Просмотр содержимого документа
«КВН по русскому языку в 3 классе»
КВН
по русскому языку в 3 классе
Казахстан
Акмолинская область
Зерендинский район
село Троицкое
учитель начальных классов Сергеева Татьяна Анатольевна
Цель: прививать интерес к русскому языку, коммуникативность, умение работать в группе.
Оборудование: Слово «Транспорт», рисунки на альбомных листах: на первом листе
нарисованы большой и маленький хвосты; на втором – рыба, человек;
отрывки для изображения «немой сценки»; высказывания о русском
языке: « Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.» Максим Горький.
Владимир Луговской:
«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
Выходят дети и читают стихи, каждый по две строчки.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё.
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!
Отправляя поздравленье
Помни правила склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи.
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников.
Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!
Сколько правил! Сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным, и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь.
Ведущий: За три года вы многому научились, многое узнали. Сегодня представляется возможность блеснуть вашими знаниями по русскому языку. Постарайтесь быть внимательными, сосредоточенными, вспомните правила, которые изучили. Потому что мы с вами будем играть в КВН, покажем, какие мы прекрасные знатоки русского языка. Для этого нам нужно создать две команды.И начинаем с представления команд.
«Угадай название нашей команды»
Название нашей команды означает название предмета, отвечает на вопрос «кто? что?», в предложении является подлежащим.
Название нашей команды обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делать? что делает?», в предложении чаще всего бывает сказуемым.
Названия команд вывешиваются на доску.
Итак, вы разделились на две команды. Вопрос адресуется команде, если команда не отвечает, вопрос передаётся другой команде. За каждый правильный ответ команда получает житон.
Конкурс 1. «Разминка»
Какая часть слова самая главная? (Корень)
У какой части речи суффикс может стоять после окончания? (У глаголов)
Сколько гласных букв в русском языке? (10 букв)
Сколько гласных звуков в русской речи? (6 звуков)
Когда пишется разделительный мягкий знак? (После согласных перед гласными буквами -и-, -е-, -ё-, -ю-, -я-.)
Когда пишется разделительный твёрдый знак? (После приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед буквами –е-, -ё-, -ю-, -я-.)
Какие слова называются антонимами? (Противоположные по значению)
Ведущий: А теперь выберите капитана, придумайте название команды и девиз.
(Команды представляют капитанов, озвучивают название команды и девиз).
Конкурс 2. «Назовите одним словом»
1 команда 2 команда
Болтливый человек – болтун Ленивый человек- лентяй
Храбрый человек – храбрец Мудрый человек – мудрец
Богатый человек – богач Грубый человек – грубиян
Сильный человек – силач Весёлый человек - весельчак
Конкурс 3. «Поставьте правильно ударение»
1 команда 2 команда
Портфель Алфавит
Случай Средство
Статуя Столяр
Магазин Библиотека
Красивее Баловать
Звонит Километр
Шофёр Повторим
Конкурс 4. «Вставьте пропущенные буквы в словах, где они нужны»
(По одному игроку из каждой команды выходят к доске и вставляют пропущенные буквы).
1 команда 2 команда
Чудес…ный Прекрас…ный
Мес…ность Трос…ник
Гла…кий Сколь…кий
Но…ки Ло…ки
По…писать О…дать
Об…явление Сн…жинка
Тр…пинка М…рковь
К…тофель
Конкурс 5. «На лесной полянке».
На полянке сидит Ёжик.
Здравствуй, Ёжик! Почему ты такой печальный? Под ольхой в тени ветвей Я созвал своих друзей. Усадил их всех на кочку, Дал росы им по глоточку. Но внезапно за бугром Громкий-громкий грянул гром. Гости все свалились с кочки, Разлетелись на кусочки. Вам не сложно угадать? Помогите их собрать!
мед дя сук
бар ли ведь яц
тел за са
Следующее задание такое, вам необходимо составить предложения с этими словами так, чтобы в конце предложений стояли разные знаки препинания.
Ребята, а какие знаки препинаний вам знакомы? Расставьте эти знаки препинания в предложения, прочитайте с нужной интонацией.
Ну что же, ёжик, нам пора, а тебя ждут новые друзья. Как можно много увидеть и услышать вокруг.
Конкурс 6. «Антонимово».
У нас что ни слово – Антонимы. А что это за слова? (ответы детей). Точно, тогда вам не трудно будет отыскать их в моем стихотворении.
У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А теленок – озабочен Тем, что яблоко мало. А цыпленок – тем, что очень велико и тяжело. А котенку все равно: Кислое – зачем оно? - Что вы! – шепчет червячок Сладкий у него бочок.
Молодцы, ребята! Вы все слова услышали и назвали. Значит, вы были очень внимательными.
Конкурс 7. Произнести отгадку орфоэпически,
т.е. чётко и правильно, так как пишется.
1. Как называется игра на льду, в процессе которой игроки бегают на коньках за шайбой?
(Хок – кей)
2. Дорога, обсаженная деревьями с обеих сторон
(Ал – лея)
3. Место, где продают билеты в кино, в театр, цирк.
(Кас – са)
4. Человек, который совершает поездку на любом виде транспорта.
(Пас – са – жир)
Конкурс 10. Сосчитайте, сколько звуков и сколько букв в словах.
1 команда 2 команда
Юла – 3 б. 4 зв. Ёж – 2 б., 3 зв.
Коньки – 6 б., 5 зв. Деньки – 6 б., 5 зв.
Солнце – 6 б., 5 зв. Сердце – 6 б., 5 зв.
Конкурс 8. Из букв слова «ТРАНСПОРТ» нужно составить
Погонишься – не поймаешь (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).
Закончи начатые пословицы, собери их из частей.
1 команда
Век живи…(век учись).
Жизнь дана… (на добрые дела).
Дружба – дружбой, а… (служба – службой).
2 команда
Чужой ум хорошо, а… (свой лучше).
Добрая слава лежит, а… (дурная по свету бежит).
Маленькая дружба лучше… (большой ссоры).
Конкурс «Кто больше найдет»
Из букв слова транспорт составьте как можно больше новых слов.
Побеждает та команда, которая назовет последнее слово. (Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).
Конкурс «Назови одним словом»
Зарубить на носу (запомнить).
Богатый человек (богач).
В час по чайной ложке (медленно).
Веселый человек (весельчак).
Повесить нос (грустить).
Сильный человек (силач).
Конкурс 9. Конкурс капитанов.
Здесь вывешаны два рисунка. Сейчас я проговорю оба задания. А вы письменно ответите на поставленный вопрос.
(Показывает капитану первой команды рисунок с хвостами, большими и маленькими)
– Как из этого предмета получили этот предмет? (Два способа: чтобы получить маленький хвостик, надо к слову «ХВОСТ» прибавить суффикс –ИК, и наоборот, чтобы получить большой «ХВОСТ», нужно убрать у слова «ХВОСТИК» суффикс –ИК).
(Показывает второй рисунок другому капитану).
- Как из этого предмета получить вот этот предмет? (К слову «РЫБА» добавить суффикс –К, получится слово «РЫБАК», и наоборот).
Конкурс 10. «Части речи» (Загадки о частях речи)
1. Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена. (Местоимение)
2. Определяю я предметы
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Прилагательное)
3. Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Существительное)
4. Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт. (Глагол)
Конкурс 11. Творческое задание.
Молча изобразить, проинсценировать отрывки, которые учитель прочитает из детских художественных книг. Команда – соперница должна определить название рассказа и автора.
Учитель: Подошло время подвести окончательные результаты нашего познавательного КВН. Пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.
Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
Так писал Максим Горький.
Владимир Луговской:
«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».