методическая разработка урока русского языка в 3 классе
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе
Методическая разработка
урока развития речи в 3 классе
на тему:
Подготовка к написанию рассказа на основе текста Николая Сладкова «Осенняя ёлочка»
Автор: учитель
начальных классов
Мурзагалиева Зулиха
Мухамеджановна
ТЕМА: Подготовка к написанию рассказа на основе текста
Николая Сладкова «Осенняя ёлочка».
ЗАДАЧИ:
1. Развитие навыков устной и письменной речи при смысловом, структурно-композиционном и художественном анализе текста.
2. Формирование навыков чтения, подробного пересказа и грамотного письма.
3. Развитие логики мышления.
4. Воспитание любви к окружающему миру, сопричастности с природой через природоведческий материал.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• игрушка Чебурашка;
• корзинка с предметными картинками
(дуб, ель, берёза);
• цветные иллюстрации с изображением новогодней ёлки и пушистой ели в лесу;
• картинки с изображением осенних деревьев осины, клёна;
• конверт с картинками
(изображения предметов – подарков для ёлки).
ХОД УРОКА
I. Организация учащихся на урок.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас особый урок – и праздничный, потому что мы пригласили много гостей, и рабочий, потому что нам предстоит сегодня много сделать. Мы будем готовиться к написанию рассказа на заданную тему.
II. Создание атмосферы заинтересованности предлагаемой темой урока.
1. Вопросы учителя:
- Ребята, вспомните, какой скоро праздник? (Новый год)
- А Новый год вы не представляете себе без чего?
(без подарков, без ёлки, без Деда Мороза и Снегурочки, без конфет и т. д.)
- Попробуйте отгадать, на какую тему мы будем сегодня готовиться писать рассказ. Чтобы определить это точнее, отгадайте загадки.
2. Дидактическая игра «Что увидел в лесу Чебурашка?»
Описание игры: На магнитной доске – цветная репродукция с изображением колоритного лесного пейзажа.
У учителя в руках игрушка Чебурашка.
- Ребята, Чебурашка только что вернулся с прогулки по лесу. У него богатые впечатления от всего увиденного там. Что увидел Чебурашка, вы можете определить по загадкам, которые лежат в его корзинке.
(Вызванные по очереди ученики достают листки с загадками из корзинки, читают вслух. По признакам в загадках называют отгадки, в этой же корзине находят картинки с изображением предметов – отгадок и прикрепляют их на магнитную доску.)
- Объясните, по каким признакам вы нашли отгадки?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока русского языка в 3 классе »
Методическая разработка
урока развития речи в 3 классе
на тему:
Подготовка к написанию рассказа на основе текста Николая Сладкова «Осенняя ёлочка»
Автор: учитель
начальных классов
Мурзагалиева Зулиха
Мухамеджановна
ТЕМА: Подготовка к написанию рассказа на основе текста
Николая Сладкова «Осенняя ёлочка».
ЗАДАЧИ:
1. Развитие навыков устной и письменной речи при смысловом, структурно-композиционном и художественном анализе текста.
2. Формирование навыков чтения, подробного пересказа и грамотного письма.
3. Развитие логики мышления.
4. Воспитание любви к окружающему миру, сопричастности с природой через природоведческий материал.
ОБОРУДОВАНИЕ:
игрушка Чебурашка;
корзинка с предметными картинками
(дуб, ель, берёза);
цветные иллюстрации с изображением новогодней ёлки и пушистой ели в лесу;
картинки с изображением осенних деревьев осины, клёна;
конверт с картинками
(изображения предметов – подарков для ёлки).
ХОД УРОКА
Организация учащихся на урок.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас особый урок – и праздничный, потому что мы пригласили много гостей, и рабочий, потому что нам предстоит сегодня много сделать. Мы будем готовиться к написанию рассказа на заданную тему.
Создание атмосферы заинтересованности предлагаемой темой урока.
1. Вопросы учителя:
- Ребята, вспомните, какой скоро праздник? (Новый год)
- А Новый год вы не представляете себе без чего?
(без подарков, без ёлки, без Деда Мороза и Снегурочки, без конфет и т. д.)
- Попробуйте отгадать, на какую тему мы будем сегодня готовиться писать рассказ. Чтобы определить это точнее, отгадайте загадки.
2. Дидактическая игра «Что увидел в лесу Чебурашка?»
Описание игры: На магнитной доске – цветная репродукция с изображением колоритного лесного пейзажа.
У учителя в руках игрушка Чебурашка.
- Ребята, Чебурашка только что вернулся с прогулки по лесу. У него богатые впечатления от всего увиденного там. Что увидел Чебурашка, вы можете определить по загадкам, которые лежат в его корзинке.
