Методическая разработка представляет собой подробный конспект урока по ФГОС с целями и предполагаемыми результатами. Учащиеся получат возможность узнать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; научатся доказывать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола. Задания продуманы от простого к сложному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»
Методическая разработка урока
«ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
(урок «открытия» новых знаний)
Выполнила:
Бикмина Римма Наилевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ имени Героя
Советского Союза В.Х. Хазиева»
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан»
Тема: Глагол как часть речи
УМК: русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях\Е.А. Быстрова, Л.П. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С. Антонова; под редакцией Е.А. Быстровой. – М.:ООО «Русское слов» - учебник, 2012г
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель: формирование у учащихся представлений о глаголе как части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли.
Планируемые результаты
Личностные: ученик получит возможность осознать эстетическую ценность русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Предметные: ученик получит возможность узнать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; научиться доказывать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола.
Метапредметные.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока в диалоге с учителем;
- определять успешность выполнения своей работы и работы одноклассников; работать по плану.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов на постоянные и непостоянные признаки;
- структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- отображать в речи содержание совершаемых действий во внешней речи
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа, работа в парах
Основные понятия: морфологические признаки, части речи, глагол, спряжение, наклонение, вид
Демонстрационный материал: карточки для работы в группах (карточки №1-8), образцы и эталоны для самопроверки, электронная презентация.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие учителя. Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Покажем, что мы знаем и как умеем работать.
Учитель. В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Как на уроке вы будете узнавать новое?
Ученик. Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.
Учитель. А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое?
Ученик. Повторить, что мы уже знаем.
Учитель. Вы будете повторять всё, что вы знаете?
Ученик. Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний.
Учитель. Хочется вам этого? Тогда вперёд!
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель. С чего начнем наше познание нового?
Ученик. С повторения, что знаем по теме: «Морфология».
Учитель. Проверим домашнее задание. Ребята, те, кто дома выполнил работу по карточке №6, проверьте правильность выполнения по эталону, спроецированному на экране.
Эталон к проверке карточки №6
Со скалы открывался чудесный (м. р., ед. ч., им. п.) вид. С одной стороны поднимались горы. Ночь ещё не вступилаполностью в своиправа, и вершинывыступализамысловатым (м. р., ед. ч., тв. п.) узором на фоне тёмно-малинового (ср. р., ед. ч., род. п.) неба. (Повеств., сложное, распр.). Выше тёмно - малиновый (м. р., ед. ч., им. п.) цвет сменялся фиолетовым (м. р., ед. ч., тв. п.). тот над головой переходил в темно-синий (м. р., ед. ч., вин. п.), а дальше – над морским (м. р., ед. ч., тв. п.) горизонтом – царила ночь: было темно и сияли звезды.
Учитель. А те, кто выполнил задание по карточке №7, проверьте правильность выполнения по эталону, который лежит у вас на столе
Эталон к проверке карточки №7
1. Не родись ни хороШ (кратк. прил.), на пригоЖ (кратк. прил.), а родись счастлив. 2. Не всякий в дело гоЖ (кратк. прил.), кто лицом пригоЖ (кратк. прил.). 3. Взялся за гуЖ (сущ. 2-е скл.), не говори, что не дюЖ (кратк. прил.). 4. Всякий дом хозяином хороШ (кратк. прил.). 5. Ветер, ветер, ты могуЧ (кратк. прил.), ты гоняешь стаи туЧ (сущ., 3-е л., мн. ч.). ты волнуешь сине море, всюду реешь на просторе. 6. Лес дремуЧ (кратк. прил.).
Учитель. А ребята, которые написали сочинение-миниатюру на тему «Зимняя сказка», объединитесь в группу, прослушайте работы своих товарищей и решите, чьё сочинение самое лучшее. Это сочинение и прозвучит у нас на уроке.
Эталон к проверке сочинения «Зимняя сказка»
Вот и наступила красавица-зима. Она как-то сразу окутала все деревья. Берёзки спрятались в тишине зимнего леса. Где-то в лесу уснули пушистые старушки-ели, зябко кутаясь в нарядные белые шубы. Дремлет старичок-пенёк, надев на себя новую шапочку. Ничто не тревожит зимнюю тишину до утра. Лишь резкое дуновение ветерка может нарушить сон леса.
Но вот тусклые лучи зимнего солнца робко коснулись до пушистого снега. И вдруг от их прикосновений заиграли холодные снежинки. На ветку уселась толстая ворона и потревожила зимний сон. Дерево тряхнуло рукавом, и всё утихло.
Зимой лес наряжается, как на карнавал. Как красив зимний лес!
Учитель. Кто выполнил задание по карточке №8, проверьте правильность выполнения задания по эталону
Эталон к проверке карточки №8
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, СВЕЖИМИ (эпитет) и ПУШИСТЫМИ (эпитет) снегами, завалившими чащи елей,- синее огромное и удивительно СНЕЖНОЕ (эпитет) небо. Такие яркие РАДОСТНЫЕ (эпитет) краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над СВЕЖИМ (эпитет) снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в ГЛУБОКОЙ (эпитет) тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет ЗОЛОТИСТЫЙ (эпитет) солнечный свет. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зелёной ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться РАДУЖНАЯ СНЕЖНАЯ (эпитет) пыль, похожая на маленькие звёздочки. Никого не оставит равнодушным такая красота! (По И. Бунину)
Учитель. Ребята, кто выполнил домашнее задание без ошибок, оцените свою работу. А сейчас заслушаем ребят, которые написали «Зимнюю сказку».
(Учащиеся читают свои работы)
Учитель. Молодцы, ребята. При выполнении заданий вы испытывали затруднения?
Ученик. Нет, затруднений мы не испытывали.
Учитель. Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме? Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне
Учитель. Оцените свою познавательную деятельность на данном этапе работы.
Учитель. У вас на столах лежат карточки со стихотворением (карточка №1), прочитайте выразительно стихотворение и определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Карточка №1
– Это дом или печь?
– Это доменная печь!
– Что умеет эта печь?
– Из руды железо печь. (Е. Гай)
Учитель. Что представляет собой это стихотворение?
Ученик. Диалог, так как в разговоре участвуют два человека.
Учитель. Какой частью речи является слово печь в стихотворении? Объясните, почему вы так думаете?
Ученик. Во всех предложениях слово «печь» является существительным
Ученик. А я не согласен. В первом предложении слово «печь» - существительное, во втором – существительное, в третьем - существительное. В четвертом – глагол.
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель. Какое затруднение возникло у вас при определении части речи? Почему мнения ваших одноклассников не совпадают?
Ученик. Слова похожи по звучанию и написанию, и поэтому трудно определить, какая это часть речи.
Ученик. Одно и то же слово «печь» отвечает на разные вопросы. В первом-третьем предложениях на вопрос «что», а в четвертом – на вопрос «что делать»
Учитель. Почему так происходит? В чем проблема?
Ученик. Проблема в том, что слово печь имеет несколько лексических значений.
Учитель. И как же нам узнать, к какой части речи принадлежит слово?
Ученик. 1. Поставить вопрос
2. Определить, это предмет или действие
3. Узнать лексическое значение
Физкультминутка
Гимнастика для глаз.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Учитель.
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, сеет иль поет.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Начинаем удивляться –
Растолкует все …
Учитель. Кто, ребята?
Ученик. Глагол
Учитель. Совершенно верно. Так сейчас вы можете сказать, о какой части речи мы будем сегодня говорить на уроке?
Ученик. Мы сегодня будем говорить о глаголе.
Учитель. Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Я хочу познакомиться с частью речи – глагол
Ученик. Я ставлю перед собой цель: узнать морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание?
Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения.
Учитель. Ребята, предложите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели?
Ученик. Найти информацию о глаголе.
Ученик. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи.
Учитель. Какое самое главное правило в учебе?
Ученик. Мы будем добывать новые знания самостоятельно.
