Краткосрочное планирование открытого урока
Учитель: Гунбина Елена Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 2 класс
Дата проведения: 22 октября 2015 г
Тема урока: Корень слова.
Цель (обучения): способствовать формированию понятия корень, способствовать формированию умения выделять корень в группе родственных слов.
Ожидаемые результаты:
Все ученики должны усвоить понятие корень.
Большинство учащихся смогут выделять корень в группе родственных слов.
Некоторые учащиеся смогут находить лишние слова в группе слов, среди похожих по написанию, но разных по значению.
1.Приветствие. Психологический настрой.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна. А ещё осенью в садах поспевают яблоки, оцените своё настроение с помощью яблочек.
Организует рефлексию «Яблоня».
- Скажи друг другу на урок пожелание. Изменилось ваше настроение? Почему?
- Чему вы учились, выполняя это задание?
-Чему мы учимся на уроках русского языка? (шкала знаний). Молодцы! Вот сейчас мы и проверим как хорошо вы умеете это делать.
Оформление записи в тетради. Задание на развитие орфографической зоркости. «Ситуация успеха».
«Буква потерялась» Посмотрите на доску и сформулируйте задание.
Капуста, яблоня, горох, картофель, банан, морковь.
-Что можно сказать про эти слова? (словарные слова) Зелёной пастой подчеркните ошибкоопасные места.
Для чего мы выполняли это задание? Что развивает это задание?
Из пропущенных букв составьте слово, что у вас получилось. Ребята, о чём мы с вами будем говорить на уроке?
-Назовите слова-ассоциации к слову корень, сверьте в паре, теперь в группе. Спикер назовёт ответ. Прежде чем я услышу ваш ответ, вспомним правила работы в паре и группе.
2. Напоминает правила работы в группе.
3.Запрос темы и цели урока.
«Мозговой штурм»
Продолжи предложение: Дерево погибнет, если ____
А) повредить листики; Б) повредить корень; В) повредить ветки; Г) собрать плоды. Какой вывод можно сделать? Что является важным в жизни дерева
- Вы всё правильно называете, но у нас не познание мира, а урок русского языка и мы работаем со словами (есть ли корень у слова) нам поможет ответить учебник стр.115 1 абзац.
-Как вы теперь думаете, чему будем учиться на уроке?
- Чему вы учились, выполняя это задание?
4. Знакомство с новой темой.
- Прочитайте правило на стр. 117 Расскажите в паре друг другу о чём вы прочитали. Что нужно сделать чтобы выделить корень? (нужно найти общую часть)
-Как выделяют корень? (дугой)
- Чему вы учились, выполняя это задание?
Работа в группах. Выделите корень в словах.
Дом, домашний, домовой, домик.
Сад, садовник, садик, садовый.
Стол, столик, столовый, столешница.
Лёд, ледник, ледяной, ледниковый.
Гость, гостиница, гостить, гостевой.
Цвет, цветник, цветёт, цветная.
Бег, бегать, беговая.
Школа, школьник, школьница.
- Ребята, а слова, которые имеют один корень называются родственные слова.
- Чему вы учились, выполняя это задание?
5. «Алгоритм».
-Составьте алгоритм как находить корень в слове.
Презентация алгоритмов.
- Чему вы учились, выполняя это задание?
6. Работа с текстом по карточке. «Мозговая атака» - проблемная ситуация.
Однажды гусь, гусыня и гусята отправились на прогулку. Всё семейство гусей гуськом шли друг за другом. Навстречу гусям ползла гусеница. Гусята увидели гусеницу и спросили: «А вы кто?». «Я ваша тётя!» - ответила гусеница.
Как вы думаете, права ли гусеница? Обоснуйте свой ответ.
7.Физминутка
Руку протяните, Яблоко сорвите
Стал ветер веточку качать, И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну. И быстро яблоко сорву!
Выпишите из текста родственные слова, выделите в них корень. (гусь, гусыня, гусята, гусей, гуськом, гусям)
1.« 4 правды и одна ложь».
1) Корень слова это общая часть нескольких слов.
2) Несколько слов, которые имеют одинаковый корень называются родственными.
3) Слова рис, рисунок, рисовать – родственные слова.
4) Родственные слова имеют одинаковое значение.
5) В словах лес, лесник, лесной – корень лес.
- Чему вы учились, выполняя это задание?
Самостоятельная работа.
Моряк, морской, мороженое, море.
Задание: выделите корень, найдите лишнее слово. Докажите.
- Почему не все получилось? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз ответить лучше?
-Почему вы смогли правильно ответить на задание?
Рефлексия «Рефлексивный лист» Прочитайте, обведите, что считаете нужным.
«Яблоня»
-Изменилось ли ваше настроение? Почему?
-Вам понравилось работать совместно? Почему?
- Чему вы учились, выполняя это задание?
Дом. задание: упр. 316, 317 на выбор.