(Вызванные по очереди ученики достают листки с загадками из корзинки, читают вслух. По признакам в загадках называют отгадки, в этой же корзине находят картинки с изображением предметов – отгадок и прикрепляют их на магнитную доску.)
- Объясните, по каким признакам вы нашли отгадки?
1) Вырос он на самой круче, 2) В беленом сарафанчике,
Он раскидистый, могучий, С платочками в карманчиках,
Очень крепок он на вид, С красивыми застежками,
Желудями угостит. С зелеными сережками.
(Дуб) (Береза)
3) Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)
- По каким же признакам вы нашли отгадки? Какие вы добавите свои признаки?
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос какой? какая?
- Для чего нужны прилагательные?
дуб (какой?)...
берёза (какая?)...
ель (какая?)...
- Кто же догадался, какому дереву будет посвящен наш сегодняшний урок?
Сообщение темы урока.
- Правильно, ребята, сегодня нам предстоит готовиться к написанию рассказаоб этом замечательном дереве – ели, которое вы пока чаще всего представляете себе, как новогоднюю ёлку.
Подготовительный этап.
Словарная работа.
1) - У каких деревьев вместо листьев иголки?
- Определите, в каком значении употребляется слово иголки для характеристики ежа, ели.
У колючей ёлки иголки в серебре.
Под колючей ёлкой бродит ёж в иголках.
- Какие иголки вы ещё знаете?
- Спишите первое предложение. Назовите опасные места в словах. Подчеркните слово иголки.
2) -Рассмотрите две цветные иллюстрации.
- Что на них изображено?
(нарядная, красиво украшенная игрушками новогодняя ёлка в зале, и пушистая ель в зимнем лесу).
- Объясните, как вы понимаете смысл слов ёлка и ель.
- Правильно.
Ель – хвойное вечно зелёное дерево. Хвоя – узкие, в форме иголочек, листья сосны, ели, кедра и некоторых других деревьев.
Ёлка – 1) то же, что ель;
2) украшенная ель в праздник Нового года.
2.Подготовка к эмоционально-чувственному восприятию текста.
- Я сейчас прочитаю вам два небольших текста. А вы сравните их и скажите, какой из них больше понравился и почему.
1) перед Новым годом ель срубили, продали; вы её купили, нарядили красивыми игрушками и дома устроили праздник;
2) осенью в саду своего дома вы посадили ель, а на Новый год украсили её с другими детьми вашего двора самодельными игрушками на радость близким, друзьям и соседям.
- Ребята! Правильно вы выбрали, надо беречь природу. Как жалко рубить ёлочку! Может быть лучше искусственную поставить на Новый год, может лучше просто веточку еловую. К природе надо относиться бережно.
Основной этап урока.
1. Первичное ознакомление с текстом.
- Прослушайте текст. Обратите внимание на интонацию.
ОСЕННЯЯ ЁЛОЧКА.
Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ёлочке подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей всё дарят и дарят. У всех на глазах становится ёлочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе.
(Н. Сладков)
2. Проверка восприятия учащимися общего смысла текста.
- Как по-другому можно озаглавить текст и почему?
- Какие чувства вы испытываете после знакомства с его содержанием?
- Что особенно вам понравилось в этом рассказе?
3. Вторичное чтение учениками текста по частям вслух.
- Прочитайте текст, обратите внимание на его яркость и выразительность.
- Выделите в нём смысловые части и озаглавьте их. Заголовки запишите в тетрадь в виде пунктов плана.
Примерный план.
Рождение ёлочки.
Подарки ко дню рождения.
Лиственная ёлочка.
1) Чтение первого абзаца.
- Как вы его озаглавили и почему?
- Закройте глаза и представьте следующие цветные картины:
а) в осеннем лесу солнечная, тихая, ещё тёплая погода;
б) листья на деревьях пёстрые: зелёные, жёлтые, красные;
в) на земле осеннего леса разноцветный ковер из опавших пёстрых листьев, которые лежат толстым слоем;
г) раздвигая тоненькой острой верхушкой и нежными маленькими лапками-веточками этот разноцветный красивый ковер опавших листьев, из земли очень осторожно, осматриваясь по сторонам, высунулась ёлочка.
- Прочитайте про себя ещё раз предложение, где употреблено слово высунулась. Как вы понимаете его смысл?
- Покажите, как ёлочка высунулась, при этом сделайте удивленное выражение лица.
- Закончите предложение и запишите его в тетрадь.
Маленькая ёлочка осторожно высунулась из ... .
2) Чтение второго абзаца.
- Как вы его озаглавили и почему? Какие строчки вам понравились особенно?