Учитель. Что тогда будет делать учитель?
Ученик. Учитель будет нам помогать.
Учитель. На протяжении всего урока вы будете заполнять таблицу, в которой будете фиксировать информацию о том, что вы знаете, что вы узнаете о глаголе.
Запишите в первый столбик «Я знал…» информацию, которую вы уже знаете о глаголе.
Я знал(а)
Я узнал(а)
- Обозначает действие или состояние
- Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
- Изменяется по лицам
- Изменяется по числам
-Изменяется по временам
- Изменяется по родам в прошедшем времени
- В предложении бывает чаще всего сказуемым
Учитель. Объединитесь в пары и обсудите свои записи. Информацию, с которой оба согласны, отметьте знаком «+», а информацию, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком «?».
Учитель. Что же у вас получилось? Что о глаголе вы вспомнили?
Ученик. Глагол обозначает действие или состояние
Ученик. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Ученик. Изменяется по лицам (1-е, 2-е, 3-е лицо)
Ученик. Изменяется по числам (единственное и множественное число)
Ученик. Изменяется по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)
Ученик. Изменяется по родам в прошедшем времени (мужской род, женский род, средний род)
Ученик. В предложении бывает чаще всего сказуемым
V. Реализация построения проекта.
Учитель. У вас на столах карточка №2. Прочитайте текст и напротив каждого высказывания проставьте маркеры: «V» - я это знал, «+» - это новое для меня, «!» - это для меня интересно, «?» - это вызывает у меня вопрос
Информационный текст
Маркеры
1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».
2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М.Пешковский.
3.Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
4. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.
5.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».
6. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)
б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);
в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса – -СЯ/-СЬ;
г) спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам
б) время: настоящее (Что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;
в) число: единственное и множественное;
г) лицо: 1 – е (я –мы); 2 – е (ты – вы); 3 – е (он – она – оно);
д) род (только у глаголов прошедшего времени, ед числа.)
7. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего
8. Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без НЕ не употребляются.
9. В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет).
10. Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Учитель. Что вам было уже знакомо? Какие наблюдения провели?
Ученик. Пункты 1, 3, 4, 5 мы уже знали
Учитель. Ещё какие наблюдения вы провели? Какая информация оказалась для вас новой?
Ученик. Пункты 2, 6-10 оказались новыми.
Учитель. С чем вы не согласны?
Ученик. Мы полностью согласны с доводами одноклассников
Учитель. Что вызвало у вас сомнение и почему?
Ученик. Пункты 9 и 10 вызвали сомнение. Как глагол может быть в предложении олицетворением?
Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны.
Учитель. Вы продемонстрировали умение работать с информацией. Запишите результаты вашего исследования в таблицу
Я знал(а)
Я УЗНАЛ(А)
- Обозначает действие или состояние
- Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
- Изменяется по лицам
- Изменяется по числам
-Изменяется по временам
- Изменяется по родам в прошедшем времени
- В предложении бывает чаще всего сказуемым
- «Глагол» - от старославянского слова «глаголить».
- Впервые ввёл термин
А. М. Пешковский.
- Глаголы могут иметь различные лексические значения
- Глагол имеет совершенный и несовершенный вид, переходность и непереходность, возвратность и невозвратность
Наклонение.
- В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений
- Глаголы по частоте употребления занимают второе место
Учитель. Оцените себя на этом этапе работы
Учитель. А теперь попробуем поработать в группах и построить алгоритм определения морфологических признаков глагола
У
ГЛАГОЛ
читель. Посмотрим, что у вас получилось… (группы вывешивают результаты работы).
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
ВИД
ВОЗВРАТНОСТЬ
ПЕРЕХОДНОСТЬ
НАКЛОНЕНИЕ
ВРЕМЯ, ЧИСЛО
ЛИЦО, РОД
Учитель. Как мы узнаем, что составленные алгоритмы правильны?
Ученик. Мы должны сравнить с образцом (эталоном).
Учитель. Где найти эталон?
Ученик. В учебнике или его может предложить учитель.
Учитель. Прошу найти эталон в учебнике и сравнить с тем, что составили вы сами. Есть ли отличия?
Ученик. Да, в учебнике есть пункт о синтаксической роли глагола в предложении.
Учитель. Оцените свою работу. Какой вывод можно сделать?
Ученик. Мы выполнили поставленную задачу, можем найти в тексте глагол и определить его морфологические признаки.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.
Учитель. Полностью с вами согласна.Сейчас я вам предлагаю выполнить задание, спроецированное на экране, «по цепочке», которое поможет вам выяснить, что вы знаете о глаголе и умеете ли вы отличать глагол от других частей речи
Задание: Из ряда предложенных однокоренных слов выберите глаголы и докажите правильность своего решения. Объясните, по каким признакам вы определили, что это глаголы? Укажите вид, возвратность глагола.
1) Белый, белизна, белеть, беленький.
2) Синева, синеющий, синий, посинеть.
3) Желтеть, жёлтый, желтизна, желток.
4) Зелёный, зелень, зеленеть, зелёнка.
Ученик. Я считаю, что слово «белеть» - это глагол, потому что отвечает на вопрос что делать?, обозначает действие предмета. Этот глагол несовершенного вида, невозвратный.
Ученик. Во второй строке я нашел глагол «посинеть», который отвечает на вопрос что сделать?, обозначает действие предмета. Данный глагол совершенного вида, невозвратный.
Ученик. В третьей строке есть глагол «желтеть», который отвечает на вопрос что делать?, обозначает действие предмета, несовершенного вида, невозвратный.
Ученик. В последней строке я вижу глагол «зеленеть» », который отвечает на вопрос что делать?, обозначает действие предмета. Он несовершенного вида, невозвратный.
Учитель. Проверим правильность выполнения задания по эталону.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
Учитель. Ребята, оцените свою работу.
Учитель. А теперь вам предстоит поработать в группах по карточкам №3 «Собери пословицу». Закрепим теоретические знания и практические умения Ваша задача: собрать пословицы, назвать глагол(ы) 2-го лица единственного числа.
1. Работа и мучит,
1. а от труда здоровеет.
2. Кто труд любит,
2. не вырубишь топором.
3. Человек от лени болеет,
3. долго спать не будет.
4. Напишешь пером,
4. и кормит, и учит.
5. Всякая работа
5. мастера хвалит.
Ученик. Работа и мучит, и кормит, и учит. Кто труд любит, долго спать не будет. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет
Ученик. Напишешь пером, не вырубишь топором. Всякая работа мастера хвалит.
Ученик. Мы в пословицах обнаружили только один глагол 2-го лица единственного числа – это глагол напишешь
Учитель. Проверьте правильность выполнения задания по эталону, спроецированному на экране.
Эталон к проверке задания по карточке №3 «Собери пословицу»
1. Работа и мучит,
4. и кормит, и учит.
2. Кто труд любит,
3. долго спать не будет.
3. Человек от лени болеет,
1. а от труда здоровеет.
4. Напишешь (2-е л.. ед.ч.) пером,
2. не вырубишь топором.
5. Всякая работа
5. мастера хвалит.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
Учитель. Есть кто выполнил без единой ошибки? (Дети поднимают руки). А кто сделал 1-2 ошибки? (Дети поднимают руки). Оцените себя на данном этапе урока.
Учитель. Выполните упражнение №268 учебника в парах. Прочитайте выразительно пословицы. Объясните друг другу правописание выделенных орфограмм. Найдите в тексте возвратный глагол
НЕ натопишЬ – НЕ согреешЬся.
НЕ сиди сложа руки, так НЕ будет и скуки.
НЕ хвались сам, а жди, когда люди похвалят.
Правда в огне НЕ горит и в воде НЕ тонет.
Ученик. Не с глаголами пишется раздельно: не натопишь, не согреешься, не сиди, не будет, не хвались, не горит, не тонет. Глагол «не согреешься» является возвратным, так как имеет суффикс -ся
Ученик. В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа пишется Ь: натопишь, согреешься
Учитель. Сверьте свои результаты с эталоном.
Эталон к проверке упражнения №268
НЕ натопишЬ – НЕ согреешЬся (возвр.). (НЕ с глаголами пишется раздельно, у глаголов 2-го лица единственного числа в окончании всегда пишется Ь)
НЕ сиди сложа руки, так НЕ будет и скуки. (НЕ с глаголами пишется раздельно)
НЕ хвались сам, а жди, когда люди похвалят. (НЕ с глаголами пишется раздельно)
Правда в огне НЕ горит и в воде НЕ тонет. (НЕ с глаголами пишется раздельно)
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
Учитель. Есть кто выполнил без единой ошибки? (Дети поднимают руки). А кто сделал 1-2 ошибки? (Дети поднимают руки). Оцените себя на данном этапе урока.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Ученики. Да, мы уверены в своих умениях.
Учитель. Как проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Учитель. А теперь задание для всех: давайте представим, что каждый из вас уже не ученик 6 класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника... И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Найдите в тексте глаголы-олицетворения. (Текст проецируется на экран, и раздаются распечатки.)
СКАЗКА ПРО ОДУВАНЧИКИ
(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять)по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.
А зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она, а в траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима! (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой).
Учитель. Проверьте работу по эталону:
Эталон к проверке «СКАЗКИ ПРО ОДУВАНЧИКИ»
Встало весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло гулять по небу.Взмахнуло солнышко золотым рукавом. Брызнули солнечные пылинки. Засветились на земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.
А зима пряталась в дремучем лесу, в сыром овраге. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек. Разозлилась зима! Запорошила она снегом веселые огоньки и ушла на север.
Так теперь одуванчики в желтом платье щеголяют, а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой)
Ученик. Все глаголы, которые мы выбрали это глаголы-олицетворения, потому что они придают неодушевленным предметам черты живых.
Учитель. Что у вас вызвало затруднение?
Ученик. Затруднений не было.
Учитель. Есть те, кто справился без единой ошибки?
Ученик. Есть.
Учитель. Молодцы! Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?
Ученик. Мы пополнили копилку знаний о роли глагола в речи.
Ученик. Узнали, что в тексте глагол может являться олицетворением.
Учитель. С какой частью речи мы сегодня работали на уроке?
Ученик. Мы сегодня говорили о глаголе как части речи.
Учитель. Что нового узнали на уроке?
Ученик. Я узнал, что слово «Глагол» образовано от старославянского слова «глаголить».
Ученик. Впервые ввёл термин «глагол» А. М. Пешковский.
Ученик. Глаголы могут иметь различные лексические значения
Ученик. Глагол имеет совершенный и несовершенный вид, 1 и 2 спряжение, бывает возвратным и невозвратным.
Ученик. В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений.
Ученик. Глаголы по частоте употребления занимают второе место
Учитель. Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
Ученик. Да, достигли.
Учитель. Какие трудности у вас появились в процессе работы?
Ученик. Мне трудно было определить вид глагола.
Учитель. Как вы преодолели эти трудности?
Ученик. Мне помог вспомнить алгоритм определения спряжения глагола мой товарищ по парте.
Учитель. Дайте оценку вашей работе на уроке. На бумажных сотовых телефонах напишите SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок, опишите, как плодотворно вы работали.
Учитель. Я предлагаю вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился определять морфологические признаки глагола, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упражнение 263, в котором нужно отгадать загадки и ответить на вопрос: какие слова «подсказали» ответы к загадкам?
2. Кто научился определять морфологические признаки глагола, но не уверен, что сможет объяснить тему товарищу, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 269.
3. Кто научился доказывать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и
напишет сочинение-рассуждение: как он понимает смысл высказывания А.М. Пешковского «Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены»
4. Задания для умников и умниц!
Вспомните забавный эпизод из вашего детства и напишите об этом. Начать можно так: Когда мне было … лет, я …
Учитель. Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились, и знания точно уж вам пригодились