kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Личные местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, научить распознавать местоимения в речи, познакомить с синтаксической ролью, морфологическими признаками.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

3. Коррекция навыков самоконтроля, внимания, памяти, слухового восприятия.

4. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Форма урока: урок-исследование

Оборудование к уроку:

  • мультимедийная установка;
  • презентация к уроку;
  • опорные схемы, карточки, учебники.

Ход урока

Орг. момент. Настрой учащихся на работу. Показ слайдов с музыкальным сопровождением.

На доске эпиграф – Я, ты, он, она,

 Вместе – дружный 6 «А»,                                                                                                     

Вместе – дружная семья.  

- Посмотрите на первую строчку эпиграфа и скажите, какую часть речи мы начали изучать? (Местоимение)                                                                                                                              

Наша задача сегодня на уроке:

1) Познакомиться с личными местоимениями.

2) Какова синтаксическая роль местоимения в русском языке,          морфологические признаки,                                   

3) поучимся распознавать местоимения в речи.

 

1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать  насто-

ящими исследователями.

2) Перед вами опорные схемы,карточки. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе.

3) Откройте тетради, запишите число.

4) Тема нашего урока: «Личные местоимения .                                              

Поможет нам провести исследование один известный русский литератор 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто  это? Вот  что  он  пишет  о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя

короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник».

-- Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам  в сегодняшней работе. (Слайд)

 --Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова, проведём словарную работу. Выясним, каково лексическое значение слова исследователь?

Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями.

Чаще всего И.А Крылов в своих баснях использовал личные местоимения и их падежные формы.

Работа по учебнику стр.198. Чтение правила. Выполните упр. 505 на доске итетради. ( 3 уч-ся работают у доски).

Вывод:

Вывод 1. Вот это наше первое научное открытие. 

-- Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся  к слайду и тексту, лежащему у вас на столах. Прочитаем его.             

 Найдите местоимения: 3группа просто выписать, 1-2 выписать и подчеркнуть местоимения как члены предложения.

(Слайд )

  1. И ноты есть у нас, и инструменты есть, скажи лишь, как нам сесть. 
  2. И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу.
  3.  Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
  4. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой, и до вешних только дней прокорми и обогрей. 

Вот мы с вами определили синтаксическую роль личных местоимений в предложении. Какими членами предложения чаще всего бывают личные местоимения?  

Это наше второе научное открытие. (Сделать вывод)      

Вывод 2. Личные местоимения в предложении бывают подлежащими, определениями, дополнениями. 

                                                         (физминутка)  

Мы с вами немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, напри-

мер, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.

Местоимения так же, как  и запасные игроки, заменяют в предложениях  име-

на существительные, имена прилагательные, числительные.

1)--На слайде дано предложение из басни Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки».

2)—Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существ-

ные, и оно не совсем красиво звучит).

Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в очках.                  Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила очки,                     

Что только брызги засверкали.

3)— Замените повторяющиеся существительные запасными игроками-место-

имениями.

4)—Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).

       Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны ме-

стоимения.

    -- Что дала нам такая замена?

Вывод 3. (Делаем вывод)  Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.

  Выборочный диктант. Упражнение в распознавании местоимений в стихотворении.

– Ребята, а сейчас приготовьтесь к выборочному диктанту. Я буду читать вам басню, а вы будете выписывать только местоимения.

Послушайте басню «Чиж и голубь».(читаю басню)

Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался, и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль,— говорит,— средь бела дня

                       Попался!

               Не провели бы так меня:

                За это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

                         И дело!       Вперед чужой беде не смейся, Голубок.      

(Проверка написанного). 

Отдохнём немного и уделим полминутки на шутки. (по культуре речи) 

Работа по карточкам со взаимопроверкой 

 Рефлексия.

- Подведем итог нашего исследования. Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Итак, закончите фразу: «Сегодня на уроке Я….» 

Поднимите красные сердечки те ребята, кто считает, что работал на уроке как настоящий учёный, исследователь на все 100% на отметку «5». Зелёные сердечки поднимут те, кто мог бы работать и лучше.

                                                Домашнее задание. 1- группа упр. 501

2, 3 группы упр. 502

 

 

 

 

 

 

?

 

 

  

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Личные местоимения" »

Конспект урока по русскому языку. 6 класс

Тема: Личные местоимения.

Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, научить распознавать местоимения в речи, познакомить с синтаксической ролью, морфологическими признаками.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

3. Коррекция навыков самоконтроля, внимания, памяти, слухового восприятия.

4. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Форма урока: урок-исследование

Оборудование к уроку:

  • мультимедийная установка;

  • презентация к уроку;

  • опорные схемы, карточки, учебники.

Ход урока

Орг. момент. Настрой учащихся на работу. Показ слайдов с музыкальным сопровождением.

На доске эпиграф – Я, ты, он, она, Вместе – дружный 6 «А», Вместе – дружная семья.

- Посмотрите на первую строчку эпиграфа и скажите, какую часть речи мы начали изучать? (Местоимение)

Наша задача сегодня на уроке:

1) Познакомиться с личными местоимениями.

2) Какова синтаксическая роль местоимения в русском языке, морфологические признаки,

3) поучимся распознавать местоимения в речи.

 

1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать  насто-

ящими исследователями.

2) Перед вами опорные схемы,карточки. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе.

3) Откройте тетради, запишите число.

4) Тема нашего урока: «Личные местоимения .»        

                                                     

Поможет нам провести исследование один известный русский литератор 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто  это? Вот  что  он  пишет  о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя

короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник».

-- Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам  в сегодняшней работе. (Слайд)

 --Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова, проведём словарную работу. Выясним, каково лексическое значение слова исследователь?

Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями.

Чаще всего И.А Крылов в своих баснях использовал личные местоимения и их падежные формы.

Работа по учебнику стр.198. Чтение правила. Выполните упр. 505 на доске итетради. ( 3 уч-ся работают у доски).

Вывод:

Вывод 1. Вот это наше первое научное открытие. 

-- Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся  к слайду и тексту, лежащему у вас на столах. Прочитаем его.

                 

 Найдите местоимения: 3группа просто выписать, 1-2 выписать и подчеркнуть местоимения как члены предложения.

(Слайд )

    1. И ноты есть у нас, и инструменты есть, скажи лишь, как нам сесть.

    2. И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу.

    3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.

    4. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой, и до вешних только дней прокорми и обогрей.



Вот мы с вами определили синтаксическую роль личных местоимений в предложении. Какими членами предложения чаще всего бывают личные местоимения?

 

Это наше второе научное открытие. (Сделать вывод)      

Вывод 2. Личные местоимения в предложении бывают подлежащими, определениями, дополнениями. 

(физминутка)  

 

Мы с вами немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, напри-

мер, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.

Местоимения так же, как  и запасные игроки, заменяют в предложениях  име-

на существительные, имена прилагательные, числительные.

1)--На слайде дано предложение из басни Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки».

2)—Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существ-

ные, и оно не совсем красиво звучит).

Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в очках. Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила очки,

Что только брызги засверкали.

3)— Замените повторяющиеся существительные запасными игроками-место-

имениями.

4)—Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).

       Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны ме-

стоимения.

    -- Что дала нам такая замена?

Вывод 3. (Делаем вывод)  Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.

  Выборочный диктант. Упражнение в распознавании местоимений в стихотворении.

– Ребята, а сейчас приготовьтесь к выборочному диктанту. Я буду читать вам басню, а вы будете выписывать только местоимения.

Послушайте басню «Чиж и голубь».(читаю басню)

Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался, и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль,— говорит,— средь бела дня

                       Попался!

               Не провели бы так меня:

                За это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

                         И дело!       Вперед чужой беде не смейся, Голубок.      

(Проверка написанного).

Отдохнём немного и уделим полминутки на шутки. (по культуре речи) 

Работа по карточкам со взаимопроверкой 

Рефлексия.

- Подведем итог нашего исследования. Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Итак, закончите фразу: «Сегодня на уроке Я….»

Поднимите красные сердечки те ребята, кто считает, что работал на уроке как настоящий учёный, исследователь на все 100% на отметку «5». Зелёные сердечки поднимут те, кто мог бы работать и лучше.

Домашнее задание. 1- группа упр. 501

2, 3 группы упр. 502






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Личные местоимения"

Автор: Жепаева Зауре Капановна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока. Тема: «Личное местоимение. Лицо и число местоимений»."
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-tiema-lichnoie-miestoimieniie-litso-i-chislo-miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "252658"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447423478"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока на тему "Личные местоимения" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lichnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "132015"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416257670"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме: Личные местоимения"
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_uroka_po_teme_lichnye_mestoimeniia"
    ["file_id"] => string(6) "491790"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545284907"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока на тему "Введение нового грамматического материала по теме личные местоимения" "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vviedieniie-novogho-ghrammatichieskogho-matieriala-po-tiemie-lichnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193844"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427702573"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по теме "Личные местоимения" 3 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lichnyie-miestoimieniia-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "196208"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428017108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства