Просмотр содержимого документа
«Личные местоимения»
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:
"Личные местоимения".
Цель:сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с особенностями склонения личных местоимений, их признаками и синтаксической ролью, с особенностями употребления местоимений 2 лица.
Повторить изменение местоимений по лицам, числам, по родам (3 лицо, ед. ч.) .
Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи.
Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию детей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу с местоимениями. Давайте запишем число в тетради.
- А что мы можем сказать о числе 16?
(оно числительное, состоит из 1 десятков и 6 единицы, порядковое)
- А теперь продолжим наш урок.
2. Новая тема.
- Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать, На их значение мне надо указать.
П. Чесноков.
- О какой же части речи говорит автор?
- А вы знаете, откуда появилось это название?
Давайте прочитаем историческую справку образования этого слова.
Ученик читает
"местоимение" заимствовано из старославянского языка. Оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. В…местоимени…е
-Сегодня на уроке мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе.
- Давайте проверим домашнее задание.
- А теперь прослушайте стихотворение и запишите местоимения в тетрадь.
Чтение стихотворения.
Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
- Какие это местоимения?
(Личные)
-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
-В "Толковом словаре" Ожегова записано: 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.
- Что мы знаем о личных местоимениях?
(У них есть лицо, а у 3 лица- род)
- Давайте вернемся к выписанным местоимениям и составим таблицу.
- А вот какую таблицу составила Оля. Какая из них более точна. Почему?
Указывает деление на род
Лицо
Ед. ч.
Мн.ч.
1
я
мы
2
ты
вы
3
М. р.
Ж. р.
Ср. р.
они
он
она
оно
Стол , парта , окно
- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.
- Назовите эти местоимения. Ты, вы.
- В каком числе употребляется местоимение вы? (мн. ч.)
Но не только во множественном числе, но и когда мы обращаемся к старшему по возрасту, незнакомому человеку, мы обращаемся на “Вы” в ед. ч.
Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” даже называли родителей. Эта старинная традиция сейчас сохранилась только кое-где.
- Придумайте 2 предложения с прямой речью, включив в них личные местоимения Вы, где их необходимо писать с большой и с маленькой буквы.
- Проверка.
Чтение теории из учебника.
- Давайте попробуем просклонять местоимения Я и ТЫ по падежам.
И. п. (кто?) – Я
Р. п. (кого?) – МЕНЯ
Д. п. (кому?) – МНЕ
В. п. (кого?) – МЕНЯ
Т. п. (кем?) – МНОЙ
П. п. (о ком?) – обо МНЕ
И. п. (кто?) – ТЫ
Р. п. (кого?) – ТЕБЯ
Д. п. (кому?) – ТЕБЕ
В. п. (кого?) – ТЕБЯ
Т. п. (кем?) – ТОБОЙ
П. п. (о ком?) – о ТЕБЕ
Словарная работа.
- подобрать местоимения к существительным и определить род:
… нарисую небо. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Проверка.
Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Еще раз прочитайте эпиграф урока. Скажите, вы согласны с автором, что местоимения могут заменить другие части речи?
- Что еще мы узнали о личных местоимениях?
Местоимения заменяют существительные.
Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
Рефлексия.
- Кто хорошо понял сегодняшнюю тему, поднимите зеленый кружок.
- У кого возникли трудности, поднимите желтый кружок. Это сегодня не последний урок , мы еще будем работать над этой темой, и я думаю, что все проблемные вопросы будут решены.
- А кто не понял сегодняшнюю тему урока?
Оценки за урок.
- Ребята, я благодарю вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!
Домашнее задание.
Дифференцированная работа в группах
А теперь приступим к работе в группах. Вам нужно будет выполнить задания определённого уровня сложности. Я думаю, что вы с ними справитесь.
1-й уровень От местоимений он, она, они учащиеся образовывают падежные формы с предлогами и записывают их.
К (он), о (она), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря (он, она, они), навстречу (он).
2-й уровеньДописать местоимения 1-го и 3-го лица единственного числа и определить падеж местоимений.
Говоришь (о ком?)….(обо мне, о нем, о них); скучаешь (без кого?)….; приедешь (к кому?)… тренируешь (кого?)
3-й уровень Замените, где это целесообразно, повторы личными местоимениями. Определите синтаксическую роль местоимений и их падеж
Муму страс..но пр..в..залась к Герасиму, все х..дила за Герасимом и в..ляла хвостиком. Собачка утром будила Герасима. Она стерегла метлы и лопаты Герасима, пр..в..дила к Герасиму старую вод..возку, отправлялась вместе с Герасимом на реку. Не допускала дворовых к к..морке Герасима.
Самостоятельная работа по карточкам.
- Подставить местоимения в предложения.
1 вариант.
… нарисую небо. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.