kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные процессы в лексике русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой материал для проведения уроков русского языка. В работе представлены результаты исследования отдельных активных процессов, происходящих в лексике русского языка, начиная с 90 – х годов 20 века. В работе на конкретном фактическом материале показаны  наиболее активные процессы современного словопроизводства и в связи с этим выявлены наиболее общие закономерности развития словообразовательной системы современного русского языка. Материал отражает основные процессы в лексике русского языка, особое внимание уделено «знаковым» словам эпохи и семантическим процессам в лексике.

   Язык, как и море, снимет бурлящую пену, успокоится,

обогатившись свежими вливаниями.

                                                                             Н.С.Валгина

Лексика, лексический фонд языка, как составная часть единой языковой системы, существенно отличается от других сторон языка - фонетического строя, морфологии, синтаксиса. Это отличие состоит в непосредственной обращенности к действительности. Поэтому именно в лексике прежде всего отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Язык находится в постоянном движении, его эволюция тесно связана с историей и культурой народа. Каждое новое поколения вносит нечто новое не только в общественное устройство, в философское и эстетическое осмысление действительности, но и в способы выражения этого осмысления средствами языка. И прежде всего такими средствами оказываются новые слова, новые значения слов, новые оценки того значения, которое заключено в известных словах.

Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в нашу эпоху, эпоху кризиса экономики, отличительной чертой которой стала раскрепощённость языка, ослабление «внутреннего цензора» и как следствие – обилие всевозможных новообразований.

Нам представляется, что анализ новообразований в этих временных рамках позволит сделать некоторые выводы о появлении новых слов в пределах определенного отрезка времени, определить возрастание или затухание продуктивности той или иной словообразовательной модели или морфемы, установить наиболее активные звенья современных словообразовательных процессов.

Цель работы – продемонстрировать на конкретном фактическом материале наиболее активные процессы современного словопроизводства и в связи с этим выявить наиболее общие закономерности развития словообразовательной системы современного русского языка, проследить активизацию отдельных звеньев словообразовательной системы. В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

описать факторы обогащения номинативного фонда русского языка;

проследить активизацию отдельных звеньев словообразовательной системы;

выделить «ключевые слова» нашей эпохи, отметить их особенности;

выявить наиболее общие тенденции развития словообразовательной системы русского языка.

1. Коренные изменения, произошедшие в 90-е годы XX века.

  • Изменение государственности.
  • Отказ от прошлых социальных, экономических, политических и духовных основ общественной жизни.
  • Увеличение объема знаний, которыми располагает человечество.

Языковая эволюция

  • изменение значений слов
  • переосмысление, наращение новой семантики
  • стилистические переоценки слов
  • рождение новых слов

Причины изменения условий функционирования русского языка

Активность СМИ,

их установка на живое непринужденное общение 

повлияла

  • на изменение норм литературного языка
  • изменила психологическое отношение населения к языку
  • расширила сферы спонтанного общения

Это открыло границы литературного языка для лексики разговорной, просторечной и жаргонной.

  •  Свобода форм выражения породила тенденцию к небывалому словотворчеству.
  • В сфере публичного общения произошло стирание и ослабление официальности.
  • В основе активных процессов в лексике лежат изменения в психологической установке масс, в их новом «языковом вкусе».

2. Внешние причины изменения словарного состава языка

  • развитие техники и науки,
  •  расширение международных контактов,
  • специализация профессиональной производственной деятельности,
  • изменения в экономической, политической жизни.

3. Основные процессы в лексике

  • Это уход из употребления устаревших или устаревающих слов, выражающих неактуальные для сегодняшнего дня понятия;
  • это появление новых слов, понятийно актуальных, ранее отсутствовавших в языке;
  • это возвращение к жизни прежде неактуальных лексем, связанных с понятиями религии, дореволюционного образования, административно-территориального деления, социальной структуры общества;
  • это иноязычные заимствования и разрастание сфер распространения жаргонной лексики и расширение состава лексических групп
  • это переоценка некоторого круга слов, связанных с социально-экономическим переустройством российского общества;

уходят:

  • реалии советской действительности: партком, соцсоревнование, планерка, агитбригада, колхоз, колхозник, совхоз;
  • стандартные клише, сложившиеся за годы советской власти: председатель колхоза, ударник коммунистического труда, великие стройки коммунизма, коммунистическое воспитание, трудовой порыв, советский образ жизни, исторические решения пленумов партии, маяки пятилетки, ленинский стиль руководства.
  • Многие выражения из ритуального языка социалистического общества получают отрицательную оценочность, употребляются в иронических контекстах: светлое будущее, счастливое детство, мудрый вождь, учитель; родное советское правительство; руководящая и направляющая; ум, честь и совесть и др.
  •  На базе подобных клише возникают по их образцу иронические сочетания типа светлое прошлое, вперед к капитализму, назад в светлое будущее, капитализм в отдельно взятой области и др.

возвращаются:

  • наименования социальной структуры дореволюционной России - атаман, казачий круг, дворянское собрание, купечество;
  • административная лексика - губернатор, департамент, муниципальный округ;
  •  лексика образования - гимназия, лицей;
  • названия лиц по социальному статусу - предприниматель, коммерсант, акционер;
  • религиозная лексика старославянского происхождения - благорасположенность, благотворительность, инакомыслие, покаяние, милосердие;
  •  конфессионная лексика - вера, всенощная, грех, заповедь, исповедь, литургия.

Создается новая фразеология

  • новые русские, средний класс, адресные меры, дикий рынок, шоковая терапия, чемоданы улик («чемоданы» против президента, компромат в чемоданах), теневая экономика, теневые доходы, отмывание денег, прораб перестройки, пакет предложений, момент истины, агент влияния, русскоязычное население, лицо кавказской национальности, страны ближнего (дальнего) зарубежья, группа поддержки, товарищество с ограниченной ответственностью, потребительская корзина, встреча без галстуков, размер минимальной зарплаты.

4. «Знаковые» слова эпохи

  • модель,
  • обвал,
  • беспредел,
  •  раскрутка,
  • тусовка,
  • крутой

5. Семантические процессы в лексике

Среди семантических процессов выделяются три основных:

  • расширение значения
  • переосмысление.
  • сужение значения
  • слова рынок, клуб, дом  явно расширили свое значение. Мы привыкли связывать понятие «рынок» с реалиями советской жизни - колхозным и совхозным хозяйством. Сегодня появились: оптовый рынок, муниципальный, вещевой. В таких контекстах отражен процесс создания рыночных отношений в стране.
  • Расширило сферу своего употребления и слово дом. До недавнего времени мы знали формулы «дом + род. п.» -Дом обуви, Дом тканей, Дом одежды - т.е. специализированные магазины, или Дом актера, Дом журналиста - учреждения типа «клуб профессионалов». Сегодня появились названия торговых и коммерческих фирм: Издательский дом, Компьютерный дом, Страховой дом; возродилось старое значение «предприятие, заведение»: Торговый дом «Библио-Глобус», Торговый дом на Смольной, Торговый дом ГУМ и др.
  • Очень широкую сферу применения получил термин экология (гр. oikos - дом, родина + logos - понятие, учение) - раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных или растений с окружающей средой (экология животных, растений, человека). В настоящее время употребление термина распространилось и на социальную сферу, сферу культуры, нравственности и т.п.: социальная экология, экология культуры, экологическая этика, экология слова,экология души.
  • Таким образом, все чаще в слове звучит семантический компонент «бережное отношение к чему-либо».

Изменение значений, переосмысление слов

  • ползунок
  • комбайн
  • художница
  • челноки
  • позвоночник
  • подснежник
  • захлопывание
  • Слова милосердие и совесть в современном языке явно претерпело серьезные изменения.

Таким образом, именно в лексике прежде всего отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Язык находится в постоянном движении, его эволюция тесно связана с историей и культурой народа.

Заключение.

Анализ фактического материала позволяет наблюдать самые подвижные, протекающие на наших глазах языковые процессы.

Пополнение лексического фонда обусловлено различными факторами, среди которых наиболее необходимо выделять два: экстралингвистические и внутренние стимулы языкового развития. Достаточно ярко выражено действие внешних факторов, соотносимых с общественными и политическими процессами, происходящими в жизни государства. Внутренние же преобразования менее заметны, но играют не меньшую роль в языковом развитии. При анализе факторов обогащения номинативного фонда необходим и учёт и внешних, и внутренних стимулов, что позволит представить наиболее полную картину действия различных стимулов, способствующих появлению новообразований.

