kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика ограниченного употребления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по лексике ограниченного употребления. Расматриваются категории активного и пассивного состава языка, а далее - историзмы и архаизмы. Презентация рассчитана на весь урок. Предложены тестовые задания на проверку знаний по теме "Лексика", затем - новый материал и закрепление изученного в форме различного типа работ (работы с художественным текстом, на соответствие и пр.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексика ограниченного употребления »

Активный и пассивный состав языка .

Активный и пассивный состав языка

.

  • Активный и пассивный состав языка .
Целеполагание

Целеполагание

  • Обобщить изученный материал по теме «Лексика», касающийся лексики ограниченного употребления
  • Систематизировать теоретические основы вопросов по теме «Активный и пассивный словарь русского языка: архаизмы, историзмы и неологизмы»
  • Актуализировать умения, сформированные при их изучении
Повторение пройденного материала

Повторение пройденного материала

  • Фронтальный опрос
  • Проверочная работа
  • Взаимопроверка
  • Работа с соответствиями
ЛЕКСИКА Лексика ограниченного употребления Общеупотребительная лексика

ЛЕКСИКА

Лексика ограниченного употребления

Общеупотребительная лексика

  • Жаргонизмы
  • Диалектизмы
  • Профессионализмы
  • Термины
  • Экзотизмы
Проверочная работа на знание темы «Лексика»  Вариант 1.       Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» неверные. Ответ 1.  Слова, свойственные жителям определенной местности, называются жаргонизмами.   - 2.  К профессионализмам относятся слова, используемые людьми, работающими в одной области науки и техники.   + 3. Молодежный сленг не входит в категорию жаргонизмов.   - 4. Профессионализмы имеют строго научный характер и зафиксированы в словарях с пометкой спец.   - 5. Экзотизмы – это слова, которые используют для создания определенного колорита страны или народа.   +

Проверочная работа на знание темы «Лексика» Вариант 1.

 

 

Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» неверные.

Ответ

1. Слова, свойственные жителям определенной местности, называются жаргонизмами.

  -

2. К профессионализмам относятся слова, используемые людьми, работающими в одной области науки и техники.

  +

3. Молодежный сленг не входит в категорию жаргонизмов.

  -

4. Профессионализмы имеют строго научный характер и зафиксированы в словарях с пометкой спец.

  -

5. Экзотизмы – это слова, которые используют для создания определенного колорита страны или народа.

  +

Проверочная работа на знание темы «Лексика»  Вариант 2.       Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» неверные. Ответ 1. Экзотизмы – это слова, передающие национальную специфику страны или народа.   + 2. Экзотизмы – это слова, которые используют для создания определенного колорита страны или народа.   + 3. Арго не входит в категорию жаргонизмов.     - 4. Диалектизмы характерны для речи населения какой-либо области, района и пр.   + 5. Жаргонизмы отражают жизнь и уровень культуры определенных социальных групп.   +

Проверочная работа на знание темы «Лексика» Вариант 2.

 

 

Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» неверные.

Ответ

1. Экзотизмы – это слова, передающие национальную специфику страны или народа.

  +

2. Экзотизмы – это слова, которые используют для создания определенного колорита страны или народа.

  +

3. Арго не входит в категорию жаргонизмов.

 

  -

4. Диалектизмы характерны для речи населения какой-либо области, района и пр.

  +

5. Жаргонизмы отражают жизнь и уровень культуры определенных социальных групп.

  +

Найдите соответствие Цясы Прошвырнуться Самурай Плечо рычага Суффикс A . жаргонизм B . профессионализм C. термин D . диалектизм E . экзотизм

Найдите соответствие

  • Цясы
  • Прошвырнуться
  • Самурай
  • Плечо рычага
  • Суффикс

A . жаргонизм

B . профессионализм

C. термин

D . диалектизм

E . экзотизм

Проверьте себя Цясы Прошвырнуться Самурай Плечо рычага Суффикс A .  диалектизм B . жаргонизм C.  экзотизм D .  профессионализм E .  термин

