kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика русского языка. Слово и его лексическое значение. Внутренняя форма слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Углубить знания учащихся о слове как двусторонней единице языка, лексическом значении слова, роли слова в жизни человека; развивать умение определять и формулировать значение слова в контексте; дать представление о внутренней форме слова, развивать умение определять ее; формировать умение анализировать примеры использования внутренней формы, этимологии слов в художественной литературе; - развивать навык выразительного чтения, монологической речи учащихся;- воспитывать гражданскую позицию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексика русского языка. Слово и его лексическое значение. Внутренняя форма слова»

Урок 17

Лексика русского языка. Слово и его лексическое значение. Внутренняя форма слова


Цели:

- Углубить знания учащихся о слове как двусторонней единице языка, лексическом значении слова, роли слова в жизни человека; развивать умение определять и формулировать значение слова в контексте; дать представление о внутренней форме слова, развивать умение определять ее; формировать умение анализировать примеры использования внутренней формы, этимологии слов в художественной литературе;

- развивать навык выразительного чтения, монологической речи учащихся;

- воспитывать гражданскую позицию


Ход урока


I. Организационный момент


II. Актуализация

1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложения.

Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувство и состояние, какие писатель хотел ему передать. (К.Г.Паустовский)


- Объясните правописание слов и расстановку знаков препинания.

- Составьте схему предложения, определите вид подчинения

- Определите, сколько рядов однородных членов в этом предложении.


III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Чтение теоретического материала- § 19


2. Беседа по вопросам.

- Что такое лексика? Дайте понятие этого термина. (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы)

- Как называется раздел языкознания, где изучается лексика (Лексикология. )

- Как вы понимаете лексическое значение слова? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.)

- Как называется наука, рассматривающая эти значения? (Семантика (семасиология), от греч. семантикос - обозначающий.)

- Какие вы знаете словари, дающие толкования слов?


Слово учителя.

Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качество числом: рьяный - очень усердный, повстречать - случайно встретить.

Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак). Например: бархат - плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом, где общее - ткань, а различительное - шелковая или хлопчатобумажная, с ворсом. Таким образом, лексическое значение состоит из многих составляющих (компонентов). Слово может иметь и несколько лексических значений.

Лексическое значение есть у большинства знаменательных частей речи, так как они называют предметы, их признаки, количество, действия, признаки действия, добавочные действия.

Местоимения лишены номинативной функции, так как они только указывают на предметы, их признаки и количество, но не называют их.

Не выполняют этой функции и служебные части речи, так как они используются для образования сочетаний слов, соединения членов предложения и предложений, для образования форм глаголов и имен прилагательных, а также для придания дополнительных значений словам и предложениям и выражают грамматические значения, а не лексические.

Чтение теоретического материала § 20

- Что такое внутренняя форма слова?

- Что изучает этимология?


3. Упр. 153 (устно). Внутренняя форма слова.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Рабочая тетрадь, задание 25. Прочитайте стихотворение Е.Евтушенко. Выпишите выделенные слова и объясните лексическое значение выделенных слов, при необходимости обращайтесь к словарю


Я не играю в демократа,

когда от Родины вдали

всей шкурой чувствую как брата

любого нищего земли.


Я не играю в гуманиста,

когда у драного плетня

под переборы гармониста

крестьянской песней ранен я.


Я не играю в либерала,

когда хочу, чтобы сперва

жизнь у людей не отбирала

их небольшие, но права.


Я не играю в патриота,

когда под волчье улюлю

хриплю в тайге в тисках болота:

«Россия, я тебя люблю».


Я не играю в гражданина

земного шара, если мне

так жаль тебя, парижский рынок,

с Арбатом старым наравне.


И ни в кого я не играю,

ни у кого не в кабале,

или в избе, или вигваме,

на сцене или в кабаке.


И демагогам не в угоду

я каждый день бросаюсь в бой

и умираю за свободу -

свободу быть самим собой.

2. Занимательный словарь.

Либерал - политик (да и просто человек), для которого высшей ценностью является свобода, который ставит свободу, соблюдение прав каждого отдельного человека выше интересов государственной машины. В этом - . изначальный смысл либерализма. Но трудно найти другое имя, опошленное больше, чем это, - господи, кто только не называет себя нынче либералом!


Демагог - человек или политический деятель с хорошо подвешенным языком, ловкий и изворотливый краснобай. Лицемер, который, хорошо зная истинное положение вещей, готов извратить любые факты и оправдать любую гнусность. Он способен врать всем прямо в глаза, но предпочитает обычно говорить полуправду; словесный мошенник и шулер, прикрывающий свои низменные интересы высокопарной болтовней о светлых идеалах и принципах.


Демократ – политик, сторонник демократии. Демократия - власть народа, самая сложная по организации, но и самая прочая политическая система ХХ века. Она построена на убеждении, что все люди рождаются равными и обладают одинаковыми правами, что каждый человек - свободная личность, и общество может вмешиваться в его дела, только если он начинает ограничивать такую же свободу других людей. Для того, чтобы политику государства направляли интересы всех граждан, чтобы не допустить бесконтрольности власти большинства, которая, в принципе, может перерасти в' единоличную диктатуру, власть при демократии разделена на несколько самостоятельных и независимых друг от друга ветвей: исполнительная власть, законодательная власть, судебная власть.

А кроме того, за всеми этими контролирующими друг друга властями следит свободная пресса. Вездесущие и пронырливые журналисты постоянно суют нос в самые потайные уголки любой власти и все её грешки выставляют со скандалом на всеобщее обозрение. А в дополнение к этому имеется ещё и так называемое гражданское общество - огромное количество самых различных самостоятельных и очень активных организаций, защищающих самые разнообразные интересы людей: профсоюзы наемных работников и объединения предпринимателей, организации пенсионеров и молодежи, любителей пива и трезвенников, мужчин и женщин и прочее, прочее, прочее.


3. Запишите текст. Определите его тему и тип речи. Укажите ключевые слова.

Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я поставил бы три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство. И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить никогда. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа, теряет лучшие духовные качества. Кто забывaeт, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожитъ хлебом. Какой бы из этих трех могучих корней ни был поврежден у человека, он перестает быть настоящим человеком. (В.Сухомлинский)


- Объясните правописание слов и расстановку знаков препинания.

- Составьте схемы предложений. В сложноподчиненных предложениях определите вид придаточных и вид подчинения.


V. Этап информации о домашнем задании

§ 19, 20

Упр. 151 (подготовиться к словарному диктанту)

Упр. 158


VI. Подведение итогов


VII. Этап рефлексии



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Лексика русского языка. Слово и его лексическое значение. Внутренняя форма слова

Автор: Найзабаева Майра Рустембековна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Активные процессы в лексике русского языка"
    ["seo_title"] => string(49) "aktivnyie_protsiessy_v_lieksikie_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "351674"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477250800"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Словарная работа на уроках русского языка ( доклад на ШМО учителей начальных классов)"
    ["seo_title"] => string(80) "slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_doklad_na_shmo_uchitieliei_nachal_"
    ["file_id"] => string(6) "444504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513325901"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по предмету русский язык 7 класс к учебнику М.М. Разумовской "
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-russkii-iazyk-7-klass-k-uchiebniku-m-m-razumovskoi"
    ["file_id"] => string(6) "127644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415353580"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока  «Типы переносных значений слов» "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-tipy-pierienosnykh-znachienii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "184767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426091335"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "обобщение по теме лексика и словообразование."
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchieniie_po_tiemie_lieksika_i_slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "372043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482308781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства