Цель урока: Совершенствовать знания учащихся правильно употреблять в речи виды глагола, уметь различать видовые пары глаголов, развивать связную речь учащихся, умение определять его грамматические формы, развивать творческую активность учащихся, умение оценивать себя и одноклассников, создать атмосферу сотрудничества.
Ожидаемые результаты для учащихся: Учащиеся умеют употреблять в речи виды глагола, составляют с ними предложения, логически мыслят, работают с текстом, составляют вопросы к предложениям, пересказывают, развиваются коммуникативные способности, умение работать в паре, оценивают свою деятельность
Основные идеи, отработанные по теме урока: Навыки самостоятельного обучения, обучения в группе и в паре, оценивание.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Нагляд
ности
3 мин.
I. Стадия вызова. Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята . Давайте сейчас определим наше с вами настроение. Если у вас прекрасное настроение покажите Большой палец, а если плохое опустите.Учащиеся встают в круг.Проводится разминка «Плечо к плечу».Учитель называет части тела, все ребята должны найти себе пару и встать плечом к плечу, потом спина к спине.
Деление на группы по 5 учеников.
1группа:несовершенный вид
2 группа:совершенный вид
Ознакомление с листом оценивания
Мы к уроку готовы, начинаем работать.
И как вы думаете, какая сегодня тема урока ?
Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Ученики делятся на группы с помощью разминки «Плечо к плечу»
Деление на группы по 5 учеников.
1группа:1 спряжение
2 группа:2 спряжение
В каждой группе выбирают лидера группы
- Грамматическая тема : «Виды глагола»
7 Мин.
II. Повторение материала. Метод «Перестрелка». Проверка домашней работы.
1.-Какие предложения называют безличными предложениями? Приведите примеры.
2.-Чем являются в предложении безличные глаголы? Приведите примеры.
3.- Что обозначают безличные глаголы?
Приведите примеры.
4.-Если безличные глаголы употребляются в изъявительном наклонении, то стоит в каких формах? Приведите примеры.
5.-Расскажите употребление глаголов в условном наклонении и в нопределённой форме. Приведите примеры.
3.-Чем 6.-Чем различаются безличные глаголы от личных глалолов? Приведите примеры.
Ученики проверяют домашнюю работу. Учитель или сильные учащиеся задают вопросы уч-ся по парам , если он не отвечает сами отвечает на эти же вопросы.
5мин
III.Мотивационный момент урока 1.-Скажите, какое действие совершаю я на данный момент? (Вы пишете предложение) У меня действие совершено или несовершенно, как вы считаете? НЕ СОВЕРШЕНО -А теперь какое действие совершила я ? (Вы написали предложения). Значит действие СОВЕРШЕНО. МОЛОДЦЫ.
Значит, познакомимся с глаголами с несовершенного и совершенного вида.
Учащиеся в парах обмениваются знаниями и записывают то, что они знают о глаголе совершенного и несовершенного вида
10.
мин
III.Осмысление (получение новой информа-ции). Дети, мы продолжим изучение темы «Глагол». Текст с опорным теоретическим материалом
Ребята , что вы знаете о глаголе?»Мозговой штурм».
Вопросы 1 команде:1. Что такое глагол ?
2. Что он обозначает?3. Что такое глаголы несовершенного вида?4. Какие формы имеет глаголы несовершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы несовершенного стиля? Приведите примеры.
Вопросы 2 группе: 1. Что такое неопределенная форма глагола?2. Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?3.Что такое глаголы совершенного вида? 4. Какие формы имеет глаголы совершенного вида? Приведите примеры.
5. . В каком стиле употребляются глаголы совершенного стиля? Приведите примеры.
А теперь составтьте кластеры «Глаголы несовершенного».кластеры «Глаголы несовершенного».
Спикер каждой группы защищает мини-проект.
Идёт взаимооценивание групп с помощью цветных фишек
Красный – «5»
Зелёный – «4»
Жёлтый – «3»
Опорный теорети-ческий мате-риал, учебник
Постеры, маркеры
3 мин.
Танцевальная минутка
Ученики танцуют
5мин
Игра «Соедини» Задания всему классу. Самостоятельная работа.
