3.Проверка домашней работы. | Упражнение 347. Перепишите диалог, расставляя знаки препинания. Слайд 1. – Кто такой этот Плюшкин? – спросил Чичиков. – Мошенник, - отвечал Собакевич. – Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом. – Вправду?- подхватил Чичиков с участием. – И вы говорите, что у него точно люди умирают в большом количестве? – Как мухи мрут. – Неужели как мухи? А позвольте спросить, как далеко он живёт от вас? – В пяти верстах. – В пяти верстах! – воскликнул Чичиков и даже почувствовал небольшое сердечное биение. Для тех, хочет заработать дополнительные баллы, было дано задание подобрать синонимы и антонимы к слову эпилог. -Кто справился с этим заданием? | Читают работу. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют себя, исправляют ошибки. Читают подобранные синонимы и антонимы. | Применяют знания на практике, учатся думать, размышлять. Учатся работать со словарями, самостоятельно добывать знания. | Слайд 1. |
| Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал). Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и прямой речи. Пример: «Здорова ли твоя Дуня?» - продолжал я. (А.П.) Слайд 5 Слова автора указывают: - кому принадлежит прямая речь; -когда речь была произнесена, при каких обстоятельствах; -какова манера говорить у лица, речь которого передаётся. Слова, обозначающие процессы речи или мысли: Говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, приказать, просить, молить, подумать, вспомнить, решить, предложить, засмеяться, обрадоваться, насторожиться, обидеться, удивиться, ужаснуться, ухмыльнуться… Слайд 6 | | | Слайд 5 Слайд 6 |
5. Новый урок. Взаимообучение. | Задание группам: - Ребята! Сейчас ознакомимся с теоретическим материалом на стр.162,163,164 и каждая группа составит постер на тему «Предложения с прямой речью». Раздаёт листы и маркеры.- Не забудьте о правилах работы в группе, распределении ролей. Вам на работу даётся 7 минут. Учитель организует работу детей, наблюдает, направляет их работу. - Давайте, проверим ваши ответы. Слайд 7 -Молодцы, ребята! Все группы хорошо выступили. У вас есть критерий оценок, по которому вы можете оценить постер другой группы. Пожалуйста, оцените и прокомментируйте свои оценки. | Ученики приступают к работе. В группах обсуждают и каждая группа (спикер) защищает или презентует свой постер. Проверяют схемы Взаимооценивают постеры, комментируют. | Учатся критически мыслить, делать выводы, размышлять,самостоятельно выполнять задания и принять решения. Учатся взаимообучению. Учатся взаимооцениванию. | Учебник, маркеры, формат А3, магниты. Слайд 7 Критерий оценок. |
6. Закрепление нового урока. 8.Задание на дом 9. Подведение итогов. 10.Рефлексия | 1.Задание группам: упражнение из учебника №344. Первые 3 предложения выполняет первая группа, следующие 3 предложения – вторая группа, последние 3 предложения – третья группа. 1)«А почему мне ехать вправо? – спросил ямщик с неудовольствием. – Где ты видишь дорогу?» 2)«Помилуй, батюшка Пётр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп?» 3)«Прошу не умничать, - сказал я своему дядьке, - сейчас неси сюда тулуп». 4)«Слушай, Василиса Егоровна, - отвечал урядник. – Не поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву?» 5)«Как вам угодно, - сказал Иван Игнатьич, - делайте как разумеете». 6)«Смела ли Маша? - отвечала её мать. – Нет, Маша трусиха.» 7) «Ну, матушка, - возразил Иван Кузьмич,- оставайся, пожалуй, коли ты на крепость нашу надеешься». 8)«Послушайте, Иван Кузьмич!- сказал я коменданту.- Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». 9)«Вот я вас! – закричал Иван Кузьмич. – Ребята! Стреляй!» 2.Задание дифференцированное (раздаёт карточки ученикам). Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Найдите прямую речь и слова автора. 1)«А у нас какой лучший город?» - спросил опять Манилов. 2) «Как вам показался наш город?» - примолвила Манилова.3) «Это маленькие тучки», - ответил Чичиков. 3.Задание группам: Слайд 8 Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания. «Думай –В паре – Делись» 1.Что с вами приключилось, малыши? 2.Стой братцы стой кричит Мартышка погодите. 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня. -А теперь проверим. Слайд 9 4.Задание. Приём «Диалог на стикерах» Пишет на стикере предложения и приклеивает на доске. Вставьте в данные предложения слова автора и составьте схемы предложений 1)Копаясь в старых бумагах, я нашел интересные письма. 2)Тише! Слышите, как заливается соловей? К данным словам автора подберите прямую речь и составьте схемы …удивленно сказал охотник. … тихо произнесла Маша. Определите в предложениях способ передачи чужой речи. 1)Мне рассказали о прилёте журавлей. 2)По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей. 3) «Птицы – помощники леса», - прочитали мы в учебнике. 5.Задание. Самостоятельная работа. Составьте схемы предложений. Слайд 10 1) Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо подняв очи, и одобрительно только говорил: « Добре, сынку, добре». (Н. В. Гоголь) 2) «Что ты с нами не пошел?» – кивнув головой, спросила старуха. (М. Горький) 3) «Вот что, - сказал Андрей, - поговорим после». 4) «Успокойся, - сказал он. – Завтра поговорим». 5) «Почему я раньше этого не заметил? – подумал он. – Ведь это так очевидно». - А теперь проверим. Слайд 11 6.Задание «Звонки на радио» Приглашает 4 учеников, чтобы ответить на вопросы радиослушателей. Упражнение 345. Комментирование оценок учителем. - А теперь по одному предложению каждый выразит своё мнение о сегодняшнем уроке. Слайд 12 | Ученики работают сначала индивидуально. Потом образуют пары и объединяют свои лучшие ответы, после чего делятся своими новыми улучшенными ответами с классом. Приём «Думай – В паре - Делись» Вступают в диалог с учителем и друг с другом. Подтверждают свои ответы. Выполняют задание, займутся самопроверкой. Читают свои предложения. Доказывают свои мнения. Выполняют задание на бумаге А4. Берут стикеры,выполняют задание на стикере. Придумывают части предложения с прямой речью. Устно выполняют задание. Проверяют себя. Ведущий на радио: «Дорогие радиослушатели!У нас в гостях знатоки русского языка. Можете задавать нашим гостям вопросы. Тема радиопередачи «Предложения с прямой речью»» Ученики задают вопросы, на которых гости радио отвечают. Берут задание на дом. Слушают учителя, сдают листы для оценивания. Ученики по кругу (приём «Паутина»)высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… мне понравилось, когда… | Развитие речи. Самостоятельное выполнение задания и принятие решения. Учатся правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Развитие критического мышления. Диалог «ученик-ученик», «ученик-учитель» Учатся быть в «потоке», взаимообучению. Развивают речь, творческие способности, критическое мышление. Учатся работать самостоятельно, проверять свои знания. Учатся задавать вопросы: открытые и закрытые. Учатся рефлексировать, развивают речь. | Учебник, мел, доска, тетради. Карточки Слайд 8 Компьютер, интерактивная доска, слайд Стикеры Слайд 9 Компьютер. интерактивная доска Слайд 10 Слайд 11 верёвка для паутины Слайд 12 |