Проверьте себя

  • Цясы
  • Прошвырнуться
  • Самурай
  • Плечо рычага
  • Суффикс

A . диалектизм

B . жаргонизм

C. экзотизм

D . профессионализм

E . термин

Словари – показатель …

Словари – показатель …

ЛЕКСИКА Лексика ограниченного употребления Общеупотребительная лексика

ЛЕКСИКА

Лексика ограниченного употребления

Общеупотребительная лексика

  • Жаргонизмы
  • Диалектизмы
  • Профессионализмы
  • Термины
  • Экзотизмы
  • Устаревшие слова
  • Неологизмы
Устаревшие слова

Устаревшие слова

Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть!  Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие.          Гораций          Эпиграф к теме занятия

Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие.

Гораций

Эпиграф к теме занятия

Выпишите устаревшие слова  На другой день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем.  Прошел день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем: насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…  День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку, Дуня села подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Выпишите устаревшие слова

На другой день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем.

Прошел день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем: насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…

День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку, Дуня села подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Выпишите устаревшие слова  На другой день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем .  Прошел день, и гусар совсем оправился . Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем : насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…  День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку  подле гусара, слуга вскочил на облучок , ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Выпишите устаревшие слова

На другой день гусару стало хуже. Холоп его поехал в город за лекарем .

Прошел день, и гусар совсем оправился . Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем : насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…

День был воскресный. Дуня собралась к обедне. Гусару подали кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок , ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Вопросы по тексту

Вопросы по тексту

Устаревшая лексика архаизмы историзмы Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. (Например, брадобрей – парикмахер, сей- этот, зело -очень ) Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов и явлений, которые они обозначали. (Например, опричник, вече, курсистка )

Устаревшая лексика

архаизмы

историзмы

  • Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

(Например, брадобрей – парикмахер, сей- этот, зело -очень )

  • Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов и явлений, которые они обозначали.

(Например, опричник, вече, курсистка )

Архаизмы

Архаизмы

Подберите современный синоним к данному архаизму

Подберите современный синоним к данному архаизму

  • Лазарет
  • Нонече
  • Пошепту
  • Рдеть
  • Хватиться
  • Трунить
  • Лицедеи
  • Больница, госпиталь
  • Нынче, сегодня
  • Шепотом
  • Краснеть
  • Вспомнить
  • Шутить
  • Артисты
Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом ланиты чело выя перст чрево A . палец B . живот C. лоб D . шея E . щеки

Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом

  • ланиты
  • чело
  • выя
  • перст
  • чрево

A . палец

B . живот

C. лоб

D . шея

E . щеки

Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом ланиты чело выя перст чрево A .  щеки B .  лоб C.  шея D .  палец E .  живот

Найдите соответствие между архаизмом и современным синонимом

  • ланиты
  • чело
  • выя
  • перст
  • чрево

A . щеки

B . лоб

C. шея

D . палец

E . живот

историзмы

историзмы

Армяк Сарафан

Армяк

Сарафан

шарманщик кавалергард Офеня Бурлаки Фонарщик

шарманщик

кавалергард

Офеня

Бурлаки

Фонарщик

Найдите соответствие между историзмом и современным словом инфлюэнца фортеция натура полон A . плен B . крепость C. природа D . платье E . грипп

Найдите соответствие между историзмом и современным словом

  • инфлюэнца
  • фортеция
  • натура
  • полон

A . плен

B . крепость

C. природа

D . платье

E . грипп

Найдите соответствие между историзмом и современным словом инфлюэнца фортеция натура полон A .  грипп B .  крепость C.  природа D .  плен

Найдите соответствие между историзмом и современным словом

  • инфлюэнца
  • фортеция
  • натура
  • полон

A . грипп

B . крепость

C. природа

D . плен

Найдите соответствие между историзмом и тематической группой мушкет улан приказ картуз полушка  A . головной убор B . род войск C. оружие D . учреждение E . денежная единица

Найдите соответствие между историзмом и тематической группой

  • мушкет
  • улан
  • приказ
  • картуз
  • полушка

A . головной убор

B . род войск

C. оружие

D . учреждение

E . денежная единица

Найдите соответствие между историзмом и тематической группой мушкет улан приказ картуз полушка  A .  оружие B .  род войск C.  учреждение D .  головной убор E .  денежная единица

Найдите соответствие между историзмом и тематической группой

  • мушкет
  • улан
  • приказ
  • картуз
  • полушка

A . оружие

B . род войск

C. учреждение

D . головной убор

E . денежная единица

Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения  ( Записи делайте в столбик )

Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения ( Записи делайте в столбик )

  • пядь
  • аршин
  • сажень
  • вершок
  • верста
  • локоть
Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения

Расположите слова в порядке возрастания единицы измерения

  • Вершок 4 см 4 мм
  • Пядь 17 см
  • Локоть 50 см
  • Аршин 71 см
  • Сажень 2 м 16 см
  • Верста 1 км 6 м
Объясните (пословицу, поговорку??), сосчитайте 2 вариант 1 вариант

Объясните (пословицу, поговорку??), сосчитайте

2 вариант

1 вариант

  • Нос с локоть, да ума с перст
  • От горшка два вершка
Сосчитайте Первый общегородской водопровод в Санкт-Петербурге был сооружен в 1859-1863 году. Длина сети, проложенной в центре города между Невой и Обводным каналом, составляла 108 верст.

Сосчитайте

Первый общегородской водопровод в Санкт-Петербурге был сооружен в 1859-1863 году. Длина сети, проложенной в центре города между Невой и Обводным каналом, составляла 108 верст.

Распределите слова:  Яство, коли, барщина, осьмнадцать, брег, камер-юнкер, льзя, кавалергард, октябрята, двуколка   архаизмы историзмы

Распределите слова: Яство, коли, барщина, осьмнадцать, брег, камер-юнкер, льзя, кавалергард, октябрята, двуколка

архаизмы

историзмы

  • Барщина
  • Камер-юнкер
  • Кавалергард
  • Двуколка
  • Октябрята
  • Яство
  • Коли
  • Осьмнадцать
  • Брег
  • льзя
Когда следует использовать устаревшие слова?

Когда следует использовать устаревшие слова?

Выводы, рефлексия

Выводы, рефлексия

Выводы, рефлексия

Выводы, рефлексия

  • Устаревшие слова, а именно историзмы и архаизмы, помогают воссоздать колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности .
Как вы думаете, устаревшие слова относятся к активному или пассивному составу языка?

Как вы думаете, устаревшие слова относятся к активному или пассивному составу языка?

лексика Активный состав Пассивный состав Слова понятны большинству, используются постоянно Слова, редко употребляемые в языке повседневной жизни Историзмы Архаизмы Неологизмы

лексика

  • Активный состав
  • Пассивный состав

Слова понятны большинству, используются постоянно

Слова, редко употребляемые в языке повседневной жизни

Историзмы

Архаизмы

Неологизмы

Неологизмы  (на следующем уроке)

Неологизмы (на следующем уроке)

Рефлексия  Для меня на уроке самым трудным было… Для меня на уроке самым интересным было… Из урока я узнал(а) новое… На уроке мне понравилось…

Рефлексия

  • Для меня на уроке самым трудным было…
  • Для меня на уроке самым интересным было…
  • Из урока я узнал(а) новое…
  • На уроке мне понравилось…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лексика ограниченного употребления

Автор: Снегирева тамара Васильевна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект  урока по русскому языку и информатике  "Лексика""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-i-informatikie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "307078"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458239110"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика" "
    ["seo_title"] => string(124) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-na-tiemu-obshchieupotriebitiel-naia-i-nieobshchieupotriebitiel-naia-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "246447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446382905"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока "Диалектная лексика" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-dialiektnaia-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "243784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445800140"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Проектная деятельность по разделу «Лексика»: Мир вещей в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»"
    ["seo_title"] => string(80) "proektnaia_deiatelnost_po_razdelu_leksika_mir_veshchei_v_skaze_p_p_bazhova_malak"
    ["file_id"] => string(6) "515436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560936744"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Активные процессы в лексике русского языка"
    ["seo_title"] => string(49) "aktivnyie_protsiessy_v_lieksikie_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "351674"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477250800"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства