Тема: Личные местоимения.
Тип: комбинированный.
Цели: обеспечить усвоение учащимися знаний о личных местоимениях, особенностях их склонения и употребления, развивать коммуникативные (речь, мышление), информационные (умение работать с дополнительным материалом, учебником, воспроизводить полученную информацию), ключевые (анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала) компетентности уч-ся, умение работать в группе, способствовать формированию бережного отношения к природе, интереса к предмету.
Методы: практический, репродуктивный, проблемный, коммуникативный, контроля, группового обучения, здоровьесберегающий подход, компетентностный, информационно-коммуникационные технологии.
Оборудование: учебник, флипчарт, карточки, ватман, маркеры, тест, иллюстрации.
Ход урока.
Орг.момент. 2 м.
Психологический настрой.
Деление на группы. Метод «Разрезанная картинка».
Актуализация прежних знаний. 3 м.
1.Опрос:
- Что такое местоимения?
- Для чего существуют местоимения в речи?
2.Выборочный диктант. Выпишите только местоимения:
мой, мама, дом, я, она, белый, идти, сам, бегом, их, эта, думать, кто?
Подготовка к усвоению нового материала. 3 м.
Сценка.
- Кто кого обидел первый?
-Он меня!
-Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
-Что же вы не поделили?
-Я забыл!
- И я забыл!
- Какие местоимения в основном употребляются в сценке?
- На что они указывают?
- Сформулируйте тему урока.
- Что вы хотите узнать на уроке?
IV. Усвоение нового материала. 15 м.
1.Чтение стихотворения. Назовите личные местоимения.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
2. Работа с таблицей. Распределите данные местоимения в соответствии с принадлежностью к лицу.
лицо
Единственное число
Множественное число
1
2
3
3.Работа в группах.
1)Подчеркните в предложениях личные местоимения.
2)Определите их лицо.
3)Просклоняйте местоимения по падежам.
4)Определите число местоимений, род (если возможно).
5)Сделайте вывод: как меняется данное личное местоимение при склонении?
1группа.
Я шел и любовался зеленым лугом. Мы видели красивые цветы.
2 группа.
Ты идешь сегодня в лес? Вы хотите набрать вишни в лесу?
3 группа.
Они прозвали ежика Пушком. Он был совсем ручной.
4.Отчет о работе.
Выводы:
- при склонении личных местоимений меняется все слово;
- иногда в корнях происходит чередование;
- местоимение 3 лица единственного числа бывает женского, мужского, среднего рода.
V. Закрепление. 15 м.
1.Физминутка.
Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
2.Вставьте местоимения, определите их лицо, падеж, род, число (что возможно).
1. Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет...
Чем иным … прославить
Жизнь души, весны приход.
/Тютчев/
2. Ещё дрожат цветы, полны водою
О, не топчи … с новою враждою
Презрительной пятой.
/И.Бунин/
3. И так говорил листочек дубовый:
«… до срока созрел и вырос в Отчизне
суровой».
/М. Лермонтов/
4. «Всё красное лето.
… были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе».
/Тютчев/
5. Луга побледнели.
Зефиры ушли...
Пора и … улететь.
/Тютчев/
6. Любо в лесу … бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
/Никитин/
3.Лингвистическое наблюдение.
Светла, как детский взор, река, и ветви
Ив склонились к ней. /А.Плещеев/
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд. /Никитин/
- Определите лицо выделенных местоимений.
- Какую особенность вы заметили?
- Вывод: после предлогов у местоимений 3 лица употребляется н.
4.Образуйте и запишите падежные формы с предлогами. Составьте предложения о природе, используя данные местоимения.
К (он), о (она), над (он), вокруг (они), возле (она), с (она).
5.КОЗ.
Используя местоимения 2 лица, составьте обращение с просьбой бережно относиться к природе.
1 группа – к своему ровеснику.
2 группа – к группе людей, классу.
3 группа – к старшему по возрасту человеку.
VI. Контроль усвоения материала. 5 м.
Тест.
Задание #1
Вопрос: Допишите личное местоимение 3 лица с предлогом: встретить (у кого?) ...
Запишите ответ: __________________________________________
Задание #2
Вопрос: Чаще всего в предложении местоимения бывают:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) подлежащими
2) дополнениями
3) сказуемыми
4) обстоятельствами
5) определениями
Задание #3
Вопрос: Найдите ошибку в склонении личного местоимения.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Вы -вас
2) Мы - нас
3) Он - его
4) Ты - себя
5) Я - меня
Задание #4
Вопрос: Соотнесите лицо местоимений и примеры.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) 1 лицо
2) 2 лицо
3) 3 лицо
__ мы
__ вы
__ ты
__ они
__ я
Задание #5
Вопрос: Исправь неверное употребление местоимения:
Это мой любимый стол, за им я делаю уроки.
Запишите ответ: __________________________________________
Задание #6
Вопрос: Определите число местоимений
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) единственное число
2) множественное число
__ они
__ она
__ вы
__ ты
__ он
Задание #7
Вопрос: Самостоятельная часть речи, которая не называет, а указывает на предметы, признаки, количество.
Составьте слово из букв: ИНМИЕМСТЕОЕ __________________________________________
Задание #8
Вопрос: Это личное местоимение
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ ты
__ я
__ она
__ себя
__ мой
Ответы:
1) (1 б.) Верный ответ: "у него".
2) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;
3) (1 б.) Верные ответы: 4;
4) (1 б.) Верные ответы:
1; 2; 2; 3; 1;
5) (1 б.) Верный ответ: "за ним".
6) (1 б.) Верные ответы:
2; 1; 2; 1; 1;
7) (1 б.) Верные ответы: "МЕСТОИМЕНИЕ".
8) (1 б.) Верные ответы:
Да; Да; Да; Нет; Нет;
VII. Этап информации о домашнем задании. 1м.
п.56, упр. 767 или 768, стр.242
VIII. Итоги урока. 3 м.
- Что вы узнали? Что умеете делать?
- Заполнение листов самооценки.
- Рефлексия. Наклейте листочки на дерево, написав свое мнение об уроке и своей работе.
Дополнительно.
1)Четвертое лишнее.
Я, они, на, ты.
Но, оно, она, они.
Я, Яна, ты, вы.
Он, она, они, оно.
Мы, я, вы, они.
Он, она, они, мы.
2)у.769, стр.242.