kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Взаимоотношения человека и природы в повести Ч.Айтматова "Белый пароход"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание методической разработки

 

  1. Урок литературы в 7Б классе на тему   «Отношение человека к природе в повести Ч.Айтматова «Белый пароход «
  2. Данный урок – урок с использованием ИКТ.  Приложение к  уроку – презентация, выполненная  учителем.  Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Белый пароход»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учебный предмет – литература.
  3. Уровень образования школьников -7класс
  4. Форма учебной работы  - классно-урочная.
  5. Полное описание разработки:
  • Приобретаемые навыки детей:

          Оценка поведения и выявление характера     литературных героев, определение идеи художественного произведения, работа с художественным текстом, самостоятельное целеполагание, работа с литературоведческими   терминами, работа с толковым словарем.

  • Организация работы:

Оргмомент, просмотр фрагмента видеофильма, сообщение об авторе , знакомство с высказываниями великих людей о природе, подведение логического итога, оценивание работы учащихся за урок, домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Цели урока:

  1. Оценка поведения  главных героев повести  через их отношение   к     миру природы
  2. Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи,   умения грамотно и аргументировано  выражать  свою точку  зрения.
  3. Воспитание нравственных качеств, положительного отношения  к личности  Ч.Айтматова и его богатому  творчеству.

                        Ход урока.

  1. Оргмомент. Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучать  повесть Ч.Айтматова «Белый  пароход»

                         Эпиграф: «Самой  природой  ты допущен  в  мир   

                                           Предстоящий, и  от  тебя  зависит  он.»

                                                                                                 В.Л.Астауров.

  • Природой нам даровано всё - если бы мы только умели понимать жизнь.

                                             Лууле  Вилма.

  • Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться.

                                       Леонардо да Винчи.

  • Голоса природы звучат для тех, кто вступает в неё с открытым сердцем.

                                         Николай Рерих

Слово учителя  о  писателе и  его  повести (слайды)

  • Родился  в кишлаке Шекер   в Киргизии.
  • Отец его, крупный партийный работник, был  незаконно репрессирован.
  • После окончания 6 классов Айтматов был секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком, выполнял и другие работы в колхозе.
  • Окончил Джамбульский зоотехникум, потом Киргизский сельхозинститут.
  • Окончил  в Москве  Высшие литературные курсы.
  • 1958г. – первая книга «Лицом  к лицу» и повесть«Джамиля»
  • Айтматов работал в  республиканской печати, а затем собственным корреспондентом газеты «Правда»  в Киргизии.
  • В 60-е годы вышли в свет: «Верблюжий глаз» «Материнское поле», «Первый учитель», «Тополек мой в красной косынке», «Прощай, Гульсары».
  • Они рассказывают о трудном становлении Киргизии, о преодолении косности и предрассудков, о победе человеческого духа.
  • В70- е годы писатель продолжает работать в жанре повести.
  • Повесть «Ранние журавли»     (о трудном военном времени),
  •  Повесть «Белый пароход» (о детстве, разрушенном жестокостью взрослых),
  • Философская повесть «Пегий пес, бегущий краем моря».

 

 

  •  В 80-е годы Айтматов переходит к жанру романа.
  • Романы «Плаха»,  «И дольше века длится день» - произведения, предостерегающие людей от  самоуничтожения.
  • В 90-е годы:  повесть «Белое облако Чингисхана», романы «Богородица в снегах» и «Тавро Кассандры».
  • Ч.Т.Айтматов  был не только профессиональным писателем, но и общественным деятелем. Он вел огромную работу по сохранению уникального озера Иссык –Куль и его инфраструктуры.
  • В 1988-1990гг. Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература».
  • В 1990-1994 работал послом Киргизии в Бельгии.
  • Ч.Айтматов вошел в литературу как современный писатель, тонко чувствующий болевые точки нашей планеты. Его главная цель –объединить разных людей против общечеловеческих бед: войн, насилия и терроризма.
  • В творчестве Ч.Айтматова черпают вдохновение художники и поэты, режиссеры и искусствоведы. В них находят мудрые заповеди люди разных поколений и разных   возрастов.
  • В 2004 г. перенес острый инфаркт, после чего ему сделали сложнейшую операцию на сердце.
  • 10 июня 2008 года сердце Ч.Айтматова остановилось.
    1. Беседа

Вам было дано задание  на лето прочитать  повесть «Белый  пароход»

  1. Рассказ писателя  об истории создания  повести (слайды)

–Какое  событие  послужило  толчком  к написанию повести?

  1. О художественном фильме «Белый  пароход»(слайды)
  2. Миф о Мюизбайбиче ( слайд)

-Как использован миф в повести?

