Общая цель
Формирование знаний учащихся о синонимах, о синонимическом ряде слов;
Развивать логическое мышление учащихся, аналитические способности (сравнивать, сопоставлять, делать выводы ), пополнить словарный запас;
Умения и навыки работы в группе, воспитывать сплоченность, культуру общения, расширить кругозор.
Результат обучения
Знать:
- определение синонимов;
- о роли синонимов в речи;
Уметь:
- подбирать синонимы к данному слову; строить синонимический ряд;
- употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений
Научиться работать в группе, оценивать других
Основные идеи, ключевые слова
Синонимы, синонимический ряд
Одно слово не способно выразить, раскрыть понятие
Ряд синонимов дают более понятное, широкое представление о предмете
Задания, источники
Русская речь
Учебник для 5 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения
Авторы: У. А. Жанпеисова, Ш. Т. Кожакеева §13 стр 48 – 52, стр. 49 упражнение 114;
Оснащение и оборудование
ИКТ, презентации Microsoft PowerPoint, флипчарты, разноцветные маркеры, минусовки детских песен
Последующие действия
- Психологический настрой «От сердца к сердцу» (звучит минусовка песни «Про дружбу»)
«Дорогие ребята! Очень рада видеть вас сегодня. Желаю вам, чтобы этот день принёс много хорошего и полезного». Дети (стоят, образуя круг) по цепочке говорят друг, другу пожелания символически передавая друг другу цветок. В конце концов, этот цветок с пожеланием возвращается учителю.
Спасибо всем! А теперь с хорошим настроением приступаем к уроку
2 Актуализация знаний учащихся по пройденной теме
- Что такое лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Какие слова называются однозначными?
- Какие слова называются многозначными?
- Что вы знаете о прямом и переносном значении слов?
Ученики вспоминают теоретический материал, приводят свои примеры.
- Обобщения, выводы: Слова – строительный материал языка, нельзя знать язык, не зная слов.
- Деление учащихся на группы. «Мозаика»: Раздаю разрезанные картинки и прошу детей собрать две картинки – сюжеты из известного мультфильма «Маша и медведь»
- Стадия вызова
Знакомство учащихся с фрагментом сказки «Про храброго зайца» Д. Н. Мамина - Сибиряка. Выразительное чтение текста и анализ.
- Что вы узнали из данного отрывка?
- Что делает этот текст выразительным?
- Назовите глаголы, которые показывают приход зайцев и их действия.
(Собрались, сбежались, приплелись.)
- Чем интересны эти слова? ( Все они обозначают действие «пришли»)
- Почему вместо трёхразового употребления одного глагола сказочник использует разные глаголы? (Потому что один и тот же глагол не может передать (показать) поведение, возраст зайцев)
- Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули молодые зайчата, засмеялись старушки зайчихи, улыбнулись старые зайцы)
- Относятся ли эти слова к одной части речи? Чем они интересны? (да, эти глаголы тоже передают характер героев их культуру поведения)
Выписывание слов:
Собрались, сбежались, приплелись – пришли
Хихикнули, засмеялись, улыбнулись – радовались
Выводы: Одно слово не способно выразить, раскрыть понятие
Ряд слов с одним лексическим значением даёт более понятное, широкое представление о предмете.
5. Объявление темы урока учителем: Синонимы
- Нужны ли синонимы в нашей речи? Может гораздо удобнее, чтобы каждая вещь имела одно единственное название?
6. Задание для групп: составление кластера «Синонимы»
Дополнения учителя: От греч. син - со (одно) + оним – имя Соименование, одноименный
ü Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или
очень близкое значение.
ü Синонимический ряд – группа синонимов, состоящая из двух и более слов, объединенных общим значением,
различаются оттенками взаимно дополняя друг друга.
Громоздкий, громадный, огромный, большущий, крупный, здоровенный (большой размер)
Работа, труд, дело, занятие (сущ)
Влажный, мокрый, сырой (прилаг)
Бежать, спешить, торопиться (глаг)
Вывод: Синонимы необходимы в речи, делают речь богаче, красивее, эффектнее; дают широкое представление о предмете.
7. Работа с учебником (стр 49 упражнение 114)
Выразительное чтение текста
Ответно-вопросная беседа по содержанию текста:
- Вам понравился этот текст? (Нет)
- Что портит этот текст? (Повторяющиеся слова)
- Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным?
- Как избежать подобных повторов?
(Необходимо заменить слова синонимами)
8. Сравнивание учениками первоначального варианта текста и текста, который они подкорректировали сами.
9. Задание
Прочитать текст, выписать синонимы, составить синонимический ряд
Проверка с помощью ключа.
10. Разминка
Закройте глаза. Представьте себе, что у вас длинный – предлинный нос, как у Буратино. Теперь начните «писать» кончиком этого носика в воздухе цифры от 1 до 10 и обратно.
11. Задание для групп
Подберите синонимы к данным словам и составьте предложения: 1. Прекрасный, бросать, враг.
2. Занимательный, торопиться, приятель.
Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие слова называются синонимами?
Что такое синонимический ряд?
Что вам понравилось на уроке?
Что вам не понравилось на уроке?
Оценивание
Формативное (обе группы комментируют работы друг друга при помощи стикеров)
Суммативное (учитель, узнав мнения детей и проанализировав, выставляет оценки)
Домашнее задание
§13 стр. 48 – 52, упражнение 119