Сочинение по картине И.И.Шишкина "Зима"
Цели: -познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Зима»;
- Учить «читать» картину, правильно и последовательно излагать
мысли;
- развивать художественный вкус, умение сравнивать, переживать;
- воспитывать любовь к родной природе. (2 слайд)
Оборудование: И.И. Шишкина худ. И.Д. Крамского. Репродукции
картины И.И. Шишкина «Зима», орфографические словари.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Подготовительная работа.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Каким вы его себе представляете?
В сапогах, в охотничьей шляпе стоит человек с ящиком для кистей и красок за плечами, опершись на длинный посох. Он что вышел из лесу и остановился отдохнуть…
Таким пейзажиста Шишкина, «Царя леса», изобразил художник Крамской (вывешивается портрет) (3 слайд)
- Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в старинном маленьком городке Елабуге, находящийся на реке Кама, в заповедной лесной стороне. Любовь к родному краю, понимание красоты и богатства родной природы определили всю его дальнейшую жизнь. Шишкин решил посвятить себя пейзажной живописи.
Художник умел воссоздать бескрайние просторы полей с золотыми нивами, могучие дубравы, непроходимые дебри. Его любимой темой была жизнь русского леса. Лес художник изображал во все времена года. Перед нами встают могучие леса, покоряющие величием и красотой. Шишкин в своих картинах правдиво изображал природу. В его произведениях много интересного. Они приковывают наше внимание и заставляют любоваться красотой, которую мы часто в спешке не замечаем. (4 слайд)
III. Постановка темы урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима». (Вывешивается репродукция картины) (5 слайд)
IV. Работа по картине.
- Рассмотрите внимательно картину. Представьте себе, что мы на рассвете в безмолвной тишине заходим в зимний лес. Где мы очутились?
Дети: - В самой чаще леса.
Учитель: - Правильно. Мы в сосновом бору. Снег…везде снег. Настоящее царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Снег, видно, выпал недавно, а мороз уже сковал стволы деревьев. Волшебница зима торжествует, властвует. Какие чувства и желание вы испытываете, когда смотрите на картину Шишкина?
(Таинственности, сказочности. Желание проникнуть в этот сказочный лес.)
-При взгляде на картину «Зима» невольно вспоминаются слова поэта Сергея Есенина:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
- Как вы понимаете смысл слов дремлет лес под сказку сна?
(значит в лесу стоит тишина, ничто не нарушает покоя зимнего леса.)
-Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы. Видимо, сюда редко ступает нога человека. Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?
Дети: - Сосны.
Учитель: - Опишите их.
Дети: - Они стройные, величавые, могучие.
Учитель: - С чем мы можем их сравнить?
Дети: - С колоннами, столбами.
Учитель: - Совершенно верно. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?
Дети: - Старые.
Учитель: - Почему так решили?
Дети: - Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.
Учитель: - Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.
- Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник?
Дети: - Ясный, морозный.
Учитель: - По каким признакам вы это определили?
(Небо голубое. Лучи солнца не очень яркие. Солнце зимнее, холодное)
Учитель: - Глядя на картину, опишите лес в этот морозный день.
(выслушиваются ответы детей).
Учитель: - С чем можно сравнить снег?
(С белой скатертью)
Учитель: - В этот морозный день лес стоит как в сказке, он весь укутан снежным покрывалом. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Воздух кажется неподвижным. Все замерло. Ничто не нарушает тишину леса. Всмотритесь повнимательнее в картину. Кто это одиноко сидит на ветке большой сосны?
Дети: - Птица.
Учитель: - В лесу пустынно. У подножия сосен лежат засыпанные пушистым, мягким снегом старые деревья, выкорчёванные когда-то бурями. Посмотрите вдаль. Каким кажется лес?(Светлее, голубее, чем вблизи)
- Какими нам кажутся предметы вдали? (Меньше, менее чёткими)
Слой воздуха как бы покрывает их лёгкой, полупрозрачной пеленой.
- Что мы видим на переднем плане? (Величавые сосны)
- А на втором плане? (Зимний лес превращается в голубовато-белый массив)
-Какие краски преобладают в картине? (Белая, голубая, коричневая)
- Можно сказать, что художник хорошо знает русскую природу.
Спокойствие, сила, богатство и красота русской природы пронизывают всю картину. Всё это передаётся и нам. Мы видим, как чудесна, красива зимняя природа.
V. Работа над образными средствами языка.
- Какие определения вы подберете, чтобы описать: лес, сосны, ёлочки, зиму, день?
Давайте составим таблицу: (6 слайд)
«Данное»
«Новое»
Лес
Могучий, красивый, тихий, пустынный, спокойный, сказочный, таинственный
Снег
Пушистый, серебристый, белый, голубоватый, легкий, мохнатый, чистый, новый.
Сосны
Могучие, величавые, стройные, крепкие.
Ёлочки
Маленькие, в нарядных белых платьях.
Зима
Волшебница, чародейка.
День
Ясный, морозный, зимний, холодный, чудесный.
Воздух
Свежий, холодный.
- При описании чего можно использовать словосочетания: янтарным светом, отягощенные снежными хлопьями.
Дети: - Янтарным светом освещен лес. Ветки деревьев отягощены снежными хлопьями.
- как вы понимаете смысл слов отягощены?
(Хлопья снега очень тяжёлые, ветки под ними прогнулись)
- При описании чего можно использовать слова: укутан, пустынно, голубовато-белый массив.
(Пустынно в лесу. Лес укутан снегом. Зимний лес на заднем плане картины выглядит как голубовато-белый массив)
IV.Орфографическая подготовка. (7 слайд)
На доске: «Заброшенный, властвует, редко ступает, величавые, могучие, выросли на просторе, пустынно, чётко, различимы, стволы, поваленные, засыпанные, голубовато-белый массив, переднем, видим, изобразил, вверху, переливаются».
- Прочитайте слова, записанные на доске. Вы можете использовать их в своем сочинении. Какие орфограммы встречаются в них?
(подчеркивают орфограммы)
- На какие группы можно разделить слова по наличию в них орфограмм?
Дети: - 1)С безударными гласными в корне: стволы, переднем, вверху, переливаются, величавые.
2)С приставками, которые нужно запомнить: заброшенный, засыпанные, переливаются.
3)С удвоенными согласными: заброшенный, пустынный, поваленные, засыпанные, массив.
4)С безударными окончаниями: властвует, ступает, на просторе, на переднем, видим.
5)Слова, написание которых надо запомнить.
- Если вы сомневаетесь в написании какого-то слова, то можно пользоваться орфографическим словарем.
VII.Составление плана сочинения.
- В какой последовательности будем описывать увиденное на картине?
(Сначала о преображении всего с приходом зимы. Затем описывать лес. В конце о своем отношении к картине)
План: (8слайд)
1.Пришла волшебница зима.
2. Дремлет лес под сказку сна.
3. Снег, снег, снег – царство снега.
4. Мое отношение к картине.
- Выберите эпиграф и запишите его в начале сочинения.
VIII. Написания сочинения.
IX. Итог работы.