Несовершенный вид
Совершенный вид
Говорить
Ловить
Брать
Ложиться
Садиться
находить
класть
Поймать
Взять
Сказать
Сесть
Лечь
Положить
найти
Проводится работа в парах с взаимопроверкой
Таблица
7 мин.
IV.Закрепление урока. Дифференцирован-ная работа в группах. Оценивание стикерами: красный-5, зелёный-4, жёлтый-3
1 группа. Упр.108, стр.110 (устно). Образуйте форму будущего времени следующих глаголов
1.-Какие предложения называют безличными предложениями? Приведите примеры.
2.-Чем являются в предложении безличные глаголы? Приведите примеры.
3.- Что обозначают безличные глаголы?
Приведите примеры.
4.-Если безличные глаголы употребляются в изъявительном наклонении, то стоит в каких формах? Приведите примеры.
5.-Расскажите употребление глаголов в условном наклонении и в нопределённой форме. Приведите примеры.
6.-Чем различаются безличные глаголы от личных глалолов? Приведите примеры.
1.-Какие предложения называют безличными предложениями? Приведите примеры.
2.-Чем являются в предложении безличные глаголы? Приведите примеры.
3.- Что обозначают безличные глаголы?
Приведите примеры.
4.-Если безличные глаголы употребляются в изъявительном наклонении, то стоит в каких формах? Приведите примеры.
5.-Расскажите употребление глаголов в условном наклонении и в нопределённой форме. Приведите примеры.
6.-Чем различаются безличные глаголы от личных глалолов? Приведите примеры.
1.-Какие предложения называют безличными предложениями? Приведите примеры.
2.-Чем являются в предложении безличные глаголы? Приведите примеры.
3.- Что обозначают безличные глаголы?
Приведите примеры.
4.-Если безличные глаголы употребляются в изъявительном наклонении, то стоит в каких формах? Приведите примеры.
5.-Расскажите употребление глаголов в условном наклонении и в нопределённой форме. Приведите примеры.
6.-Чем различаются безличные глаголы от личных глалолов? Приведите примеры.
Вопросы 1 команде:1. Что такое глагол ?2. Что он обозначает?
3. Что такое глаголы несовершенного вида?4. Какие формы имеет глаголы несовершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы несовершенного стиля? Приведите примеры.
Вопросы 2 группе: 1. Что такое неопределенная форма глагола?
2. Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?
3.Что такое глаголы совершенного вида? 4. Какие формы имеет глаголы совершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы совершенного стиля? Приведите примеры
Вопросы 1 команде:1. Что такое глагол ?2. Что он обозначает?
3. Что такое глаголы несовершенного вида?4. Какие формы имеет глаголы несовершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы несовершенного стиля? Приведите примеры.
Вопросы 2 группе: 1. Что такое неопределенная форма глагола?
2. Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?
3.Что такое глаголы совершенного вида? 4. Какие формы имеет глаголы совершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы совершенного стиля? Приведите примеры
Вопросы 1 команде:1. Что такое глагол ?2. Что он обозначает?
3. Что такое глаголы несовершенного вида?4. Какие формы имеет глаголы несовершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы несовершенного стиля? Приведите примеры.
Вопросы 2 группе: 1. Что такое неопределенная форма глагола?
2. Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?3.Что такое глаголы совершенного вида? 4. Какие формы имеет глаголы совершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы совершенного стиля? Приведите примеры
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета, состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос – что делать?, когда действие не завершено. Глаголы несовершенного вида имеют формы прошедшего, настоящего и будущего сложного времени. Например: что делал? читал; что делаю? читаю; что буду делать? помогать. В научном стиле чаще употребляются глаголы несовершенного вида как более отвлечённо – обобщённые по значению, чем глаголы совершенного вида: кислота разъедает и т.п.
2. Неопределённая форма глагола- это глаголы начальной формы для всей системы глагола, она не показывает ни времени, ни рода , числа и лица, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и имеет следующие окончания : ть – играть, ти- нести, нулевое окончание чь – беречь.
Глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и простого будущего времени. Например: что сделал? прочитал; что сделаю? Прочитаю. Глаголы совершенного вида в научной речи используются чаще в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое по значению синонимично настоящему вневременному с ослабленным видовым значением: рассмотрим (рассматриваем)…; докажем (доказываем), что…; уравнение примет (принимает) вид и т.д.