Пересказ сказки о рогатой матери-оленихе (из повести)

  1. Работа над содержанием повести.

-Где и огда происходит  действие  повести?

-Кто является  персонажами  повести?

-Можем ли мы, характеризуя их, применить  термины «протагонист» и «антагонист»? Почему?

Словарная работа

  • Расторопный (по слов. Ожегова)     быстрый и ловкий в деле.Протагонист -   главный герой.
  • Антагонист – непримиримый противник   главного героя.
  • Миф –        объяснение сложных  явлений   природы, происхождения мира и                                                                                                                                                                                        человека с помощью   художественной фантазии.
  • Легенда   - фольклорный и литературный эпический  жанр, в котором представлено   мифологизированное   повествование об   имевших место в     реальности   исторических событиях и   выдающихся    исторических    личностях.

5)Дать портретную характеристику героям.

 -Вы  думаете, почему у мальчика нет имени? ( это потерянный ребенок, никому не нужный)

- Что означает имя Момун? (слайды)

6)Беседа

-Какие эпизоды из жизни главных героев вы считаете главными? (покупка  портфеля, встреча с маралами, разделка туши, уход из дома)

 -  Как проявляют себя герои в этих эпизодах?

- Каково отношение  героев к окружающей природе, к неожиданно вернувшимся маралам?

- Дайте характеристику отрицательным героям повести. Каково их отношение к миру природы?

Как вы расцениваете поступок Момуна – убийство марала?  (Работа по тексту.)кие эпизоды из жизни главных героев вы считаете главными?

6)Выводы: Нужно бережно относиться к тому, что тебя окружает, любить природу, любить и беречь близких.   

Возвращение к эпиграфу и высказываниям)                        

Персонаж повести

Его отношение к природе, к маралам.

1.Мальчик

Мальчик…маралы скрылись в лесу. Мальчику не хотелось с ними расставаться, и он стал придумывать то, что ему хотелось видеть.

----------------------------------------------

2.Момун.

…Если не трогать их, они и будут жить. хоть тысячу маралов держи. Кормов у нас вдоволь…-Что ты, Сейдахмет. Охота на них запрещена…

 

 

3.Орозкул.

 

 4.Сейдахмет.

 Запрещена охота там, где они водятся. А у нас они не водятся.- Красотой сыт не будешь.

-Эх. Ружье бы сейчас!

 

 

Домашнее задание:  заполнить таблицу ,ответить на вопрос:  «Почему автор назвал повесть именно так?»

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Взаимоотношения человека и природы в повести Ч.Айтматова "Белый пароход" »









Урок литературы в 7Б классе

на тему «Отношение человека к природе в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»



Учитель школы-лицея №7

Майкеева Маншук Самидуллаевна





















Описание методической разработки



  1. Урок литературы в 7Б классе на тему «Отношение человека к природе в повести Ч.Айтматова «Белый пароход «

  2. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку – презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Белый пароход»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учебный предмет – литература.

  3. Уровень образования школьников -7класс

  4. Форма учебной работы - классно-урочная.

  5. Полное описание разработки:

  • Приобретаемые навыки детей:

Оценка поведения и выявление характера литературных героев, определение идеи художественного произведения, работа с художественным текстом, самостоятельное целеполагание, работа с литературоведческими терминами, работа с толковым словарем.

  • Организация работы:

Оргмомент, просмотр фрагмента видеофильма, сообщение об авторе , знакомство с высказываниями великих людей о природе, подведение логического итога, оценивание работы учащихся за урок, домашнее задание.





















Цели урока:

  1. Оценка поведения главных героев повести через их отношение к миру природы

  2. Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи, умения грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.

  3. Воспитание нравственных качеств, положительного отношения к личности Ч.Айтматова и его богатому творчеству.

Ход урока.

    1. Оргмомент. Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучать повесть Ч.Айтматова «Белый пароход»

Эпиграф: «Самой природой ты допущен в мир

Предстоящий, и от тебя зависит он.»

В.Л.Астауров.

  • Природой нам даровано всё - если бы мы только умели понимать жизнь.

Лууле Вилма.

  • Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться.

Леонардо да Винчи.

  • Голоса природы звучат для тех, кто вступает в неё с открытым сердцем.

Николай Рерих

Слово учителя о писателе и его повести (слайды)

  • Родился в кишлаке Шекер в Киргизии.

  • Отец его, крупный партийный работник, был незаконно репрессирован.

  • После окончания 6 классов Айтматов был секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком, выполнял и другие работы в колхозе.

  • Окончил Джамбульский зоотехникум, потом Киргизский сельхозинститут.

  • Окончил в Москве Высшие литературные курсы.

  • 1958г. – первая книга «Лицом к лицу» и повесть«Джамиля»

  • Айтматов работал в республиканской печати, а затем собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.

  • В 60-е годы вышли в свет: «Верблюжий глаз» «Материнское поле», «Первый учитель», «Тополек мой в красной косынке», «Прощай, Гульсары».

  • Они рассказывают о трудном становлении Киргизии, о преодолении косности и предрассудков, о победе человеческого духа.

  • В70- е годы писатель продолжает работать в жанре повести.

  • Повесть «Ранние журавли» (о трудном военном времени),

  • Повесть «Белый пароход» (о детстве, разрушенном жестокостью взрослых),

  • Философская повесть «Пегий пес, бегущий краем моря».





  • В 80-е годы Айтматов переходит к жанру романа.

  • Романы «Плаха», «И дольше века длится день» - произведения, предостерегающие людей от самоуничтожения.

  • В 90-е годы: повесть «Белое облако Чингисхана», романы «Богородица в снегах» и «Тавро Кассандры».

  • Ч.Т.Айтматов был не только профессиональным писателем, но и общественным деятелем. Он вел огромную работу по сохранению уникального озера Иссык –Куль и его инфраструктуры.

  • В 1988-1990гг. Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература».

  • В 1990-1994 работал послом Киргизии в Бельгии.

  • Ч.Айтматов вошел в литературу как современный писатель, тонко чувствующий болевые точки нашей планеты. Его главная цель –объединить разных людей против общечеловеческих бед: войн, насилия и терроризма.

  • В творчестве Ч.Айтматова черпают вдохновение художники и поэты, режиссеры и искусствоведы. В них находят мудрые заповеди люди разных поколений и разных возрастов.

  • В 2004 г. перенес острый инфаркт, после чего ему сделали сложнейшую операцию на сердце.

  • 10 июня 2008 года сердце Ч.Айтматова остановилось.

    1. Беседа

Вам было дано задание на лето прочитать повесть «Белый пароход»

  1. Рассказ писателя об истории создания повести (слайды)

–Какое событие послужило толчком к написанию повести?

  1. О художественном фильме «Белый пароход»(слайды)

  2. Миф о Мюизбайбиче ( слайд)

-Как использован миф в повести?

Пересказ сказки о рогатой матери-оленихе (из повести)

  1. Работа над содержанием повести.

-Где и огда происходит действие повести?

-Кто является персонажами повести?

-Можем ли мы, характеризуя их, применить термины «протагонист» и «антагонист»? Почему?

Словарная работа

  • Расторопный (по слов. Ожегова) быстрый и ловкий в деле.Протагонист - главный герой.

  • Антагонист – непримиримый противник главного героя.

  • Миф – объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека с помощью художественной фантазии.

  • Легенда - фольклорный и литературный эпический жанр, в котором представлено мифологизированное повествование об имевших место в реальности исторических событиях и выдающихся исторических личностях.

  1. Дать портретную характеристику героям.

-Вы думаете, почему у мальчика нет имени? ( это потерянный ребенок, никому не нужный)

- Что означает имя Момун? (слайды)

6)Беседа

-Какие эпизоды из жизни главных героев вы считаете главными? (покупка портфеля, встреча с маралами, разделка туши, уход из дома)

- Как проявляют себя герои в этих эпизодах?

- Каково отношение героев к окружающей природе, к неожиданно вернувшимся маралам?

- Дайте характеристику отрицательным героям повести. Каково их отношение к миру природы?

Как вы расцениваете поступок Момуна – убийство марала? (Работа по тексту.)кие эпизоды из жизни главных героев вы считаете главными?000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

  1. Выводы: Нужно бережно относиться к тому, что тебя окружает, любить природу, любить и беречь близких.

Возвращение к эпиграфу и высказываниям)

Персонаж повести

Его отношение к природе, к маралам.

1.Мальчик

Мальчик…маралы скрылись в лесу. Мальчику не хотелось с ними расставаться, и он стал придумывать то, что ему хотелось видеть.

----------------------------------------------

2.Момун.

…Если не трогать их, они и будут жить. хоть тысячу маралов держи. Кормов у нас вдоволь…-Что ты, Сейдахмет. Охота на них запрещена…



3.Орозкул.



4.Сейдахмет.

Запрещена охота там, где они водятся. А у нас они не водятся.- Красотой сыт не будешь.

-Эх. Ружье бы сейчас!



Домашнее задание: заполнить таблицу ,ответить на вопрос: «Почему автор назвал повесть именно так?»
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Майкеева Маншук Самидуллаевна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172618

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства