Лексика русского языка. Слово и его лексическое значение. Внутренняя форма слова
Лексика русского языка. Слово и его лексическое значение. Внутренняя форма слова
- Углубить знания учащихся о слове как двусторонней единице языка, лексическом значении слова, роли слова в жизни человека; развивать умение определять и формулировать значение слова в контексте; дать представление о внутренней форме слова, развивать умение определять ее; формировать умение анализировать примеры использования внутренней формы, этимологии слов в художественной литературе; - развивать навык выразительного чтения, монологической речи учащихся;- воспитывать гражданскую позицию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лексика русского языка. Слово и его лексическое значение. Внутренняя форма слова»
Урок 17
Лексика русского языка. Слово и его лексическое значение. Внутренняя форма слова
Цели:
- Углубить знания учащихся о слове как двусторонней единице языка, лексическом значении слова, роли слова в жизни человека; развивать умение определять и формулировать значение слова в контексте; дать представление о внутренней форме слова, развивать умение определять ее; формировать умение анализировать примеры использования внутренней формы, этимологии слов в художественной литературе;
- развивать навык выразительного чтения, монологической речи учащихся;
- воспитывать гражданскую позицию
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация
1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложения.
Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувство и состояние, какие писатель хотел ему передать. (К.Г.Паустовский)
- Объясните правописание слов и расстановку знаков препинания.
- Составьте схему предложения, определите вид подчинения
- Определите, сколько рядов однородных членов в этом предложении.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Чтение теоретического материала- § 19
2. Беседа по вопросам.
- Что такое лексика? Дайте понятие этого термина. (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы)
- Как называется раздел языкознания, где изучается лексика (Лексикология. )
- Как вы понимаете лексическое значение слова? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.)
- Как называется наука, рассматривающая эти значения? (Семантика (семасиология), от греч. семантикос - обозначающий.)
- Какие вы знаете словари, дающие толкования слов?
Слово учителя.
Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качество числом: рьяный - очень усердный, повстречать - случайно встретить.
Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак). Например: бархат - плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом, где общее - ткань, а различительное - шелковая или хлопчатобумажная, с ворсом. Таким образом, лексическое значение состоит из многих составляющих (компонентов). Слово может иметь и несколько лексических значений.
Лексическое значение есть у большинства знаменательных частей речи, так как они называют предметы, их признаки, количество, действия, признаки действия, добавочные действия.
Местоимения лишены номинативной функции, так как они только указывают на предметы, их признаки и количество, но не называют их.
Не выполняют этой функции и служебные части речи, так как они используются для образования сочетаний слов, соединения членов предложения и предложений, для образования форм глаголов и имен прилагательных, а также для придания дополнительных значений словам и предложениям и выражают грамматические значения, а не лексические.
Чтение теоретического материала § 20
- Что такое внутренняя форма слова?
- Что изучает этимология?
3. Упр. 153 (устно). Внутренняя форма слова.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Рабочая тетрадь, задание 25. Прочитайте стихотворение Е.Евтушенко. Выпишите выделенные слова и объясните лексическое значение выделенных слов, при необходимости обращайтесь к словарю
Я не играю в демократа,
когда от Родины вдали
всей шкурой чувствую как брата
любого нищего земли.
Я не играю в гуманиста,
когда у драного плетня
под переборы гармониста
крестьянской песней ранен я.
Я не играю в либерала,
когда хочу, чтобы сперва
жизнь у людей не отбирала
их небольшие, но права.
Я не играю в патриота,
когда под волчье улюлю
хриплю в тайге в тисках болота:
«Россия, я тебя люблю».
Я не играю в гражданина
земного шара, если мне
так жаль тебя, парижский рынок,
с Арбатом старым наравне.
И ни в кого я не играю,
ни у кого не в кабале,
или в избе, или вигваме,
на сцене или в кабаке.
И демагогам не в угоду
я каждый день бросаюсь в бой
и умираю за свободу -
свободу быть самим собой.
2. Занимательный словарь.
Либерал - политик (да и просто человек), для которого высшей ценностью является свобода, который ставит свободу, соблюдение прав каждого отдельного человека выше интересов государственной машины. В этом - . изначальный смысл либерализма. Но трудно найти другое имя, опошленное больше, чем это, - господи, кто только не называет себя нынче либералом!
Демагог - человек или политический деятель с хорошо подвешенным языком, ловкий и изворотливый краснобай. Лицемер, который, хорошо зная истинное положение вещей, готов извратить любые факты и оправдать любую гнусность. Он способен врать всем прямо в глаза, но предпочитает обычно говорить полуправду; словесный мошенник и шулер, прикрывающий свои низменные интересы высокопарной болтовней о светлых идеалах и принципах.
Демократ – политик, сторонник демократии. Демократия - власть народа, самая сложная по организации, но и самая прочая политическая система ХХ века. Она построена на убеждении, что все люди рождаются равными и обладают одинаковыми правами, что каждый человек - свободная личность, и общество может вмешиваться в его дела, только если он начинает ограничивать такую же свободу других людей. Для того, чтобы политику государства направляли интересы всех граждан, чтобы не допустить бесконтрольности власти большинства, которая, в принципе, может перерасти в' единоличную диктатуру, власть при демократии разделена на несколько самостоятельных и независимых друг от друга ветвей: исполнительная власть, законодательная власть, судебная власть.
А кроме того, за всеми этими контролирующими друг друга властями следит свободная пресса. Вездесущие и пронырливые журналисты постоянно суют нос в самые потайные уголки любой власти и все её грешки выставляют со скандалом на всеобщее обозрение. А в дополнение к этому имеется ещё и так называемое гражданское общество - огромное количество самых различных самостоятельных и очень активных организаций, защищающих самые разнообразные интересы людей: профсоюзы наемных работников и объединения предпринимателей, организации пенсионеров и молодежи, любителей пива и трезвенников, мужчин и женщин и прочее, прочее, прочее.
3. Запишите текст. Определите его тему и тип речи. Укажите ключевые слова.
Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я поставил бы три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство. И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить никогда. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа, теряет лучшие духовные качества. Кто забывaeт, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожитъ хлебом. Какой бы из этих трех могучих корней ни был поврежден у человека, он перестает быть настоящим человеком. (В.Сухомлинский)
- Объясните правописание слов и расстановку знаков препинания.
- Составьте схемы предложений. В сложноподчиненных предложениях определите вид придаточных и вид подчинения.