Необходимо отметить, что в современном словопроизводстве обнаруживаются те же черты, которые характерны для современного языка в целом: рост личного начала, перемещение в центр сферы употребления периферийной лексики (сниженной лексики разного рода).

Свобода от ограничений разного рода способствует раскрепощённости языка. Особую активность обнаруживают так называемые «ключевые слова эпохи», то есть те слова, которые находятся в фокусе социального внимания.

Названные в работе новации, обязанные коренным изменениям в общественно-политической, экономической и культурной жизни нашей страны за последние десятилетия, привели к обновлению состава лексики русского языка. Все механизмы его действуют сверхактивно. Какие из новообразований нашего времени уйдут в небытие, а какие сохранятся, напоминая об эпохе перестройки и гласности, о событиях 1991, 1993гг., о времени пост тоталитаризма, покажет лишь будущее.

Литература

Аверьянова А. Д. Как рождаются слова. -М.: Наука, 1979.

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М. 1966.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык, Логос, 2006.

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -М.: Высшая школа, 1972.

Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. -М.: Наука, 1959.

Даль В. Толковый словарь живого великого языка. Т. 1-4., -М., 1956.

Касьянова В.М. Новое время – новые времена // РЯШ. 1987. -№5.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М.: Русский язык, 1992.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

Шанский Н.В. Очерки по русскому словообразованию. –М.: МГУ, 1968.

Язык и общество. –М.: Знание, 1993.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта:

hi-edu.ru › e-books/xbook050/01/part-009.htm

unn.ru › pages/issues/vestnik/9999-0196_West

lingvotech.com › prosessivlecsikeifraz

gramota.ru›

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активные процессы в лексике русского языка»

Активные процессы в лексике русского языка


Смыслова Г.Ф.

учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Вязовка» Татищевского района

Саратовской области


Аннотация

Данная работа представляет собой материал для проведения уроков русского языка . В работе представлены результаты исследования отдельных активных процессов, происходящих в лексике русского языка, начиная с 90 – х годов 20 века. В работе на конкретном фактическом материале показаны наиболее активные процессы современного словопроизводства и в связи с этим выявлены наиболее общие закономерности развития словообразовательной системы современного русского языка. Материал отражает основные процессы в лексике русского языка, особое внимание уделено «знаковым» словам эпохи и семантическим процессам в лексике.


Язык, как и море, снимет бурлящую пену, успокоится,

обогатившись свежими вливаниями.

Н.С.Валгина

Лексика, лексический фонд языка, как составная часть единой языковой системы, существенно отличается от других сторон языка - фонетического строя, морфологии, синтаксиса. Это отличие состоит в непосредственной обращенности к действительности. Поэтому именно в лексике прежде всего отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Язык находится в постоянном движении, его эволюция тесно связана с историей и культурой народа. Каждое новое поколения вносит нечто новое не только в общественное устройство, в философское и эстетическое осмысление действительности, но и в способы выражения этого осмысления средствами языка. И прежде всего такими средствами оказываются новые слова, новые значения слов, новые оценки того значения, которое заключено в известных словах.

Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в нашу эпоху, эпоху кризиса экономики, отличительной чертой которой стала раскрепощённость языка, ослабление «внутреннего цензора» и как следствие – обилие всевозможных новообразований.

Нам представляется, что анализ новообразований в этих временных рамках позволит сделать некоторые выводы о появлении новых слов в пределах определенного отрезка времени, определить возрастание или затухание продуктивности той или иной словообразовательной модели или морфемы, установить наиболее активные звенья современных словообразовательных процессов.

Цель работы – продемонстрировать на конкретном фактическом материале наиболее активные процессы современного словопроизводства и в связи с этим выявить наиболее общие закономерности развития словообразовательной системы современного русского языка, проследить активизацию отдельных звеньев словообразовательной системы. В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

описать факторы обогащения номинативного фонда русского языка;

проследить активизацию отдельных звеньев словообразовательной системы;

выделить «ключевые слова» нашей эпохи, отметить их особенности;

выявить наиболее общие тенденции развития словообразовательной системы русского языка.

1. Коренные изменения, произошедшие в 90-е годы XX века.

  • Изменение государственности.

  • Отказ от прошлых социальных, экономических, политических и духовных основ общественной жизни.

  • Увеличение объема знаний, которыми располагает человечество.

Языковая эволюция

  • изменение значений слов

  • переосмысление, наращение новой семантики

  • стилистические переоценки слов

  • рождение новых слов

Причины изменения условий функционирования русского языка

Активность СМИ,

их установка на живое непринужденное общение

повлияла


  • на изменение норм литературного языка

  • изменила психологическое отношение населения к языку

  • расширила сферы спонтанного общения


Это открыло границы литературного языка для лексики разговорной, просторечной и жаргонной.


  • Свобода форм выражения породила тенденцию к небывалому словотворчеству.


  • В сфере публичного общения произошло стирание и ослабление официальности.

  • В основе активных процессов в лексике лежат изменения в психологической установке масс, в их новом «языковом вкусе».


2. Внешние причины изменения словарного состава языка

  • развитие техники и науки,

  • расширение международных контактов,

  • специализация профессиональной производственной деятельности,

  • изменения в экономической, политической жизни.

3. Основные процессы в лексике

  • Это уход из употребления устаревших или устаревающих слов, выражающих неактуальные для сегодняшнего дня понятия;

  • это появление новых слов, понятийно актуальных, ранее отсутствовавших в языке;

  • это возвращение к жизни прежде неактуальных лексем, связанных с понятиями религии, дореволюционного образования, административно-территориального деления, социальной структуры общества;

  • это иноязычные заимствования и разрастание сфер распространения жаргонной лексики и расширение состава лексических групп

  • это переоценка некоторого круга слов, связанных с социально-экономическим переустройством российского общества;



уходят:

  • реалии советской действительности: партком, соцсоревнование, планерка, агитбригада, колхоз, колхозник, совхоз;

  • стандартные клише, сложившиеся за годы советской власти: председатель колхоза, ударник коммунистического труда, великие стройки коммунизма, коммунистическое воспитание, трудовой порыв, советский образ жизни, исторические решения пленумов партии, маяки пятилетки, ленинский стиль руководства.

  • Многие выражения из ритуального языка социалистического общества получают отрицательную оценочность, употребляются в иронических контекстах: светлое будущее, счастливое детство, мудрый вождь, учитель; родное советское правительство; руководящая и направляющая; ум, честь и совесть и др.

  • На базе подобных клише возникают по их образцу иронические сочетания типа светлое прошлое, вперед к капитализму, назад в светлое будущее, капитализм в отдельно взятой области и др.

возвращаются:

  • наименования социальной структуры дореволюционной России - атаман, казачий круг, дворянское собрание, купечество;

  • административная лексика - губернатор, департамент, муниципальный округ;

  • лексика образования - гимназия, лицей;

  • названия лиц по социальному статусу - предприниматель, коммерсант, акционер;

  • религиозная лексика старославянского происхождения - благорасположенность, благотворительность, инакомыслие, покаяние, милосердие;

  • конфессионная лексика - вера, всенощная, грех, заповедь, исповедь, литургия.

Создается новая фразеология

  • новые русские, средний класс, адресные меры, дикий рынок, шоковая терапия, чемоданы улик («чемоданы» против президента, компромат в чемоданах), теневая экономика, теневые доходы, отмывание денег, прораб перестройки, пакет предложений, момент истины, агент влияния, русскоязычное население, лицо кавказской национальности, страны ближнего (дальнего) зарубежья, группа поддержки, товарищество с ограниченной ответственностью, потребительская корзина, встреча без галстуков, размер минимальной зарплаты.

4. «Знаковые» слова эпохи

  • модель,

  • обвал,

  • беспредел,

  • раскрутка,

  • тусовка,

  • крутой

5. Семантические процессы в лексике

Среди семантических процессов выделяются три основных:


  • расширение значения

  • переосмысление.

  • сужение значения

  • слова рынок, клуб, дом явно расширили свое значение. Мы привыкли связывать понятие «рынок» с реалиями советской жизни - колхозным и совхозным хозяйством. Сегодня появились: оптовый рынок, муниципальный, вещевой. В таких контекстах отражен процесс создания рыночных отношений в стране.

  • Расширило сферу своего употребления и слово дом. До недавнего времени мы знали формулы «дом + род. п.» -Дом обуви, Дом тканей, Дом одежды - т.е. специализированные магазины, или Дом актера, Дом журналиста - учреждения типа «клуб профессионалов». Сегодня появились названия торговых и коммерческих фирм: Издательский дом, Компьютерный дом, Страховой дом; возродилось старое значение «предприятие, заведение»: Торговый дом «Библио-Глобус», Торговый дом на Смольной, Торговый дом ГУМ и др.

  • Очень широкую сферу применения получил термин экология (гр. oikos - дом, родина + logos - понятие, учение) - раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных или растений с окружающей средой (экология животных, растений, человека). В настоящее время употребление термина распространилось и на социальную сферу, сферу культуры, нравственности и т.п.: социальная экология, экология культуры, экологическая этика, экология слова ,экология души.

  • Таким образом, все чаще в слове звучит семантический компонент «бережное отношение к чему-либо».

Изменение значений, переосмысление слов

  • ползунок

  • комбайн

  • художница

  • челноки

  • позвоночник

  • подснежник

  • захлопывание

  • Слова милосердие и совесть в современном языке явно претерпело серьезные изменения.


Таким образом, именно в лексике прежде всего отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Язык находится в постоянном движении, его эволюция тесно связана с историей и культурой народа.



Заключение.

Анализ фактического материала позволяет наблюдать самые подвижные, протекающие на наших глазах языковые процессы.

Пополнение лексического фонда обусловлено различными факторами, среди которых наиболее необходимо выделять два: экстралингвистические и внутренние стимулы языкового развития. Достаточно ярко выражено действие внешних факторов, соотносимых с общественными и политическими процессами, происходящими в жизни государства. Внутренние же преобразования менее заметны, но играют не меньшую роль в языковом развитии. При анализе факторов обогащения номинативного фонда необходим и учёт и внешних, и внутренних стимулов, что позволит представить наиболее полную картину действия различных стимулов, способствующих появлению новообразований.

Необходимо отметить, что в современном словопроизводстве обнаруживаются те же черты, которые характерны для современного языка в целом: рост личного начала, перемещение в центр сферы употребления периферийной лексики (сниженной лексики разного рода).

Свобода от ограничений разного рода способствует раскрепощённости языка. Особую активность обнаруживают так называемые «ключевые слова эпохи», то есть те слова, которые находятся в фокусе социального внимания.

Названные в работе новации, обязанные коренным изменениям в общественно-политической, экономической и культурной жизни нашей страны за последние десятилетия, привели к обновлению состава лексики русского языка. Все механизмы его действуют сверхактивно. Какие из новообразований нашего времени уйдут в небытие, а какие сохранятся, напоминая об эпохе перестройки и гласности, о событиях 1991, 1993гг., о времени пост тоталитаризма, покажет лишь будущее.



Литература

Аверьянова А. Д. Как рождаются слова. -М.: Наука, 1979.

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М. 1966.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.. Современный русский язык, Логос, 2006.

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -М.: Высшая школа, 1972.

Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. -М.: Наука, 1959.

Даль В. Толковый словарь живого великого языка. Т. 1-4. , -М., 1956.

Касьянова В.М. Новое время – новые времена // РЯШ. 1987. -№5.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М.: Русский язык, 1992.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

Шанский Н.В. Очерки по русскому словообразованию. –М.: МГУ, 1968.

Язык и общество. –М.: Знание, 1993.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта:

hi-edu.ru › e-books/xbook050/01/part-009.htm

unn.ru › pages/issues/vestnik/9999-0196_West

lingvotech.com › prosessivlecsikeifraz

gramota.ru›





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активные процессы в лексике русского языка

Автор: Смыслова Галина Фёдоровна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок по русскому языку на тему: "Активные процессы в современном языке". 10 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_iazyku_na_temu_aktivnye_protsessy_v_sovremennom_iazyke_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "476512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535444000"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Экология русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "ekologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "166738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422984782"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства