IV. Актуализация знаний. | 15 мин. | На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора! -Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? -Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите к этим словам противоположные по значению слова и по этим словам создайте новый текст. -Учитель: А как эти слова эти слова называются (АНТОНИМЫ). - А кто вспомнит правило, что такое антонимы? -Теперь по этим словам создайте новый текст. - Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? -Учитель: Художники восхищались этим временем года. Вашему вниманию представлены две картины художников Пластова и Грабаря. Как природу зимы изобразили художники? Учитель: Чем отличаются эти картины? (на картине Пластова «Первый снег» начало зимы, а на полотне Грабаря – конец зимы) -Учитель: эти картины тоже противоположны. Давайте рассмотрим эти картины по отдельности прочитаем стихи к этим картинам. Соотнесите картины со стихотворениями. -Чем похожи эти картины и стихотворения? - А какими словами описывает поэт то, что изображено на картине? - А чем отличаются? -Учитель: какие чувства вызывают эти картины? - А какие слова вы убрали бы из предложенных слов, не передающих настроение от картины? -Учитель: у вас остались слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? -Учитель: А чем они отличаются? - Как называются такие слова? - Для чего они служат в речи? Что вы знаете о синонимах? это слова близкие по значению; отвечают на один и тот же вопрос; различаются оттенками значений; помогают разнообразить нашу речь; позволяют убрать повторы; помогают объяснить значение слов; Вопрос классу: Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ? Вы услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица). А как они называются? (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению). Работа по учебнику. | Проявляют интерес к изучаемому материалу. (о лете) К доске выходят два ученика. Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ненастная. Антонимы - противоположные друг другу слова. (зиме) (На обеих картинах изображён снег). (Синонимы). (лексическое значение, эти слова одной части речи). (оттенками лексического значения) Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка». - А у меня дома овсянка. - Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка. - Люблю я овсянку! - И я люблю! - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная! Особенно зимой да с молоком! - Как это вкусная? Как с молоком? - Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. - Да ты про что говоришь? - Как это про что? Про овсянку! - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела. - Каша песни пела?! - Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! - Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать! - А потом ко мне мою овсянку кушать! | самооценка | Карточки Учебник |