kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность по разделу «Лексика»: Мир вещей в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность по разделу «Лексика»: составление словаря слов ограниченного употребления, активного и пассивного запаса «мира вещей» в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по разделу «Лексика»: Мир вещей в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»»

Проектная деятельность по разделу «Лексика»:

Мир вещей в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Актуальность проектной работы заключается в обобщении материала, который поможет ученикам находить слова лексики ограниченного употребления, лексики активного и пассивного запаса в сказах Павла Петровича Бажова и определять их лексическое значение, а значит, понимать смысл произведения.

Цель проекта: создание словаря слов мира вещей, использованных в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».

Объектом исследования является мир вещей сказа Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка».

Предметом исследования выступают слова мира вещей ограниченного употребления, лексики активного и пассивного запаса, использованные в произведениях П.П. Бажова. Такие слова требуют дополнительного пояснения, во-первых, для того чтобы понять смысл прочитанного текста, во-вторых, для того чтобы представить себе быт и нравы жителей Урала, о которых идёт речь в «Малахитовой шкатулке». Поставленная цель определяет следующие задачи:

1) изучить имеющийся материал по теме проектной работы;

2) проанализировать собранный материал с привлечением дополнительных источников;

3) изучить принципы составления толкового словаря, словарной статьи;

5) прочитать произведение П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» и выделить трудные для понимания слова;

6) определить их лексическое значение с использованием методической литературы;

7) классифицировать и создать тематический словарь слов мира вещей П.П. Бажова.

Изучив теоретический материал, обучающиеся переходят к практической части, которая может включать в себя метод анкетирования учеников на знание значения диалектных слов.

Разделение класса на группы поможет ускорить работу над проектом. Например, отдельная группа выбирает слова, относящиеся к предметам гардероба, другие быта, третьи выписывают названия камней и т.д. Каждая группа в процессе сплошной выборки из сборника сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» выписывает сложные для понимания слова по своей тематической направленности с целью их семантического анализа, который проводится, ориентируясь на «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля [Даль, 1994], «Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. [Ожегов, 2004] и другие.

В ходе данного исследования обучающиеся знакомятся со сказами П.П. Бажова, проводят отбор и анализ лингвистической литературы по данной теме, рассматривают понятие диалект, диалектизм, диалектное слово, историзм, просторечие, закрепляя полученные знания на уроках русского языка по разделу «Лексика». Такое исследование имеет практическую значимость, так как на данный момент не существует полного словаря мира вещей П.П. Бажова. Данная работа поможет в дальнейшем учителям при подготовке к урокам, а также школьникам, знакомящимся со сказами П.П. Бажова.

Необходимо помнить, что во время такой проектной деятельности важно научить обучающихся составлять правильно оформленную статью. Словарная статья состоит из 5 словарных зон:

1) Заголовочное слово. Первая словарная зона – вокабула (заголовочное слово) – представляет собой конкретное существительное, употребленное в начальной форме.

2) Указание на число случаев употребления слова (частотность). Вторая словарная зона состоит из индекса с указанием частотности. В данной словарной зоне содержится указание на число случаев употребления данного слова в произведении П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».

3) Толкование слова. Третья зона – толкование слова. В данной зоне формулируется значение, которое имеет слово в тексте сказа «Малахитовая шкатулка».

4) Зона примечания. Четвертая зона (зона примечаний) содержит в себе примечания, пояснения, связанные с внелингвистической информацией, которая относится к понятию, обозначенному определенным словом.

5) Примеры, иллюстрирующие значение слова. Зона иллюстраций включает в себя цитаты с употреблением данного слова в тексте сказа, позволяющие наиболее полно раскрыть содержание слова. Зона толкования является в авторском словаре наиболее важной, основной, а потому эта зона вызывает и наибольшее число трудностей и проблем.

На примере словарной статьи объясняется правильность её составления и выделяются необходимые данные:

1) ГОЛБЕЦ (6)  –  Чулан в крестьянской избе, между печью и палатями, припечье со ступеньками для входа на печь и лазом в подполье (прим. собст.-лексич., части жилища).

«Взяла да потихоньку от Танюшки и других робят и зарыла ту шкатулку в голбец» (П. Бажов «Малахитовая шкатулка»).

Каждая группа производит выборку слов по своей тематической группе: «Быт», «Одежда», «Украшения», «Обувь», «Камни», «Постройки». Важно напоминать ученикам о необходимости выписывания примеров, которые иллюстрируют значение слова, по причине полного раскрытия содержания слов и контекста.

Результатом данного исследования является словарь в виде книги или электронного журнала.

Благодаря проектной деятельности учитель может включить учащихся в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность; индивидуализировать процесс обучения, создав возможность выбора уровня сложности, объема и количества учебного материала; варьировать степень автономии учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями и распределять ответственность между учителем и учеником; совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности; интегрировать знания из различных предметных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира; развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щербакова Ирина Николаевна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства