами)
После обсуждения результат работы выглядит так:
Цвет
Пространственные признаки
Временные признаки
Чувства
Зеленый
Огромный
Январский
Нежное
Золотистый
Глубокий
свежий
Радостный
Солнечный
Пышный
хороши
Синий
Яркий
Прилагательных получилось меньше подсчитанных 19-ти, т.к. они повторяются в тексте Бунина
-Какова же роль прилагательных в данном тексте? Сформулируйте связный ответ.
Вывод: Прилагательные в художественном тексте помогают изобразить предмет: цветовую гамму, пространство, время и передать чувства. Описание становится выразительным, красочным.
Чтение текста В.Тендрякова и обсуждение
-Какие образы создает? Какие образные средства помогают ему в этом? Какова идея данного описания? (использует сравнение, лес-это сказка). Пополните «корзину идей».
III. Рефлексия
- Помните, как в начале урока я сказала, что мы будем учиться друг у друга? Сейчас я предлагаю нам написать синквейн и поделиться не только умениями, но и чувствами. Предлагаю вам вернуться к той «корзине идей», которую вы составили, и посмотреть, вспомнить ваши мысли и идеи.
Повторяются правила написания синквейна.
Вспомните самый неожиданный, самый удивительный зимний день, а может быть, утро, когда вы шли сегодня в школу (урок проводится в ноябре, когда уже выпал снег и снег этот удивительно чистый, искрящийся, а по утрам переливается огоньками, которые бегут за тобой, освещая путь, даря радость и наполняя восторгом)
Составление синквейна. Тема «Зима». Обсуждение.
-Кто хочет поделиться своим творчеством и настроением с другими?
Работы учащихся
Зима
Чудесная, волшебная
Сверкает, играет, искрится
И мягко снег ложится
Тишина
Зима
Морозная, веселая
Серебрится, искрится, сверкает
Яркими огнями всё озаряет
Волшебство
Зима
Яркая, разноцветная
Кружится, порхает, летает
Огоньками сверкает снег
Алмаз
Итог урока
- Итак, что нового о прилагательном мы узнали? (Прилагательное помогает образно изобразить предмет или явление, передает чувства, выступают в роли эпитета, выполняют эстетическую функцию)
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «Вид из окна». Возможное начало: «Выглядываю в окно и не узнаю…».