№ 3
Урок русского языка Класс: 5 класс Возраст: 10-11 лет
Тема урока:
Синонимы
Ссылки:
Календарное планирование, учебник «Русская речь», Алматы «Атам?ра» 2010.
Цели:
Дать понятие о синонимах.
Результат обучения:
Учащиеся знают: определение синонимов, синонимического ряда;
умеют подбирать синонимы к словам, составляют синонимический ряд, употребляют синонимы в речи.
Ключевые идеи:
Синонимы – это слова, очень близкие по значению.
Синонимы составляют пары или ряды слов, объединённые общим значением.
Ресурсы:
ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы.
Этапы проведе
ния урока
Время – 45 минут
Атмосфера в классе
Действия преподавателя и действия учащихся
Организа-ция класса
4 мин.
Доброжелательность, взаимоподдержка.
Занятие начинается с приветствия учащихся. Затем проводится формирование групп.(синонимы: друг, товарищ, приятель, страна, край, земля, сторона, большой, огромный, великий, грандиозный; ветер, вьюга, буран, ураган)
Располагаются за «круглым столом» по группам. Вспоминают вместе «золотые правила» работы в группе, которое висит на доске.
8 мин.
Активность, сплочённость, аккуратность.
По тропинкам бродит осень,
Тихо листьями шурша.
Замутилась неба просинь,
Растревожилась душа.
(Ренат Харис)
Давайте, послушаем как вы написали домашнее задание.( Эссе )
- На улице прохладно. Вот пролетели над головой птицы. Когда ходишь слышатся шелест листьев. Хруп-хруп. Они такие красивые. Жёлтые, красные, есть ещё зелёные. Как я люблю осень!
- Вот уже прошёл месяц осени. На деревьях разноцветные листья. Подул ветер. Несколько листьев упали на землю. Осторожно наступаю и я как по одеяло хожу. Интересно никогда не слушал. Оказывается так здорово.
- Осень. Листопад. Проезжаешь слышатся шелест листьев. Жалко, что они упали. С нехотением проезжаешь.
- Это наш сад. У нас много деревьев. На них листья красные, жёлтые, зелёные. Я набрала много листьев. Наступая на них, слышала как хрустят листья.
І этап-Вызов.
Целопола-гание
5 мин.
7 мин
Активное взаимодей
ствие преподавателя с учащимися, развитие орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, банк словарных слов.
- А, теперь посмотрите на видео «Осень» Что мы увидили?
Упражнение 110. Прочитайте текст. Определите его тему.
Почему комбайн «ползет» по хлебному полю?(Кумулятивная беседа)
Как по- другому можно сказать о комбайне?
В каком значении употреблено слово убрать в словосочетании убрать хлеб? Назовите другие значения этого многозначного глагола. Объясните выражение: дружно- не грузно.
Упражнение 111. Прочитайте. Укажите близкие по значению слова.
Плавный переход к новой теме.
Групповая работа. Прочитайте определение. Составление кластера.
Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Например, они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета (весёлый, радостный), одно и то же действие (убирать, снимать урожай).
Синонимы составляют пары или ряды слов, объединённые общим значением. В синонимические ряды входят слова одной части речи: дорожка, тропинка, страна, государство, прочный, крепкий; идти, шагать, брести; медленно, неторопливо, потихоньку, еле-еле.
Самооценка, группы дают оценку.
ІІ стадия-Осмысле-ние. составле-ние кластера.
5 мин.
Активное взаимодей
ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже-
ние, выслушиваниемнений других, толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопони-мание, взаимоподдержка.
Внимание, ребята! Переходим к следующему виду работы. (групповая работа)
- У меня на доске в двух столбиках написаны слова - друзья.(сопоставление)
Ваша задача: к каждому слову из 1 столбика подобрать синоним из 2 столбика.
огонь
шалун
чистый
прыгать
бросать
красный
конница
алфавит
алый
скакать
азбука
озорник
кавалерия
кидать
пламя
аккуратный
А сейчас поучимся сочинять стихи.
У меня записано стихотворение, но последние слова в нём не в рифму. Вам нужно подобрать к слову "работа" синоним, чтобы стихотворение получилось в рифму.
Я трудилась не напрасно,
И запомню навсегда, –
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работа) - труда.
.3 мин.
Музыкальность
ритмика.
Разминка. Танец «?ара жор?а»
5 мин.
5 мин.
Сплоченность групп
Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответствен-ности,
(Выходят учащиеся от каждой группы и берут карточки) Прочитайте стихотворение, найдите синонимы.
1-я карточка (1-я группа)
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
2-я карточка (2-я группа)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
3-я карточка (3-я группа)
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).
– Почему вы решили, что это синонимы?
– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей?
– Что сильнее - метель или буран?
– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы?
– Какое слово еще можно поставить в этом синонимическом ряду?
Задание 1 группе: Выпишите близкие по смыслу: а) существительные, б) прилагательные, в) глаголы.
2 группе: Прочитайте, скажите, какие существительные сочетаются с глаголами- синонимами. Запишите полученные словосочетания.
3 группа: В каждом предложении замените одно из выделенных слов синонимами.
Самооценивание, анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания
ІІІ этап-Рефлек-сия.
3 мин.
Активность учащихся
- Понравился ли вам урок? Чем?
- Чему учились?
- Что повторяли?
- Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо за урок.
Домашнее
задание
- Описание животных с использованием синонимических пар.
- Найдите в тексте «Мишкино поле» синонимы к словам: дети, дело, говорить, огромный, тяжело, возле.