- Найдите сравнения. Что с чем сравнивается и почему?
- Почему листья клёна осенью оранжевые? Что означает слово оранжевый? Что ещё может быть оранжевым?
Слово оранжевый означает цвет апельсина, потому что по-французски «апельсин» звучит как «оранж».
- Обратите внимание на такие красочные определения – прилагательные. Назовите их. Они украшают текст, делают картину ярче, красочнее.
3) Чтение третьего абзаца.
- Как вы его озаглавили и почему? Найдите описание счастливой ёлочки. Какие слова сделали это описание ярким, выразительным?
- Найдите сравнения, прочитайте их. Что с чем сравнивается и почему?
- Запишите предложение в тетради и объясните его смысл.
Ёлочка стоит вся в золоте, багрянце и бронзе.
- Какие цвета обозначают подчеркнутые слова?
- Найдите слова, с помощью которых автор выражает своё отношение к ёлочке. (Автор любуется ею. Рассказывая о елочке, он употребляет слова: лапки, ладошки, мягкая, растерянная, счастливая.)
4. Дидактическая игра «Подарок».
(цель игры: развитие умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов).
Описание игры: На доске прикреплен цветной рисунок елочки. К её лапке-веточке «подвешивается» большой конверт, в котором картинки с изображением предметов, необходимых для составления предложений о нарядной елочке. Вызванные ученики достают из конверта картинки-подарки, читают названия этих предметов, которые окрашены в разные цвета. По этим картинкам, которые прикрепляются к елке, учащиеся составляют разные варианты предложений.
- Давайте запишем одно наиболее понравившееся предложение.
5. Подготовка к написанию сочинения, составлению рассказа
по теме изученного текста.
- Кто из вас, побывав в осеннем лесу, обратил внимание на нарядную ёлочку, которую одаривают лиственные деревья подарками?
- Что вы запомнили из этой картины природы?
- Какие цвета и их оттенки вас особенно поразили?
6. Составление устного рассказа по данному тексту.
- Ребята! Мы сейчас работали над текстом замечательного писателя Николая Сладкова. Как красиво он написал о ёлочке. Думаю, вам всем понравилась его осенняя ёлочка. Но ведь это настоящий писатель. Давайте и мы сегодня составим свой рассказ о ёлочке. Конечно, наш рассказ будет небольшой, это ещё проба пера, но мы попробуем писать как писатели.
- Помните вы закрывали глаза, представляли ёлочку. Теперь давайте попробуем описать это словами. А чтобы вам было легче, вы можете воспользоваться моим планом.
1. Первая встреча с ёлкой.
(Где? И когда? 2 предл-я)
2. Описание ёлочки.
(не забывайте слова: зелёная, пушистая, колючая; не забывайте, что вместо листьев у неё иголочки, что это хвойное дерево)
3. Впечатления от встречи.
(это может быть настроение самой ёлочки, а может быть ваше)
7. Домашнее задание.
1) напишите рассказ по данному плану, используя содержание текста, свои личные наблюдения природы и записи из тетрадей (мы ведь не зря сегодня поработали);
2) Желающие могут нарисовать рисунок к данной теме;
3) Желающие могут даже сочинить к нему четверостишие (и не обязательно приносить его завтра, а когда сможете).
Итог урока.
1) Слово учителя.
- Ребята, как много мы сегодня говорили о ёлочке, как много мы успели сделать: отгадывали загадки, составляли словосочетания и предложения с этим словом, познакомились с таким замечательным рассказом Николая Сладкова «Осенняя ёлочка», сами учились составлять небольшой рассказ. И дома вам предстоит серьёзная работа.
- Мне хочется задать вам несколько вопросов.
- Понравился вам урок?
- Чему научил вас сегодняшний урок? (научил видеть красоту природы и беречь её, быть внимательными друг к другу, быть щедрыми – уметь дарить подарки – скоро новый год. И вы не забудьте об этом. Будьте добрее, внимательнее, щедрее, подарите подарки своим близким и друзьям. Точно так же, как сделали лесные деревья ёлочке.)
2) Оценки и комментарии.
- Все сегодня говорили хорошо и красиво. Помогли мне не одним словом. Мне многих хочется отметить. Я ставлю такие отметки...
3) Наш подарок ёлке.
- Ребята, некоторые из вас дома попробуют написать четверостишие об этом чудесном дереве – ели, а многие русские поэты уже посвятили ей свои стихи, к некоторым из них композиторы сочинили музыку. Поэтому теперь мы знаем много песен про ель и ёлку.
- Давайте и мы сегодня сделаем подарок ёлке – споём ей песню про неё.