Познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка, развивать интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству, совершенствовать навыки работы со справочной литературой, воспитывать любовь к малой родине. На уроке будем изучать народный говор. это лексика, ограниченная в употреблении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Диалектная лексика" »
Курицына Т.Ю. МКОУ СОШ №12
Тема урока: Диалектная лексика
(Урок в V классе средней школы на материале говора родного края)
Цель: знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка.
Задачи: развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; совершенствование навыка работы со справочной литературой; воспитание любви к малой родине.
Оборудование: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля; магнитофонная запись народной музыки; запись на доске:
эпиграф к уроку:
Нас к этим словам привадила мать Милы они с самого детства,
Ия ничего не хочу уступать Из вверенного наследства.
Слово учителя: Ребята, вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно: мы будем изучать народный говор. Тема урока - «Диалектная лексика». Это лексика, ограниченная в употреблении. О таких словах речь идет в эпиграфе, который я подобрала к сегодняшнему уроку. Прочтем его (один учащийся выразительно читает вслух).
Синтаксическая пятиминутка (на материале эпиграфа).
Из скольких предложений состоит цитата? Докажите.
Дайте характеристику этих предложений.
Назовите грамматические основы первого предложения. - Чем выражено сказуемое второй грамматической основы?
Составьте схему первого предложения.
Как вы понимаете слово «привадила»? (Это просторечное слово. Привадить - приучить к кому-нибудь, чему-нибудь лаской, вниманием, расположить).
Как вы поняли, чем озабочен автор стихотворения? Почему эти слова нужно отстаивать, стремиться не растерять?
Переход к изучению нового материала. Разыгрывается сценка, заранее подготовленная учащимися.
Учитель: Это реальный случай с реальными лицами.
Жил в нашем селе когда-то фельдшер Василий Петрович Горин, тот самый, который с С.В.Рахманиновым, известным компози-
тором, отдыхавшим у нас, купался. Василий Петрович был интересный, знающий человек.
Однажды к нему приходит мальчик. Он очень не хотел идти на уроки. Мама у него — учительница, не позволит дома остаться. Приходит он к Василию Петровичу и говорит:
Васыль Петров, у менэ живит болытъ.
А вот лягай на кушетку, сейчас подывлюсъ, шо у тебэ произошло. Тут больно?
-Ни.
-А тут?
-Ни.
-А тут?
Больно.
Вот тебе рецепт. Иди лечись.
Взял мальчик листочек, который дал ему фельдшер, радостно побежал в аптеку.
В аптеке женщины прочитали рецепт и засмеялись Мальчик удивился: «Что произошло?»
А в рецепте было написано: «Треба батогив».
(Учитель выясняет, какие слова, произнесенные героями сценки, не являются общеупотребительными, а характерны для жителей нашего села. Учащиеся в случае затруднения толкования слов обращаются к словарику, записанному на доске).
Терминологическая работа.
Учитель: Диалект - это разновидность общенародного языка. Говор - мельчайшая единица диалектного языка, например, говор села Красное Новохоперского района Воронежской области, рязанские говоры, костромские, псковские. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия - южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произноше
ние: а и о в безударном слоге звучат одинаково: [акно], [.малако]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской, Воронежской и других областях, расположенных к югу от Москвы. Говоры северного наречия - окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят [окно], [корова]. Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.
(Эту работы можно поручить сильному учащемуся, заранее порекомендовав самостоятельно изучить § 62 учебника «Русский язык: Теория» и статью «Диалектные слова» из книги Л.А.Введенской «Русское слово»).
Сообщение «Что дает изучение местных говоров ученым?» (выступает ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание). Ученик: Оказывается, говоры - это ценнейший источник изучения истории русского языка. Ведь многие черты, утраченные в литературном языке, еще сохраняются в областных говорах. А изучение диалектных особенностей на географической карте помогает изучить историю нашего народа. Причем как историю древнюю, например, размещение древнерусских племен и пути освоения нашими предками громадных территорий на севере и востоке нашей Родины, так и более позднюю. На диалектологических картах оказываются запечатленными торговые пути, традиционные связи жителей разных областей страны.
Задумывались ли вы над тем, почему говор нашего села без особого труда понятен украинцам? В 1717 году, отклиенувшись на публикации вице- губернатора Азовской губернии, проживавшего в городе Воронеже, о переселении «охочих» людей на свободные земли Хоперской крепости, несколько семей из Харьковской губернии «сели» на отведенных землях на Савале. Слободу назвали Красненькой.
Работа над характерными особенностями диалектной лексики села. Игра «Кто больше и быстрее?» (учитель приводит один пример на каждую особенность, остальные - учащиеся подбирают самостоятельно, затем коллективно проверяется).
Учитель: Народные говоры - свидетели русской истории. Они сохранили название предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями
произношения {хвартух -«фартук») (записывается пример в первый столбик);
ударения {песни - «песни») (записывается пример во 2-й столбик);
словообразования (кошеня - «котенок») (записывается пример в 3-й столбик);
морфологическими особенностями (спелая яблука - яблоко) (записывается пример в 4-й столбик).
Наконец, говорам, известна лексика, не имеющая родственных слов в лите-
г г
ратурном языке {спризъба — «завалинка», биля - «возле») (записывается в 5-й столбик). (Учащимся дается 5 мин. для выполнения задания).
«Отгадай загадку». Работа с классом.
Учитель: Эти загадки загадывают пожилые люди нашей местности своим внукам.
Задание: найдите диалектные слова, встречающиеся в загадках, укажите их лексическое значение.
Сухой Гаврилко вскочил в лядинку, разогнал всю скотинку. (Гребень, голова).
Склизко, неловко, всередке веревка. (Иголка и нитка).
Красненький пивенъ по жерди ходит. (Горящая лучина).
Вопрос к классу: Почему в загадках, песнях, частушках, пословицах и поговорках нередко встречаются диалектные слова? По разговорам всюды (го-
гм
дится), а по делам никуды. (Пословица).
Учитель знакомит ребят с «Толковым словарем» В.И.Даля, рассказывает о современных исследованиях народных говоров.
Какие специальные пометки имеют диалектные слова в словаре?
Письменная работа. Распределить слова в два столбика: 1) общеупотребительные; 2) диалектные. Обозначить орфограммы.
Ученица: Послушайте слова песни, которую поет моя бабушка, делая вареники. Ваша задача - найти в отрывке из текста песни диалектизмы и дать их толкование.
Вареники-сторчаки,
Велики мученики.
Велику муку терпели:
В окропе кипели,
Сыром бока набивали,
Маслом очи заливали,
На пару парували.
Выразительное чтение учащимися наизусть стихотворений Леонида Решетникова «Вятский говорок» и Николая Брауна «Говор мой...». Учитель: Как вы думаете, ребята, для чего авторы стихотворений используют диалектную лексику? (Они придают произведению народный колорит, передают особенности речи жителей определенной местности).
Но вы, ребята, должны помнить то, что незнание отличий местного говора от литературного языка приводит к орфографическим ошибкам.
13. Подведение итогов (возвращение к эпиграфу урока).
Учитель говорит о необходимости изучения народных говоров, которые дают исчерпывающие сведения по истории русского языка в целом, помогают сохранить традиции и обычаи, о внимании и уважении, которое заслуживают носители диалектной речи. В этом нас убеждает история многих литературных и диалектных слов , поиски их этимологии (см. «скрыня» - скрывать, укрывать).
14. Задание на дом:
Выучить § 62 «Теории».
Составить 2-3 словарные статьи с диалектными (областными) словами по образцу: Гарбуз. -ы, м. (обл.). Тыква. Посадить гарбуз.
Индивидуальное задание сильным учащимся: найти и затранскрибировать 2-3 пословицы, в которых встречаются диалектные слова.