kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие цели

Cистематизировать изученное по лексике, фразеологии .     Развивать культуру устной и письменной речи.Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы. Совершенствовать умения применять правила на практике, расширять свой словарный запас знакомиться с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, формировать навык самоконтроля;;  оценивать свою работу и работу одноклассника.

Результат обучения

-уметь вести между собою  диалоговое общение, использовать в своей речи фразеологические обороты.

-знать потребности в постоянном совершенствовании своих речевых способностей.

-уметь работать в группе, проявления интерактивной среды.

 

Модули

  ИКТ, диалоговое обучение,  управление и лидерство в обучении, ОДО и ОО, критическое мышление

 

Источники, оснащение и оборудование

Учебник русского языка  для 9 класса 

ИТК, флипчарты (А3),маркеры разных цветов, пазлы «Акула» «Страус

Стадия вызов

Кумулятивная беседа. Дети используют разговор , чтобы поделиться друг с другом.

Психологический настрой

-Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки и скажите тёплые слова:

Ты самый(ая) лучший(ая)!

У тебя сегодня всё получится!

Когда ты улыбаешься, весь мир светится только для тебя!

Сопровождается музыкой

 

Цель:Создать атмосферу доброжелательности для поднятия работоспособности учащихся.

  1. Деление  на  группы: (слайд- 3)

1.После того как настроила детей на позитивную волну начинаю раздавать пазлы «Акула» «Страус». Дети должны были собрать пазлы и объединиться с помощью рисунков   новой группой. Дети с интересом завлекаются,  организовывая тем самым саморегулируемую группу. Даётся задание  по данным рисункам составить мини текст в 2-3 предложениях, дети должны были сформулировать текст и защититься перед новой группой.

2. Детям даётся ориентир  у кого совпадёт пазлы,  быстро  вместе сплотится и организовать группу.

3. На кластере записывают полученный текст, защищают группой.

Цель: Научить детей образоваться в новые группы, подготовить к стадии осмысления.

« Мозговой штурм»

-Что изучает лексикология? – Лексикология-  это раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова и употребление слов. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.   Что такое лексическое значение слова?

-Какие слова называются однозначными, какие многозначными?

-Какие значения слов называются прямыми, какие переносными? Приведите примеры

-Какие словари называются толковыми?

Словари бывают энциклопедические и лингвистические.Энциклопедические описывают сам объект и представляют описание максимального количества признаков этого объекта.

Лингвистические словари описывают слова, словосочетания, фразеологизмы и другие.

Лингвистические словари делятся на две группы: толковые,которыеописывают лексическое значение слова,а также отражаютнаписание,ударение,часть речи отдельные грамматические формы.Аспектные словари,которыеописывают слова с точки зрения их написания (орф-е), произношения(орфоэпические),морфемного состава (морфемные), словооб-ой производности(словооб-е), грамматических форм (грамматические) происхождения(этимологические, инностранных слов) а также с точки зрения их взаимоотношений с другими словами (словари синонимов, антонимов)

Записываем в тетрадь для правил значение слова «лексика» - это словарный состав языка

«лексикология» - раздел науки о языке, который изучает слово и его лексическое значение

-Что изучает фразеология? Фразеология- это раздел науки о языке, который изучает лексическое значение  и употребление  фразеологизмов.

Назови слово по его лексическому значению:

1) Слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

2) Новые слова, возникающие в языке (неологизмы);

3) Слова одной и той же части речи, разные по написанию, но близкие по значению (синонимы);

4) Слова, вышедшие из активного употребления (устаревшие слова);-кафтан,треуголка,ботфорты, веретено, лапти, ступа, ендова.

5) Слова, ограниченные  в употреблении социальной или возрастной средой (жаргонизмы);

6) Слова, одинаковые по написанию и по звучанию, но разные по лексическому значению(омонимы);

7) Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы);

8) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности (диалектизмы);

9) Часть слова (морфема);

10) Словарный запас одного человека (лексикон).

 

 

 

Стадия осмысления

1 уровень

2 уровень

3 уровень.

Групповая работ                                                                                                 

1. Лингвистическая игра «Составь слово»    Выполните действия и составьте слово:

 1. От глагола притаился взять приставку , от глагола тащить – корень, от глагола возить – суффикс, от глагола  пел – суффикс прошедшего времени, от глагола носился – суффикс возвратности.                                                                             (Притащился)

2. От глагола побелел – корень, от прилагательного маленький – суффикс, от прилагательного синий – окончание. (Беленький)

Разноуровневые задания по русскому языку.

 На доске записаны устойчивые сочетания слов. Ребята по очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, устно объясняя смысл каждого фразеологизма.

Держат..ся в тени, ут..ретъ нос, соб..рат..ся с мыслями, щ..котливый вопрос, пр..т..нуть руку помощи, держать в ч..рном теле, г..нять лодыря, пр..б..рать к рукам, вт..ратъ очки, калач..м не заманш.., в..сетпъ на телефоне, т..ж..лая артиллерия.-

Подберите фразеологизмы к следующим словосоче­таниям:

Быстро бежать — ...(сломя голову);    очень любить -...(души не ча­ять);   осуждать недостатки кого либо — ...(разбирать по косточ­кам);    крепко спать -...(без задних ног);  медленно идти -... (черепашьим шагом);   очень мало — ... (с гулькин нос).

На доске записаны устойчивые сочетания. К данным фразеологизмам подберите противоположные фразеологические единицы.

Душа в душу; яблоку негде упасть; высоко летать, гладить по шерсти; во все лопатки; заварить кашу; жить своим умом.

(Ответы: как кошка с собакой; кот наплакал; низко падать; против шерсти; черепашьим шагом; расхлёбывать кашу; жить чужим умом.)

3адание 1.   Подберите синонимичные фразеологические единицы

Тютелька в тютельку; гонять лодыря; от аза до ижицы; хоть пруд пруди; разогнуть спину; в мгновение ока; попасть в переделку; витать в облаках.

( Ответы: комар носа не подточит; плевать в потолок; от альфы до омеги; тьма-тьмущая; сбросить ярмо; сломя голову; попасть в переплёт; искать жар-птицу.)

  Задание 2.   ¾  Какие фразеологические единицы вошли в нашу речь из сказок? (Ответы: у разбитого корыта; за тридевять земель; при царе Го­рохе;    по щучьему веленью...)

Задание 3.   Ответьте фразеологизмом. Как говорят о человеке, который...

Чистосердечный, без предубеждений - с открытой душой ;  влиятельный человек - птица высокого полёта;     при­шёл не вовремя - нелёгкая принесла;    очень болтлив - язык без костей;

очень робок - тише воды;   держится неестествен­но прямо - как аршин проглотил;

часто меняет свои решения - семь пятниц на неделе;   бесследно исчез - канул в лету;

понял вдруг настоящую правду - глаза открылись;    бывалый - тёртый калач;

 смел и великодушен - *рыцарь без страха и упрёка..

Задание 4.  ¾  Какое из словосочетаний нельзя заменить антонимом?

Поднять тревогу, поднять занавес; глубокое уважение, глубокое озеро; отдать книгу, отдать честь; короткое замыкание, короткое пальто.

Задание 5.    Игра.  Запишите фразеологизмы с указанными сло­вами. Выигрывает тот, кто раньше всех запишет большее число фра­зеологизмов. (Работа выполняется по рядам.)

Душа, голова, руки.

  1. Работа в группах    1)Подберите синонимы.                                                    (карточки)

1.Надежда.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин.. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.                                           

Стадия рефлексии

Оценивание

Домашняя работа

  1. «Свободное письмо» 

В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по уроку. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли.

( Раздаю стикеры на котором пишут свои мысли)

 

 

  • формативное оценивание

-Похлопайте друг другу, поблагодарите за урок и за позитив!

- Оцените урок на стикере, напишите своё мнение, пожелание.

Используя фразеологизмы, напишите не­большое эссе      о  своём друге, указывая положительные и отри­цательные черты его характера

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. »

Краткосрочный план 12.09.13 г. 9 кл.

Наименование занятия

Повторение. Лексика. Фразеология.

Ссылка


Общие цели


Cистематизировать изученное по лексике, фразеологии . Развивать культуру устной и письменной речи.Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы. Совершенствовать умения применять правила на практике, расширять свой словарный запас знакомиться с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, формировать навык самоконтроля;; оценивать свою работу и работу одноклассника.

Результат обучения

-уметь вести между собою диалоговое общение, использовать в своей речи фразеологические обороты.

-знать потребности в постоянном совершенствовании своих речевых способностей.

-уметь работать в группе, проявления интерактивной среды.

Модули

ИКТ, диалоговое обучение, управление и лидерство в обучении, ОДО и ОО, критическое мышление

Источники, оснащение и оборудование

Учебник русского языка для 9 класса

ИТК, флипчарты (А3),маркеры разных цветов, пазлы «Акула» «Страус»



Стадия вызов




















Кумулятивная беседа. Дети используют разговор , чтобы поделиться друг с другом.










Психологический настрой

-Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки и скажите тёплые слова:

Ты самый(ая) лучший(ая)!

У тебя сегодня всё получится!

Когда ты улыбаешься, весь мир светится только для тебя!

Сопровождается музыкой


Цель:Создать атмосферу доброжелательности для поднятия работоспособности учащихся.

  • Деление на группы: (слайд- 3)

1.После того как настроила детей на позитивную волну начинаю раздавать пазлы «Акула» «Страус». Дети должны были собрать пазлы и объединиться с помощью рисунков новой группой. Дети с интересом завлекаются, организовывая тем самым саморегулируемую группу. Даётся задание по данным рисункам составить мини текст в 2-3 предложениях, дети должны были сформулировать текст и защититься перед новой группой.

2. Детям даётся ориентир у кого совпадёт пазлы, быстро вместе сплотится и организовать группу.

3. На кластере записывают полученный текст, защищают группой.

Цель: Научить детей образоваться в новые группы, подготовить к стадии осмысления.

« Мозговой штурм»

-Что изучает лексикология? – Лексикология- это раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова и употребление слов. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Что такое лексическое значение слова?

-Какие слова называются однозначными, какие многозначными?

-Какие значения слов называются прямыми, какие переносными? Приведите примеры

-Какие словари называются толковыми?

Словари бывают энциклопедические и лингвистические.Энциклопедические описывают сам объект и представляют описание максимального количества признаков этого объекта.

Лингвистические словари описывают слова, словосочетания, фразеологизмы и другие.

Лингвистические словари делятся на две группы: толковые,которыеописывают лексическое значение слова,а также отражаютнаписание,ударение,часть речи отдельные грамматические формы.Аспектные словари,которыеописывают слова с точки зрения их написания (орф-е), произношения(орфоэпические),морфемного состава (морфемные), словооб-ой производности(словооб-е), грамматических форм (грамматические) происхождения(этимологические, инностранных слов) а также с точки зрения их взаимоотношений с другими словами (словари синонимов, антонимов)

Записываем в тетрадь для правил значение слова «лексика» - это словарный состав языка

«лексикология» - раздел науки о языке, который изучает слово и его лексическое значение


-Что изучает фразеология? Фразеология- это раздел науки о языке, который изучает лексическое значение и употребление фразеологизмов.


Назови слово по его лексическому значению:

1) Слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

2) Новые слова, возникающие в языке (неологизмы);

3) Слова одной и той же части речи, разные по написанию, но близкие по значению (синонимы);

4) Слова, вышедшие из активного употребления (устаревшие слова);-кафтан,треуголка,ботфорты, веретено, лапти, ступа, ендова.

5) Слова, ограниченные в употреблении социальной или возрастной средой (жаргонизмы);

6) Слова, одинаковые по написанию и по звучанию, но разные по лексическому значению(омонимы);

7) Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы);

8) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности (диалектизмы);

9) Часть слова (морфема);

10) Словарный запас одного человека (лексикон).



Стадия осмысления









1 уровень







2 уровень





3 уровень.







Групповая работ

1. Лингвистическая игра «Составь слово» Выполните действия и составьте слово:

1. От глагола притаился взять приставку , от глагола тащить – корень, от глагола возить – суффикс, от глагола пел – суффикс прошедшего времени, от глагола носился – суффикс возвратности. (Притащился)

2. От глагола побелел – корень, от прилагательного маленький – суффикс, от прилагательного синий – окончание. (Беленький)

Разноуровневые задания по русскому языку.

На доске записаны устойчивые сочетания слов. Ребята по очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, устно объясняя смысл каждого фразеологизма.

Держат..ся в тени, ут..ретъ нос, соб..рат..ся с мыслями, щ..котливый вопрос, пр..т..нуть руку помощи, держать в ч..рном теле, г..нять лодыря, пр..б..рать к рукам, вт..ратъ очки, калач..м не заманш.., в..сетпъ на телефоне, т..ж..лая артиллерия.-

Подберите фразеологизмы к следующим словосоче­таниям:

Быстро бежать — ...(сломя голову); очень любить -...(души не ча­ять); осуждать недостатки кого либо — ...(разбирать по косточ­кам); крепко спать -...(без задних ног); медленно идти -... (черепашьим шагом); очень мало — ... (с гулькин нос).

На доске записаны устойчивые сочетания. К данным фразеологизмам подберите противоположные фразеологические единицы.

Душа в душу; яблоку негде упасть; высоко летать, гладить по шерсти; во все лопатки; заварить кашу; жить своим умом.

(Ответы: как кошка с собакой; кот наплакал; низко падать; против шерсти; черепашьим шагом; расхлёбывать кашу; жить чужим умом.)

3адание 1. Подберите синонимичные фразеологические единицы

Тютелька в тютельку; гонять лодыря; от аза до ижицы; хоть пруд пруди; разогнуть спину; в мгновение ока; попасть в переделку; витать в облаках.

( Ответы: комар носа не подточит; плевать в потолок; от альфы до омеги; тьма-тьмущая; сбросить ярмо; сломя голову; попасть в переплёт; искать жар-птицу.)

Задание 2. Какие фразеологические единицы вошли в нашу речь из сказок? (Ответы: у разбитого корыта; за тридевять земель; при царе Го­рохе; по щучьему веленью...)

Задание 3. Ответьте фразеологизмом. Как говорят о человеке, который...

Чистосердечный, без предубеждений - с открытой душой ; влиятельный человек - птица высокого полёта; при­шёл не вовремя - нелёгкая принесла; очень болтлив - язык без костей;

очень робок - тише воды; держится неестествен­но прямо - как аршин проглотил;

часто меняет свои решения - семь пятниц на неделе; бесследно исчез - канул в лету;

понял вдруг настоящую правду - глаза открылись; бывалый - тёртый калач;

смел и великодушен - *рыцарь без страха и упрёка..

Задание 4. Какое из словосочетаний нельзя заменить антонимом?

Поднять тревогу, поднять занавес; глубокое уважение, глубокое озеро; отдать книгу, отдать честь; короткое замыкание, короткое пальто.

Задание 5. Игра. Запишите фразеологизмы с указанными сло­вами. Выигрывает тот, кто раньше всех запишет большее число фра­зеологизмов. (Работа выполняется по рядам.)

Душа, голова, руки.

  1. Работа в группах 1)Подберите синонимы. (карточки)

1.Надежда.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин.. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.



Стадия рефлексии








Оценивание




Домашняя работа







  1. «Свободное письмо»

В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по уроку. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли.

( Раздаю стикеры на котором пишут свои мысли)



  • формативное оценивание

-Похлопайте друг другу, поблагодарите за урок и за позитив!

- Оцените урок на стикере, напишите своё мнение, пожелание.


Используя фразеологизмы, напишите не­большое эссе о своём друге, указывая положительные и отри­цательные черты его характера




















Группа 1. Подберите синонимичные фразеологические единицы

Тютелька в тютельку; гонять лодыря; от аза до ижицы; хоть пруд пруди; разогнуть спину; в мгновение ока; попасть в переделку; витать в облаках.

( Ответы: комар носа не подточит; плевать в потолок; от альфы до омеги; тьма-тьмущая; сбросить ярмо; сломя голову; попасть в переплёт; искать жар-птицу.)



Группа 2. Какие фразеологические единицы вошли в нашу речь из сказок?



Группа 3. Ответьте фразеологизмом. Как говорят о человеке, который...

Чистосердечный, без предубеждений –

влиятельный человек -;

при­шёл не вовремя -

очень болтлив –

очень робок –

держится неестествен­но прямо –

часто меняет свои решения –

бесследно исчез –

понял вдруг настоящую правду –

бывалый –

смел и великодушен –



Группа 4. Какое из словосочетаний нельзя заменить антонимом?

Поднять тревогу, поднять занавес; глубокое уважение, глубокое озеро; отдать книгу, отдать честь; короткое замыкание, короткое пальто.

Группа 2. Игра. Запишите фразеологизмы с указанными сло­вами. Выигрывает тот, кто раньше всех запишет большее число фра­зеологизмов. (Работа выполняется по рядам.)

Душа, голова, руки.

Группа1Работа в группах 1)Подберите синонимы. (карточки)

1.Надежда.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин.. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.



Разноуровневые задания по русскому языку

1 уровень. На доске записаны устойчивые сочетания слов. Ребята по очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, устно объясняя смысл каждого фразеологизма.

Держат..ся в тени, ут..ретъ нос, соб..рат..ся с мыслями, щ..котливый вопрос, пр..т..нуть руку помощи, держать в ч..рном теле, г..нять лодыря, пр..б..рать к рукам, вт..ратъ очки, калач..м не заманш.., в..сетпъ на телефоне, т..ж..лая артиллерия.-


2 уровень- Подберите фразеологизмы к следующим словосоче­таниям:



Быстро бежать

очень любить

осуждать недостатки кого либо

крепко спать

медленно идти

очень мало — ...



3 уровень.

На доске записаны устойчивые сочетания. К данным фразеологизмам подберите противоположные фразеологические единицы.



Душа в душу; яблоку негде упасть; высоко летать, гладить по шерсти; во все лопатки; заварить кашу; жить своим умом

4 уровень.

Вставьте вместо точек один из синонимов, наиболее подходящих по смыслу.

Уже…(темнело, вечерело), когда Герасим …(возвращался, шел обратно). По его…(усталому, утомленному, измученному, изнуренному) виду, по неверной…(поступи, походке, шагу), по запыленному…(костюму, платью) его можно было подумать, что он успел обежать пол-Москвы. Он…(стал, задержался)…(напротив, возле) господских окон,…(посмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось еще человек семь…(челяди, прислуги), отвернулся, промычал еще раз: «Муму




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология.

Автор: Абылкасова Лайля Дастановна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства